Некоторые направления федеральной интеграционной политики




Межрегиональная интеграция в России была и остается важным индикатором общей социально-экономической ситуации в стране и, одновременно, важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Межрегиональное сотрудничество должно стать важнейшим объектом целенаправленной и скоординированной политики федерального Центра и регионов с целью как оздоровления социально-экономической ситуации, так и создания институциональной основы новой российской государственности.

Региональная политика федерального Центра в любом случае в достаточно длительной перспективе останется результатом компромисса между действиями, направленными на преодоление центробежных тенденций и усилиями по стимулированию очагов и точек роста. В этом плане федерализм не должен рассматриваться как "стимулятор" экономического и политического кризиса, а как инструмент обеспечения большей национальной интеграции и экономического роста.

С позиций укрепления межрегионального сотрудничества, региональная политика федерального Центра прежде всего должна быть нацелена на:

· обеспечение экономического развития в регионах, поскольку без перехода экономики к долгожданной стадии роста все разговоры об эффективности любой экономической политики (и, в первую очередь - интеграционной) - бессмысленны;

· предотвращение нерационального перемещения ресурсов, прежде всего излишней миграции населения и неоправданной концентрации капиталов;

· обеспечение реструктуризации промышленности и ее адаптации к рыночной системе;

· поощрение и поддержку подготовки и реализации межрегиональных программ, прежде всего в области инфраструктурных проектов и установлении долгосрочных кооперационных связей между регионами, что позволит сгладить многие межрегиональные противоречия и будет способствовать координации экономической политики субъектов Федерации;

· обеспечение гарантии большей финансовой независимости регионов от центра, укрепление доходной базы региональных бюджетов, расширение прав регионов в области налоговой и бюджетной политики, что позволит не только в большей степени сбалансировать региональные бюджеты и уменьшить трансферты, но и, как показывает опыт других стран, поднять уровень доходов региональных бюджетов, сделать политику региональных властей более ответственной и нацеленной на долгосрочные задачи экономического развития и роста.

В то же время А.Гранберг (см. доклад, представленный на Международной конференции "Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции как фактора укрепления федерализма в России", Новосибирск, февраль 1999 г.) выделяет следующие три группы первоочередных направлений федеральной интеграционной политики.

Первая - это развитие правовой и институциональной базы интеграции. Сюда можно отнести:

· завершение создания правовых основ экономических взаимоотношений "центра", субъектов Федерации, местного самоуправления;

· содействие становлению и развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития экономики (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональные финансово-промышленные группы и т.д.);

Вторая группа - инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства, особенно:

· обеспечение функционирования магистрального транспорта, энергетической системы и основных телекоммуникаций;

· концентрация финансовых ресурсов на осуществлении федеральных интеграционных программ, таких как ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье", "Сибирь" и т.л.

· приоритетное финансирование тщательно отобранных производственных и инфраструктурных объектов (за пределами ареалов федеральных программ), которые активизируют межрегиональную интеграцию.

Третья группа - ориентация экономических регуляторов на усиление однородности и интегрированности экономического пространства. В том числе:

· устранение основных противоречий бюджетного федерализма;

· восстановление банковской системы и платежеспособности действующих субъектов рынка;

· сдерживание роста транспортных и энергетических тарифов, создание оптового рынка электроэнергии;

· сохранение экономического контроля государства над стратегическими и структурообразующими объектами и природными ресурсами;

· селективная поддержка предприятий, особенно градообразующих, в депрессивных регионах;

· обеспечение внешнеэкономической безопасности регионов.

Очевидно, что задачи региональной политики и федеральной интеграционной политики не тождественны. Например, меры по восстановлению банковской системы, обеспечению функционирования магистрального транспорта и т.д. не являются "предметом" региональной политики (хотя и сильно воздействуют на нее). Поэтому важно добиться институциональной стыковки и непротиворечивости этих задач, отнесенных к разным ведомствам. По-видимому, наиболее перспективным здесь является совместное участие Министерства экономики, Министерства по делам федерации и национальностей РФ и других федеральных министерств и ведомств в подготовке и реализации крупных межрегиональных программ интеграционной направленности. До сих пор такого взаимодействия не было, либо оно осуществлялось на формальной основе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: