ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО (для 1 курса)
Автор-разработчик | Михалева М.А. | |||||||||||
Специальность | 44.02.01 | |||||||||||
Учебный цикл | ОГСЭ | |||||||||||
Учебная дисциплина | Русский язык | |||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины | Последующие учебные дисциплины | ||||||||||
история | Культура речи | |||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||||
У1 У2 У3 | Пользоваться справочной литературой Грамотно использовать возможности основных лексических единиц русского языка Самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь | З1 З2 | Структурные особенности справочной литературы Нормы русского языка | |||||||||
Раздел | Раздел № 3__ | Лексика и фразеология | __13____ часа | |||||||||
Тема | Тема № 3. 2. | Фразеология | ___2___ часа | |||||||||
Уровень освоения | Онакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); | |||||||||||
Тема учебного занятия | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи | |||||||||||
Тип учебного занятия | Урок обобщения и систематизация изученного | |||||||||||
Вид занятия (выбрать) | Практическое занятие | |||||||||||
Образовательные технологии | Информационно – коммуникационная технология | |||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||||||
Систематизировать знания обучающихся по разделу «Фразеология» | повышать культуру речи обучающихся, развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и уместности их употребления | учить видеть связь языка с историей народа. | ||||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||||
У1 | Пользоваться справочной литературой | З1 | Лексические, синтаксические нормы речи | |||||||||
У2 | Опознавать фразеологизмы по их признакам, определять лексическое значение фразеологизмов | З2 | Употребление фразеологизмы в речи | |||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | Результаты выполнения заданий по предложенному материалу. | |||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | ||||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | |||||||||
ПК, презентация | Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений, Антонова Е.С. Воителева Г.М., М.: Издательский центр «Академия», 2015. | Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО и прикладного бакалавриата, Голубева, А. В., М.: Издательство Юрайт, 2014 Среднее профессиональное образование 2019 № 1 с.145-153 Обучение и воспитание школьников 2014 №2 | Фразеологические словари, учебно-методические материалы по предмету Русский язык | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая | ||||||||
Технологическая карта урока
Этап занятия | Время, мин | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студентов | Методы и приёмы обучения | Средства обучения | Формы и методы контроля качества обучения |
1. Орг. момент | 1 мин | Приветствует студентов, нацеливает группу на проверку имеющихся у них знаний, уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. | Определяют цель и виды деятельности | информационно-сообщающий: беседа | презентация | Оценка активности студентов |
2. Мотивация учебной деятельности. Лингвистическая разминка. | 5 мин | Предлагает студентам отгадать загадки и вспомнить известные фразеологизмы, по предложенным темам. | Участвуют в обсуждении, анализируют, работают над лексической стороной речи, обобщают. | Метод:проблемный, частично-поисковый Методические приемы:анализ, аналогия, эвристическая беседа, обобщение | презентация | Оценка активности во время фронтальной беседы |
3.Актуализация знаний. | 20мин | Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем, поэтому вспомним: · Фразеологизм – это · Фразеологизмы изучает.. · Значение фразеологизмов разъясняется в … 1. Предлагает выполнить упражнения, которые помогут повторить основные признаки фразеологических оборотов. Каждой группе необходимо сделать вывод на основании представленного материала. Всего предлагается 5 разноплановых заданий 2 Приводит примеры употребления фразеологизмов в наши дни. (на примеры газетных заголовков в СМИ)Показывает слайд, спрашивает, где могут встречаться подобные предложения, для чего они служат. 3. Работа по совершенствованию культуры речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки | Отвечают на вопросы. Приводят примеры. Работают в группах Делают вывод На основе теоретического блока и упражнения делается вывод о признаках фразеологического оборота, которые записываются в тетрадях: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом). Делают вывод, о том, что фразеологизмы часто встречаются в публицистике и делают нашу речь более образной, выразительной. Исправляют лексические ошибки, указывают вид ошибки | Метод:репродуктивный,мозговой штурм Методический прием:опрос, работа в группах | Раздаточный материал, презентация | Оценка за устные ответы |
4. Работа со словарями фразеологизмовабота со словарем | 5 мин | Предлагает выступить подготовившимся студентам с сообщением «Происхождение фразеологизмов» Остальные выступают в роли аудитории, оценивают сообщение, задают вопросы. | Излагают сообщение, приводят отобранные примеры из словарей фразеологизмов | Метод:проблемный, частично-поисковый Методические приемы:анализ, обобщение | Оценивает активность студентов, правильные ответы на вопросы, | |
5. Фразеология-применение в профессиональной сфере. | 10 мин | Предлагает выступить подготовившимся студентам с представлением игр и заданий для дошкольников, отобранных на основе с периодическими изданиями. | Представляют подготовленные заранее задания. Остальная аудитория слушают, анализируют. | Метод:продуктивный, проблемный Методические приемы:объяснение, представление разработок, анализ | презентация, раздаточный материал | Оценивает уровень самостоятельной работы обучающихся, предметный результат. |
6. Рефлексия | 2мин | Спасибо за работу, но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не выполните задание: выразите свое отношение к уроку, используя подходящие фразеологизмы. | Анализируют работу на уроке, выполняют задание. | Метод:аналитический Методические приемы:самоанализ, взаимоанализ | Оценивает, анализирует точность ответов в соответствии с заданием | |
Заключительный этап. Домашнее задание. | 2 мин | Подводит итоги, выставляет оценки, анализирует работу студентов. | Дифференцированное домашнее задание. | Суммарная оценка работы студентов на уроке |