Адаптация инвалидов в современных социокультурных условиях.




Основным принципом формирования социокультурной тактики в отношении инвалидов является максимально возможная дифференциация мер, направленных на адаптацию инвалидов в современных социокультурных условиях. Теоретическую основу тактики обеспечивает концепция образа жизни, позволяющая выбрать социокультурное содержание жизнедеятельности этих групп людей.

Образ жизни - распределение фундаментальных жизненных ресурсов людей - времени и энергии - между основными культурно установленными формами жизнедеятельности: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация.

Жизнеобеспечение.

Жизнеобеспечение - включенность людей в процессы хозяйственной жизни, в систему общественного распределения труда, в домашнее хозяйство, в финансовые отношения.

Дефект и инвалидность во многих случаях препятствует выполнению важных функций в сфере жизнеобеспечения, может привести к вытеснению инвалидов из производственной сферы. Среди инвалидов, как показывают результаты исследований, не распространено отношение к труду как к средству жизнеобеспечения. Такое отношение поддерживается стереотипами социокультурной помощи инвалидам: благотворительность, ориентация на досуг, а не на самообслуживание. Обе тенденции ослабляют у этих людей стимулы к самоорганизации и конструктивному решению проблем собственного жизнеобеспечения.

Социокультурная адаптация инвалидов в сфере жизнеобеспечения предполагает двустадийное решение задачи:

- реабилитация (важно, чтобы человек приобрёл навыки, компенсирующие дефект, научился использовать их в процессе самостоятельного жизнеобеспечения);

- полноценное участие в системе общественного разделения труда (помощь инвалиду в социокультурной адаптации на обычном или специальном рабочем месте, в семейном распределении домашнего труда).

Профессиональная подготовка, поиски и организация рабочих мест осуществляются в рамках обществ и ассоциаций инвалидов, прежде всего на принадлежащих им учебно-производственных предприятиях.

Социализация.

Социализация - освоение людьми знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентации, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия.

В настоящее время социализация инвалидов в развитых странах считается одним из главных средств их интеграции в обычную социокультурную жизнь. Инвалиды более чем здоровые люди изолированы от контакта с другими; для них затруднён доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение (отделение их окружающими) к ним со стороны окружающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных переживаний и препятствует успешной социализации.

В обществе имеются институциональные структуры для решения задач социализации лиц с дефектами и инвалидов:

- научно-исследовательские и образовательные учреждения, ориентированные на изучение дефектов, на разработку средств их компенсаций и преодоления;

- образовательные учреждения, в частности вузы культуры, осуществляющие подготовку специалистов в области социальной помощи;

- консультативные службы и аниматорство: такие институты социализации инвалидов пока находятся в зачатом состоянии и не имеют устоявшихся организационных структур;

- государственные средства массовой информации (СМИ)

Коммуникация.

Процессы коммуникации - это ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, обмен информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, лишают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом, поле их личностной социокультурной самореализации. Проблему коммуникации инвалидов следует рассматривать с точки зрения реализации возможностей:

- свободного передвижения в пространстве;

- доступа к публичным местам и рекреационным объектам;

- участия в обменах культурной информацией.

Для решения вопросов культурной коммуникации инвалидов в связи с их интеграцией в обычную социальную жизнь на уровне культурной политики предложены следующие меры:

- разработка учебных программ, специально ориентированных на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях;

- организация групп общения при ассоциациях инвалидов;

- формирование консультативных и тренинговых служб в рамках структур местного управления, медицинского обслуживания, социального обеспечения, общественных организаций и т. п.;

- подготовка специалистов в области культурной коммуникации, разработка соответствующих учебных пособий и программ.

В сфере массовых коммуникаций приоритетное внимание следует уделить следующим направлениям деятельности:

- печатная продукция: расширить имеющийся в России опыт издания литературы для слепых и слабовидящих, библиотечного обслуживания инвалидов всех категорий, сеть специальных библиотек общества слепых и общества глухих, средствами государственной социокультурной политики;

- СМИ.

Рекреация.

Рекреация - процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций.

Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.

Проблема рекреации инвалидов имеет несколько аспектов:

- формы рекреации, характерные для культуры вообще: посещение театров и кинотеатров, музеев, концертных залов,

развлекательные теле- и радиопередачи, массовые досуговые мероприятия и т.п.;

- формы рекреации, специфичные для инвалидов и имеющие развлекательные функции;

специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы (разработка программ, спортивных, ролевых, стратегических игр, специально предназначенных для того, чтобы приемлемая и привлекательная досуговая деятельность помогала людям справляться с имеющимся дефектом или компенсировать его).

В соответствии с названными проблемами можно сформировать задачи культурной политики, связанной с организацией досуга инвалидов:

- стимулирование инвалидов к активным формам рекреации, разработка соответствующих программ, имеющих цель расширить круг возможностей участия инвалидов в культурной жизни;

- ориентация на активизацию обучающих, информирующих, компенсирующих, развивающих аспектов при разработке, реализации рекреационных программ для инвалидов, инвалидам нужны рекреационные программы, менее ориентированные на чистое развлечение и более - на социализацию;

- подготовка специалистов, связанных с организацией досуга, сочетающих медицинские и педагогические знания и навыки, с профессиональным социологическим и культурологическим опытом;

- формирование специальных институционных структур, ответственных за рекреацию инвалидов, по возможной форме специализированных ответвлений обычных, культурных институтов: отделения структурами управления (отделы культуры, образования, здравоохранения), кафедры при отделениях учебных заведений (педагогических, медицинских, культурологических, художественных), объединения при учреждениях культуры (библиотеках, музеях, театрах и т. п.).

В обществе имеются институционные структуры и культурные формы, связанные с организацией досуга инвалидов:

- Общества инвалидов.

Предусматривается организация технической, художественной, ремесленнической деятельности; выставок, конкурсов, фестивалей, вечеров отдыха; спортивных состязаний, встреч с деятелями культуры и т. п. Формы самодеятельности должны быть направлены в большей степени на общение, чем на количество результатов художественной, педагогической и других видов самодеятельности.

- Специальные детские учреждения, в которых игровые, художественные, ремесленнические, спортивные формы активности являются непременной составной частью процесса образования и воспитания и в которых накоплен богатый практический опыт, связанный с компенсацией дефектов.

- Различного рода благотворительные и развлекательные мероприятия, ориентированные на восприятие культурной информации.

- Организационные структуры местной власти: муниципальные отделы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. п.

- Образовательные учреждения (медицинские, педагогические, туристические), в функции которых входит подготовка специалистов по организации досуга инвалидов.

Социокультурная дифференциация инвалидов. Дефект - любая утрата психической, физиологической, анатомической структуры или функции, либо их отклонение от нормы. По типам дефекта:

- Умственно отсталые

Основной источник социокультурных проблем для таких людей - это сниженный по сравнению со среднестатистической нормой уровень интеллекта.

Однако существуют возможности уменьшить влияние дефекта умелой организацией отношений таких людей с окружением:

Во-первых, более интенсивное развитие поведенческих навыков, заучивание и использование стереотипов наборов действий;

Во-вторых, с помощью специального тренинга можно развить умственные способности этих людей;

В-третьих, художественная терапия, овладение даже простейшими навыками образной выразительности - музыкального интонирования, работы с пластической формой и т. п.

- Сенсорные дефекты.

К ним относятся слепые, слабовидящие, лица с разного рода речевыми нарушениями, глухие, слабослышащие и т. п. Эти люди обладают нормальным интеллектуальным потенциалом. Их затруднения в отношениях с окружением обусловлены коммуникативными проблемами. В настоящее время имеются разнообразные технические средства, позволяющие в значительной степени компенсировать сенсорные дефекты.

- Дефекты опорно-двигательного аппарата.

Люди с таким дефектом ограничены в передвижениях. Интеллект и сенсорные способности остаются нормальными. Моральная поддержка и одобрение являются значительными элементами социализации таких людей, поскольку при сохранности интеллекта и сенсорных способностей они особенно остро ощущают свой дефект - источник социальной неполноценности.

- Органические заболевания.

Инвалидность людей, обусловленная внутренними органическими заболеваниями, в отличие от предыдущих случаев, проявляется в болезненных симптомах, снижении жизненного тонуса, ограничении возможностей активного образа жизни, зависимости от лечения. Это больные люди, нуждающиеся в медицинском наблюдении и уходе, и на время болезни их мысли структурируются вокруг этого. Часто в этих случаях людям свойственно устойчивое ипохондрическое состояние, угнетающе действующее на настроение, как на них, так и окружающих. Инвалиды такого типа оказываются и оторванными от более широкого социокультурного окружения недостатка жизненных сил, болезненных симптомов, становятся преградой для реализации нормальных видов повседневной и культурной активности.

Чрезмерное сочувствие и жалость, налагаясь на ипохондрическое настроение больного, будут вызывать резонанс негативных ощущений и способствовать снижению жизненного тонуса. Оптимизм окружающих оказывается для больного слишком резким стимулом, требующим от него повышенной активности, поэтому вызывает только раздражение и защитную реакцию. Нам необходимо находить нужную доброжелательную тональность в общении с больным, которое стимулировала бы его к поддержанию вне контактов и интереса к окружению, но не порождала чрезмерных эмоциональных проявлений.

По возрастным группам:

При построении социокультурной политики необходимо учитывать возрастные особенности инвалидов.

- Дети и подростки (от рождения до 16 лет). Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» от 1995г., категория «ребёнок-инвалид» устанавливается в возрасте до 16 лет.

Акцент следует делать на особенностях их психики, на природных возможностях адаптации в жизненной среде.

- Молодёжь (от 16 до 25 лет)

Может быть использовано стремление испытывать свои силы. Но, с другой стороны, затруднения, порождаемые дефектом, могут стать определённым препятствием к достижению желаемой степени самостоятельности в сферах жизнеобеспечения и коммуникации. В этом случае трудности, свойственные этому возрасту, усугубляются у инвалидов обострённым ощущением собственной неполноценности.

- Взрослые.

К возрастной группе взрослых инвалидов следует отнести людей в возрасте от 26 лет до окончания работоспособного периода (55-60 лет). Их можно разделить на две категории:

- Пожилые (после 55-60 лет)

В настоящее время пенсионеры в целом (как возрастная группа) занимают в российском обществе маргинальное социокультурное положение. Предельно ограничен набор социальных ролей и культурных форм активности, доступных пенсионерам. Чрезвычайно сужены рамки их образа жизни. Всё вышесказанное полностью распространяется на пожилых инвалидов, которые, как правило, лишены определенных стимулов к преодолению своего состояния.

По полу:

Различия между мужчинами и женщинами-инвалидами с точки зрения их адаптации к обычной социокультурной жизни существующие должны приниматься во внимание при формировании культурной политики. О наличии таких различий свидетельствует хотя бы факт, что заболеваемость и смертность среди мужчин-инвалидов значительно выше, чем среди тех же категорий женщин.

По социальным признакам:

- Среднеобеспеченные слои. В этих слоях семья, как правило, несёт ответственностью

цианизацию её члена-инвалида, используя при этом доступные ституциональные средства и возможности. В особую группу следует выделить людей, ставших инвалидами при службе в армии, в органах охраны общественного порядка. Эту группу составляют мужчины молодого и среднего возраста, как правило, для них характерна достаточно высокая оценка положения в обществе и сформированы установки на его повышение.

При наличии инвалидности у них нередко остаётся ориентация на социальную активность. К тому же у них развиты навыки самоорганизации. Именно из таких инвалидов состоят многочисленные организации бывших военнослужащих, прошедших службу в Афганистане, получивших инвалидность в результате военных действий в процессе межнациональных столкновений и т. п. С другой стороны у части таких инвалидов наблюдается чувство разочарования, опустошённости. Эти особенности необходимо принимать во внимание при разработке программ для инвалидов такого типа.

- Низшие слои.

Здесь люди живут в неблагоприятных условиях (теснота, не гигиеничность); среди них велико количество необразованных и безработных, а также лиц с отклоняющимся поведением: для них характерна социальная безответственность. Отношение к ним характеризуется большим равнодушием. В этих слоях нередки отказы матерей от детей с врожденными дефектами; предоставление пожилых инвалидов самим себе; отсутствие внимания к негативным последствиям пьянства, наркомании у подростков и взрослых. Культурная компетентность таких инвалидов остаётся весьма низкой.

Механизмы реализации социокультурной политики в отношении инвалидов. Функции социокультурной политики в отношении инвалидов

На федеральном уровне функции социокультурной политики по отношению к инвалидам должны быть следующими:

- выработка общегосударственных и отраслевых принципов построения социокультурной политики, формирование и реализация федеральных программ социокультурной адаптации и социальной интеграции (полноценное включение инвалидов в социокультурную жизнь) инвалидов; - выработка правовых гарантий и процессуально-административных механизмов социокультурной адаптации инвалидов, в том числе создания для них безбарьерной среды; (Министерство труда и социального развития РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие).

- правовое обеспечение социокультурной политики в отношении инвалидов.

Особо следует выделить роль законодательных органов и Министерства юстиции РФ. Государство обращает внимание преимущественно на экономические проблемы инвалидов.

Закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»(1990)во многом устарел. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Указы Президента и постановления Правительства России.

В настоящее время особенно актуальна разработка правового регулирования таких сторон жизнедеятельности инвалидов, как и профессиональная подготовка, создание сети культурно - реабилитационных центров, информационное (в том - библиотечное) обслуживание; доступность учреждений культорганизация туризма; подготовка специалистов по проблемам социокультурной адаптации инвалидов и т. п.

Субъекты социокультурной политики в отношении инвалидов. Системы социальной помощи инвалидам: медицинская адаптационно-консультативная, общего и профессионального образом реабилитации инвалидов находятся в ведении:

- Министерства культуры РФ;

- Министерства труда и социального развития РФ;

- Министерства Здравоохранения РФ;

- Министерства общего и профессионального образа РФ

В соответствии с законодательством эти министерства должны координировать свою деятельность с общественными организациями инвалидов, созданными по инициативе самих инвалидов участием.

Практические задачи обществ состоят в помощи инвалидам в области трудоустройства, образования, досуга и т. п. За счёт естественных средств они развивают производство, ведут жилищное строительство, содержат клубы и Дома культуры, самодеятельные и профессиональные творческие коллективы, санатории и базы занимаются просветительской и издательской деятельностью, организуют спортивно-оздоровительную и досуговую деятельность

Объединение усилий этих субъектов и обществ инвалидов должно способствовать развитию сложившейся системы институтского образования, социальной помощи, позволяющих осуществлять культурную адаптацию инвалидов.

Особое внимание следует уделять координации деятельности государственных и негосударственных структур, причастным процессам социокультурной адаптации инвалидов. Оказание помощи инвалидам со стороны коммерческих организаций не должно биваться на рыночных отношениях.

Опорные организационные структуры для реализации социокультурной политики в отношении инвалидов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: