Предпринимаются некоторые попытки обучения инвалидов установлению социальных связей, организуются семейные, возрастные и т. п. консультации, группы взаимопомощи.
Консультативные и обучающие центры для инвалидов могут быть встроены в структуры общего и специального образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, обществ и ассоциаций инвалидов, местных органов управления.
- Безбарьерная пространственная среда.
Организация пространства, путей передвижения, обеспечения доступа в здания и транспорт, формирования интересов общественных и рекреационных помещений с учётом нужд инвалидов.
- Средства межличностной коммуникации.
Телефоны с бегущей строкой или компьютерной связью; видеофильмы, позволяющие использовать жестовый язык, слуховые и зрительные электронные аппараты, минироботы и т. п. Подобные устройства и приспособления позволяют инвалидам адекватно осваивать социокультурную среду и ориентироваться в ней. С другой стороны, в нашей стране все они являются дефицитом.
- Библиотечное обслуживание.
В России имеется опыт издания литературы для слепых и слабовидящих, библиотечного обслуживания всех категорий, существует сеть библиотек в домах-интернатах, клиниках, среди специальных учебных заведений, школах-интернатах органов просвещения для детей с сенсорными нарушениями. Инвалиды пользуются услугами кассовых, научных и технических библиотек. В Российской государственной библиотеке для слепых и ряда других системы Минкультуры РФ организовано озвучивание центральных газет и журналов, подготавливаются сборники статей из периодических изданий. Пока библиотек мало, к тому же финансирование таких учреждений нестабильно.
|
- Издательское дело.
Для слепых и личностей с ослабленным зрением ежегодно выпускается ряд изданий с рельефно-точечной печатью. Производством «говорящих» (записанных на магнитную ленту) книг, в которых нуждаются инвалиды по зрению, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата пожилые инвалиды с различными соматическими заболеваниями занимается цех издательско-полиграфического информационного комплекса «Логос» Всероссийского Общества слепых. В ряде библиотек книги записываются на бытовую аудио и видеоаппаратуру.
- Средства массовой информации.
- Существуют печатные органы для инвалидов.
- Жестовой сурдоперевод и субтитрирование по системе телетекст».
- Кассеты (видео) с записью субтитрированных художественных фильмов.
- Освещение социальных проблем инвалидов.
- Организация досуга.
В сфере досуга за десятилетия существования обществ инвалидов множество людей имели и имеют возможность заниматься роковых, музыкальных, драматических, танцевальных, шахматных и шашечных и других кружках, студиях, спортивных коллективах.
Проводимые выставки, фестивали, состязания, международные встречи способствуют привлечению общественного мнения культурному потенциалу людей с ограниченными возможностями.
В государственном специализированном институте Министерства культуры РФ организовано обучение молодых лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, наблюдающих художественные способности.
Затруднения, возникающие при реализации социокультурной тактики в отношении инвалидов.
|
Помимо финансовых трудностей при разработке и реализации межведомственных комплексных программ, связанных с инвалидами, существуют и социокультурные:
- Недостаточная профессиональная компетенция специалистов;
- Равнодушие общественности к проблемам инвалидов.
Исторические корни, опыт и традиции отношения государства общества к инвалидам. Ретроспективный анализ истории становления и развития отношения общества и государства к таким людям в России можно утверждать, что здесь прослеживаются определённые периоды отношения государства и общества к инвалидам.
1 период (996 г.-1706 г.) - период формирования рефлексии государства и общества на людей с отклонениями. Начало периода христианизация Руси - конец - указ Петра I, повелевающий открыть церковные приюты (1706 г.)
2 период начинается в России на 5 веков позже, чем в Европе и длится одно столетие (1706-1806 гг.), заканчивается открытием спецшкол.
3 период (1806-1927 гг.) - Россия проходит путь осознания целесообразности обучения аномальных детей. Период уникален тем, что он прерван двумя революциями.
4 период (1927-1995 гг.) - путь осознания необходимости охвата всех категорий инвалидов. Условной границей периода можно считать 90-е годы. Это время принятия Декларации ООН «О правах умственно отсталых».
Более подробно остановимся на истории отношения государства и общества к инвалидам по зрению.
Ещё до II половине XVIII века государство не считало своей обязанностью заботится о социальном устройстве инвалидов, и в частности слепых. Вся забота о них тяжёлым бременем ложилась на семью. Потому многим из них приходилось нищенствовать. Незрячие инвалиды были изгоями общества. Они не пользовались ни гражданскими, ни политическими правами. Такие условия жизни вынуждали незрячих объединятся в небольшие группы, чтобы легче было преодолевать жизненные трудности.
|
Во II половине XVIII века стали появляться различные попечительские, благотворительные учреждения для слепых. Они преследовали одну цель - обеспечить обездоленных пищей и кровлей. В дальнейшем развитие благотворительности привело к созданию мелких попечительских учреждений, в которых незрячие получали навыки Ручного труда и обучались простейшим ремёслам.
Крупным событием во II половине XVIII века было создание правого просветительского учреждения для слепых (1784 г.). Создание Парижского института не осталось незамеченным в России. По возглашению императора Александра 1 в 1807г. Гаюк создаёт в Петербурге первое училище для слепых, которое просуществовало до 1817г. В этом училище уже помимо простейших ремёсел, слепых обучали чтению, пению и музыке. С 1885г. начинается массовое печатание книг по Брайлю (гениальный по своей простоте ограниченным возможностям рельефно-точечный шрифт).
В 1886 г. в Санкт-Петербурге начал издаваться частными инвалидами ежемесячный журнал «Слепец», редактором его был студент Александро-Мариинского училища слепых Г.П. Недлер. Журнал обсуждал вопросы улучшения быта слепых в России, распространял здравые понятия об обращении со слепыми и способах их возможности и обучения».
Со 2-й половины XIX века в Тверской губернии нашла широкое распространение свойственная российскому обществу торговая благотворительная деятельность, направленная в числе прочих на улучшение жизни слепых людей. 26 сентября 1893г. было открыто училище для воспитания обучения слепых детей. Оно занимало помещение в верхней части приюта на Косой улице г. Твери.
Финансировалось в 1893 г. отделение попечительства школ основами от церковно-кружечного сбора, членскими взносами, частыми пожертвованиями, сборами от устройства благотворительных спектаклей, балов и т. п., пособиями от Тверской городской Думы о губернского земства. Слепые дети пользовались бесплатно услугами парикмахера и баней.
21 октября 1898г. в Твери произошло значительное событие в деле народного здравоохранения - была открыта бесплатная лечебница попечительства о слепых. Совет попечительства уделяет большое внимание подготовке слепых детей к самостоятельной деятельности. В 1898 году при училище для слепых детей организованы для «обучения питомцев соответствующим их заболеванию ремёслам» специальные мастерские. Все обучающиеся дети училища принадлежали к крестьянскому сословию. Заботой здесь было воспитание из питомцев «людей религиозных, честных учеников, любящих ближнего как самого себя». Их отучали от всяких привычек и наклонностей, привившихся во время нахождения всякого нравственного присмотра в крестьянской семье, представляющей зачастую слепого ребёнка на произвол судьбы».
С установлением советской власти на территории Тверской губернии были организованы различные организации, которым поручено заниматься бытом, трудоустройством и обучением нуждающихся Обучение слепых детей по-прежнему продолжалось в специализированной школе, которая находилась в ведении Тверского губотдела народного образования. Трудоустройством, выплатой пенсий и пособий занималсь органы соцобеспечения - губернский и уездные здравотделы.
Временем возобновления организации слепых в самостоятельное общество в советское время следует считать 1925 год.
Организация оказывала организационную помощь, занималась производственной деятельностью, налаживанием аппарата управления, культурной работой со слепыми и другое.
ВОС продолжало свою работу и в условиях военного времени в период Великой Отечественной войны. В разорённом городе работа доводилась в очень сложных условиях - не было помещений, топлива, сырья.
В числе основных задач, стаявших перед областным отделом ВОС в годы войны - это трудоустройство людей, потерявших зрение на фронтах Великой Отечественной войны. Число членов ВОС за годы войны резко увеличилось.
В последний период деятельности ВОС активизировалась. Если в военные годы деятельность органов ВОС в социальном плане заключалась в основном в выделении дров и распределении одежды, то в послевоенное время - это трудоустройство членов ВОС, выделение путёвок в дома отдыха, оказание материальной помощи, подвоз топлива, оснащение красных углов и установка радиовещательных точек.
Сегодня в России живёт 235 тысяч слепых и слабовидящих, из них 94 тысячи трудоспособных. ВОС объединяет 74 региональных «Организации (18 -республиканских, 6 - краевых, 48 - областных), Московскую городскую и Петербургскую, в состав которых входят 989 Эпичных организаций и 12454 ВОСовские группы.
Период 1991-1996 гг. - стал периодом отчётной работы центрального правления ВОС и совпал с периодом перехода России к рыночной экономике.
Новые экономические условия заставили по-иному подойти к обеспечению инвалидов по зрению техническими средствами реабилитации (TCP), которые должны частично компенсировать утраченные вследствие инвалидности, функции. Для более полного удовлетворения запросов незрячих в TCP в 1993 г. было создано предприятие. Это предприятие занимается производством, реализацией различных технических средств реабилитации (магнитофоны, усилители речи «комментатор» и т. д.) для незрячих. В 1991 г. в информационном центре ВОС открылся первый в России ассортиментный кабинет реабилитационных средств для инвалидов по зрению, имеющий специализированный информационный фонд, в котором в настоящее время систематизировано более 50 000 единиц хранения информативных, патентных и информационных материалов по проблемам слепоты и слабовидения. За этот период пришлось снизить финансирование социальных программ ВОС, пойти на высвобождение с предприятий ВОС части социальных кадров и работающих инвалидов, особенно преклонного возраста.
Серьёзные экономические потрясения в РФ, отразившиеся на положении дел во ВОС, сократили возможности оказания социальной помощи, некоторых видов услуг и льгот, предоставляемых ВОС.
Такая же серьёзная проблема стоит и с деятельностью информационно-просветительских и спортивно-массовых предприятий в 1991-1996 годы значительно снизилось финансирование культурных и спортивно-оздоровительных программ.
На сегодняшний день культурно-просветительную работу осуществляют 21 дом культуры, 136 клубов.
И у нас в Твери есть предприятие, на котором работают инвалиды по зрению, и при нём работает клуб. Директором клуба является Сухова Светлана Викторовна. В июле 1996 г. группа молодых американцев из г.Юджии (Орегон) приезжала в Тверь по традиционному обмену детей-инвалидов с целью их психологической реабилитации. Кстати в США таких людей принято называть «людьми с ограниченными физическими возможностями».
В сентябре 1995 г. в Нижнем Новгороде прошёл II Всероссийский фестиваль творчества инвалидов. В нём приняли участие лучшие профессиональные и любительские коллективы и исполнители, художники, скульпторы, литераторы, мастера ДЛИ из многих уголков России.
В г.Волжске создали реабилитационный центр «Изий» для детей и подростков с особыми нуждами, а спустя полтора года декоративно-прикладного искусства МХТ сделали базовым учреждением для аналогичных заведений во всей системе Министерства социальной защиты РФ. Таким образом, реабилитация инвалидов сегодня становится государственным делом.
Психолого-педагогические аспекты адаптации и реабилитации инвалидов
Остановимся на психолого-педагогических аспектах адаптации и реабилитации инвалидов (в частности, детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов по зрению), так как с этой аудиторией организаторам досуга приходится работать чаще.
Психолого-педагогические особенности детей с отклонениями в развитии
Задержка развития часто не отражается на внешнем виде ребёнка: у него, как правило, среднестатистический рост и все органы функционируют так же, как и у обычных детей. Но иногда полуоткрытый рот, искажённая речь могут дать понять, что у ребёнка проблемы с психикой.
С психологической точки зрения эти дети возбудимые, невнимательные, плаксивые. Таких детей условно можно разделить на «спокойные» и «неспокойные».
Характеристика «спокойных» детей: такой ребёнок не сразу заметен в коллективе из-за своего поведения, он тих, спокоен, редко проявляет инициативу. По типу характера дети часто флегматики или меланхоличны. Данный тип поведения отражается и на внешнем виде ребёнка, его поведении. Он робок, часто при разговоре боится поднять глаза, движения вялые, при резком замечании могут расплакаться.
Полная противоположность «неспокойные дети»: такой ребенок заметен в коллективе сразу; он очень активен, иногда даже агрессивен; принимает активное участие в общих делах, старается перехватить инициативу в свои руки, обижается, если кто-то успел вспомнить что-то быстрее него. Какое-либо замечание, как стороны педагога, так и со стороны детей, может повергнуть его в состояние шока, может вызвать истерику. Такой тип развития отражается на внешнем виде ребёнка. Он неспокоен, громок, ему трудно усидеть на месте, как правило при обвинении он нередко использует жесты, гримасы.
Сложность работы с коллективом, где есть «спокойные» спокойные» дети, заключается в том, что для каждой категории применимы разные методы работы.
Методика работы со «спокойным» ребёнком:
Исходя из поведения «спокойного» ребёнка нужно его организовать таким образом, чтобы заинтересовать его, вселить уверенность в себе, помочь там, где что-то не получается.
Прежде чем начать заниматься чем-либо, необходимо его «встряхнуть» при помощи спортивной игры, эстафеты. Во время занятий делать небольшие перерывы. Все эти действия помогут ребенку активно втягиваться в работу, поверить и свои силы.
С «неспокойными» детьми методика работы иная:
Прежде чем начать работу, необходимо, чтобы ребёнок сбросил ненужную активность при помощи активной игры, а затем вести спокойную игру.
Если в своей работе учитывать эти особенности и рекомендации, то вся работа сложится удачно как для детей, так и для педагогов.
Психолого-педагогические особенности инвалидов с дефектами зрения
Зрение в жизни человека играет громадную роль. Нарушение зрения затрудняет процесс получения информации, отрицательно сказывается на психических процессах. Область ощущений и восприятии, то есть процесс непосредственного отражения окружающего мира страдает в первую очередь. И здесь наблюдается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и, замыканием этих персептивных процессов, ощущений, восприятий, представлений. Эта сторона психики при нарушениях зрительных функций развивается специфично, имеет ряд отличий от рабочих процессов у нормально видящих. Что касается более сложных процессов, таких, как речь, мышление, то они оказываются уже в с по следованной зависимости от нарушения зрительных функций: при потере или глубоком нарушении зрения, эти процессы стороны впоследствии, за счёт подключения компенсаторных механизмов развиваются до уровня нормы и оказываются, в конечном итоге, относительно независимыми от состояния зрения.
Если рассматривать другой компонент психики, а именно психическое состояние, можно увидеть, что между ним и дефектом тоже существует определённая связь, носящая, однако, временный характерно изменение в психических состояниях при нарушениях зрительных функций наблюдается главным образом тогда, когда возникает депрессивная реакция человека на свои дефект. Например, у потерявших зрение в детском возрасте такого рода реакции возникают в подростковый период, когда ребёнок начинает осознавать, что он по степени коммуникабельности в пространстве, по своим учебным, трудовым и другим возможностям отличается от окружающих детей. Возникают стрессовые состояния, появляется отрицательно окрашенное настроение вплоть до патологической депрессии. Но такого рода отрицательные психические состояния при нарушениях зрительных функций наблюдаются только до тех пор, пока человек не включается в тот или иной вид деятельности, пока он не осознаёт свои реальные возможности и те перспективы, которые открыты перед инвалидами по зрению в нашем обществе.
Что касается темперамента, то он базируется на типе высшей нервной деятельности, которая никоим образом не связана с состоянием зрительных функций. Некоторые утверждают, что слепые по темпераменту весьма существенно отличаются от зрячих, что для незрячих характерен меланхолический тип. Но человек с нарушенными зрительными функциями либо не научился внешне выражать своё внутреннее состояние (если дефект врожденный), либо (если он ослеп в зрелом возрасте) стал сдержаннее, скупее в выразительных движениях, так как боится пространства.
Выражение лица слепого нередко не соответствует его душевному состоянию. Игнорирование этого обстоятельства приводит к признакам, которые могут иметь далеко идущие последствия. Столкнувшись с непониманием со стороны зрячего, слепой приходит к заключению, что понять его зрячий не может. Слепой начинает избегать контактов со зрячим. У него формируется сепаратизм психики.
Личность инвалида по зрению формируется и развивается в соответствии с теми же закономерностями, что и личность нормального человека и на производстве, и вне производственной сферы. Мы должны приложить все усилия, чтобы устранить те недостатки, те отклонения от нормы, которые возникают при нарушениях зрения. Эти недостатки касаются преимущественно познавательной деятельности, поскольку в обычных условиях именно здесь решающую роль играет зрение.
Формирование личности во многом зависит от того, как удовлетворяются его потребности, в частности познавательная. Человек рождается с потребностью познавать мир. Здоровый ребёнок уже в 6 - 7 месяцев может рассматривать картинки не только рассматривать, но и усваивать их содержание, удовлетворяя свою потребность в познании. При нарушении зрительных функций удовлетворение познавательной потребности существенно замедляется. Ребёнок рождается с так называемыми поисковыми рефлексом или ориентировочным рефлексом. Превратится ли этот рефлекс в поисковую, ориентированную деятельность, зависит от того, в каких условиях ребёнок начинает проявлять двигательную активность в достижении ползункового периода. Но если эта активность сопровождается отрицательными болевыми подкреплениями (ушибами), она может угаснуть. Поэтому важно создать условия, при которых потребности развивались бы без особых ограничений.
Важное развивающее значение имеет формирование усталости. Слово ребёнка при нарушении зрения имеет доминирующую для развития наблюдательности, произвольного внимания, ела логической памяти, регуляции поведения, общения со сверстниками, взрослыми людьми. Развитие речи идёт в процессе самостоятельной практической деятельности детей (в игре, на занятиях ритмикой и т. д.). У детей при зрительной неполноценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко очень отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитии окружных представлений. В связи с этим речевое развитие должно создаваться на восприятии реальных предметов и процессе действительности, на основе практической деятельности с предметами.
Детей следует учить правильно и точно выражать свои мысли, соотносить слово с конкретным образом предметов, процессе обучений, регулировать с помощью речи своё поведение. Следует обогащать речь детей образными выражениями на основе наличия природы, формирование эстетического отношения к действительности, воспитание любви к родной природе.
Особенно важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение с взрослыми и сверстниками. Это помогает давать социальные мотивы. Таковы психолого-педагогические аспекты адаптации и реабилитации инвалидов. Семейная среда как реабилитирующий фактор в работе с инвалидами. Факторы социализирующего и реабилитирующего воздействия семьи на личность инвалида:
- Социальное положение и демографический состав семьи, характер семейных отношений, материальное положение, образовательный и культурный уровень, семья как воспитательная среда инвалида, внимание семьи к организации разнообразных видов деятельности инвалидов
- Наличие благоприятного эмоционального микроклимата, педагогическая культура семьи, использование в несемейных факторов воздействия. Семья играет ведущую роль в адаптации инвалидов (особенно детей), так как больше всех знают о своём ребёнке родители. Поэтому велика роль родителей в профориентации учащихся, которая заключается не только в личных советах, но и в других формах их деятельности, таких, как проведение бесед и лекций перед учащимися школы и класса о своих профессиях.
- Хороший климат в семье создаётся далеко не всегда. Жизнь в условиях постоянного стресса часто приводит к нервным расстройствам у родителей, членов семьи (здоровых). Более 40% матерей дети с церебральным параличом испытывают постоянное чувство вины перед ребёнком. Такие семьи чаще всего распадаются. Родители испытывают чувство неуверенности в себе, не способны правильно обращаться с ребёнком. Нередко родители не способны трезво оценить возможности ребёнка. Часто ребёнка излишне опекают, не позволяя делать даже то, что ему по силам. Такие родители живут вместо ребенка, а не «вместе» с ним. Такое воспитание приводит к психическому развитию ребёнка, делает из него эгоиста, разрушает его чувство ответственности, долга перед другими членами и перед окружающими людьми. Дети из таких семей хуже приспосабливаются к дальнейшей, взрослой жизни, зачастую избегают общения несмотря на незначительность дефекта.
Противоположный тип неправильного отношения к ребенку его эмоциональное отвержение, подчас скрывающееся из-за обеспокоенности состоянием ребёнка. В исследованиях семей обнаружено, что недостаток ухода имел место в 10% случаев, достаток любви - в 4%.
Встречаются такие случаи противоречивого воспитания когда кто-то из членов семьи излишне опекает ребёнка, а другой – отвергает его. Итогом такого воспитания является склонность к конфликтам, завышенная или заниженная самооценка, пассивность, замкнутость, агрессивность. Таким детям трудно найти своё место в мире взрослых. А жалость или любопытство со стороны окружающих приводит к тому, что некоторые родители начинают скрывать своего ребенка от посторонних глаз и тем самым усиливают его социальную нестабильность.
Специалисты обязаны планомерно и постоянно работать с семьями. Без этого семье не удастся обеспечить социально-психологическую адаптацию ребёнка. Сейчас получают распространение так называемые родительские группы. Их работа направлена на улучшение отношений родителей и детей. Родительский тренинг помогает родителям лучше понять чувства и переживания детей в той или иной ситуации.
Эту работу должны выполнять специалисты-психологи, но в некоторых случаях можно обойтись и без них. Прежде всего, организация досуга родителей. Сейчас уже появляются летние лагеря отдыха детей вместе с родителями, которые, прежде всего, дают возможность отдохнуть родителям, не волнуясь о ребёнке. Очень важна просветительская работа с родителями: беседы об особенности заболевания ребёнка, обучение элементам реабилитации, информирование родителей о возможных видах помощи ребёнку в клиниках и юридических консультациях и т. д.
Без такого могучего союзника, как семья, эффект реабилитации будет невелик. Но семья должна быть хорошо информирована.
Таким образом, активная позиция родителей по отношению к ребенку-инвалиду, знание правил общения с ним, умение управлять процессом его воспитания и развития является важным условием в подготовке к взрослой жизни, социально-культурной реабилитации.
Роль и место досуга и досуговой деятельности в приобщении инвалидов к социально-культурному окружению.
В социально-культурном процессе в среде инвалидов существует 2 направления:
- муниципально-семейное (организация семейного досуга по месту жительства);
- внесемейное (социально-культурная реабилитация на производстве, в здравнице и других учреждениях). Существуют четыре временных уровня досуга: ежедневный, отдых в выходные и праздничные дни, досуг в отпускной и каникулярный период, досуговая терапия в процессе рабочего времени. Основные виды досуговых занятий инвалидов: спорт и оздоровительные процедуры, экскурсии, подвижные, деловые, коммерческие, логические игры и занятия, психологическая разгрузка, использование источников аудиоинформации дома, на работе, в досуговом учреждении, ритуалы, праздники, обряды, конкурсы, фестивали, занятия декоративно-прикладным творчеством и техническим творчеством.
При этом необходимо чётко ориентировать содержание и формы досуга на конкретный тип инвалидности, что будет определять норму досуговых программ и технологий. Досуговая деятельность должна быть направлена на творческое воспроизводство личности инвалида, активизацию его культурно-физического, волевого и умственного потенциала.
Направление досуговой деятельности в отношении инвалидов: социально-культурная деятельность, интеллектуальная деятельность, техническая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.
Жизнь и деятельность «здоровых» людей и общества на границ. Они могут всё и везде. В то время как инвалиды, у которых возможности ограничены тем или иным дефектом, могут только мечтать об этом. Они могут адаптироваться дома, в семье, на работе, в каком-то ограниченном кругу общения, но реабилитироваться в жизни намного сложнее. Им порой самим приходится искать куда можно обратиться, чтобы реабилитироваться.
Пока у нас мало таких заведений. В Твери, например, организация ВОС, учебно-производственное предприятие «Спектрии», клуб, школа, садик, библиотеки для людей с ограниченными возможностями и Д/С № 100 для слепых на Речном вокзале.
В г. Волжске создался реабилитационный центр «Изий» для детей и подростков с особыми нуждами. Огромное значение имеет наличие такого оазиса доброты и милосердия для всего города.
В Твери в начале 1997 г. был официально образован городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Родители детей с ограниченными возможностями объединились в общественную организацию. Сообща нашли снабжение детей продуктами и одеждой, стали проводить праздники, дни рождения детей.
Основная цель сотрудников центра - воспитание детей полноценными и всесторонне развитыми. При центре работают разные кружки и курсы, где ребятами занимаются высококвалифицированные специалисты. Здесь же в центре, ребята и их родители получают платную медицинскую, психологическую помощь.
В специализированном детском саду для слепых №100 основная задача воспитателей, дефектологов, врачей, музыки работника - исправить зрение, речь, снять комплексы и зажимы по поводу их неполноценности, провести начальную реабилитационную работу до школы. Общение между детьми и воспитателями происходит с помощью книг, игр.
Далее вновь остановимся на организации досуга детей-инвалидов по зрению (так как именно с этой аудиторией мы работаем чаще и больше). Одна снимает страх ориентации в пространстве, другая ориентирует слуховые рефлексы, внимание и чувство ритма. Через игру ребята находят выход из кризисных социальных, экономических, психологических проблем. В игровой деятельности сопряжены элементы других видов деятельности: познавательной, трудовой, коммуникативной, творческой, спортивной и т. д. Все игровые действия можно с успехом проводить в досуговых мероприятиях, они способствуют преодолению психологии потребительского отношения. У детей появляется желание действовать, попробовать проявить себя в каждой игре и уже не ради выигрыша, но чтобы выделиться из числа остальных детей, стать объектом всеобщего внимания, обсуждения.
Для этих детей нет каких-то особенных игр, которые подошли бы только им, а здоровым детям не подошли, или наоборот. Любая игра может быть адаптирована к человеку с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести необходимую корректировку, облегчить или видоизменить условия игры.
Вообще в социально-культурной работе не стоит проводить резкую грань между тем, что предназначено для здоровых, и тем, что для людей с особыми нуждами.
Важную роль в решении задач, поставленных перед современной школой, детским садом, центром реабилитации, должны играть библиотеки. Они участвуют в учебно-воспитательном процессе, оказывая влияние на качество обучения и воспитания детей путём индивидуальной и массовой работы. При такой многогранной работе квалифицированную помощь может дать только специальная библиотека для слепых.
В Твери уже больше 30 лет существует такая библиотека. Контингент читателей в этой библиотеке в основном составляют слепые люди - инвалиды по зрению I и II группы. На сегодняшний день библиотека обладает большим читальным залом, гостиной, комнатой громкого чтения. Фонд составляет 61 тыс. экземпляров, куда входят книги, издаваемые по системе Брайля, и «говорящие» книги, и иные плоскопечатные издания. Библиотека имеет 2 филиала. В библиотеке на учёт поставлены практически все слабовидящие инвалиды области. Помимо обычного библиотечного абонемента, здесь есть надомный абонемент, работающий для читателей, которые по состоянию здоровья не могут ходить в библиотеку. Есть и заочный абонемент, то есть читателям, которые живут в области, литературу пересылают по почте. Всё это делается для взрослых, но и с детьми ведётся работа. Для детей выделена специальная комната, в которой преподаватели обучают ребят игре в шахматы, шашки, занимаются в кружках «Умелые руки», художественной и «музыкальной гостиной» периодически проводятся музыкальные и литературные вечера.
Работники библиотеки разработали программу создания реабилитационно-досугового центра для детей-инвалидов на базе Тверской областной библиотеки для слепых с филиалами в Центре реабилитации детей-инвалидов при общественной организации родителей детей-инвалидов г. Твери, при библиотеке филиале в г. Торжке. Цель этой программы - со всеми заинтересованными организациям способствовать адаптации детей-инвалидов в обществе, их приобщению к культуре, чтению, знакомству с современными техническими средствами.
Методика подготовки и проведения досуговых программ для инвалидов.
Вначале отметим, что досуговые программы данной категории граждан должны носить реабилитационный характер. Они призваны нейтрализовать у инвалида ощущение его социальной изоляции и собственной неполноценности, свести до минимума проявления асоциального поведения. Наибольшую сложность в прогнозировании содержания досуговых технологий представляет выявление изменения интересов инвалидов и их семей, поддержание инициативы, поиск новых активных форм культурно-досуговой деятельности с учётом специфики контакта.
Способы, ускоряющие адаптацию и развитие коммуникативных способностей инвалидов:
выбор для инвалида специальных отвлекающих от проблем занятий;
разработка индивидуальных программ самореализации (тренинга, умственные нагрузки);
игровые программы.
Игровые технологии опираются на реализацию потенциально креативных возможностей детей и взрослых инвалидов в процессе познавательной и двигательной деятельности, на образную силу, на развитие творческой фантазии, природных способностей в зависимости от возрастных возможностей и степени инвалидности, изучение утомляемости и её предупреждение доступными способами. Для проведения игровыых программ можно использовать ассоциативные игры, биоэнергетические, развивающие память, мышление, быстроту реакции, координацию движений и т. д.
Методика подготовки и проведения игровых программ.
I. Социальный заказ.
П. Определить:
1) цель,
2) задачу,
3) идею,
4) тему.
III Аудитория.
IV. Место проведения.
V. План подготовки, где выбирают:
сценарно-постановочную группу, художественно-оформительскую, техническую, организационную.
VI Написание сценария:
1) Сбор материала, выбор действующих лиц, определение темы.
2) Отбор материала, определение сюжетного хода, композиционное построение программы (учитывать, что из-за того или иного дефекта человек может все делать медленнее, поэтому следить за темпо-ритмом программы).
VII. Работа над сценарием:
1) Разработка постановочного плана, монтажного листа;
2) Световая и звуковая партитура;
3) Подготовка художественного оформления;
4) Костюмы;
5) Реквизит;
6) Репетиционная работа:
7) знакомство со сценарием,
8) распределение ролей;
9) чтение сценария;
10) проба детей на движения;
11) знакомство с местом проведения;
12) репетиции: рабочие, сводные, генеральные
13) Афиша, пригласительные билеты;
14) Проведение программы:
В начале программы звучит спокойная, тихая музыка; с артистами (особенно, если они с каким-либо дефектом) работает за сценой организатор, который выпускает на сцену. В зале присутствует организатор, который помогает зрителям следить за темпо-ритмом программы. В конце программы желательно отметить почти каждого;
Анализ проведенного мероприятия. Поощрение участников.
Общество несёт, и будет нести невосполнимые потери из-за недооценки значения духовного, интеллектуального потенциала инвалидов вследствие неприятия его обществом.
Пока мы все вместе не обратили внимание на эту проблему, при всей остроте экономических проблем с особым вниманием общество в целом и каждый из нас должен отнестись к вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов, так как по их положению можно судить о культуре и нравственности общества, в котором они живут.
Необходимо начать добиваться права контролировать тех медицинских учреждений, предприятий службы быта, торгового общественного питания, образовательных и учреждений культуры, которые непосредственно связаны с обслуживанием инвалидов всего этого нужно добиваться сразу в комплексе. Ведь реабилитация инвалидов по зрению (слепых и слабовидящих) представляет собой комплекс мероприятий педагогического, психологического и социального плана.