Коллективная творческая деятельность
И ее организация
Игровая инструментовка КТД
Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей с учащимися игровую инструментовку всех дел.
В интеллектуально-познавательной деятельности — различные игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Состязания знатоков...», заочные путешествия, «Мы шагаем по улицам родного города» (ПДД), «Мы пишем разноцветную книгу» (времена года в природе родного края), «Интеллектуальный бой», «Коллективный выпуск газеты (бюллетеня, альманаха)»...
В ценностно-ориентировочной деятельности – игра – путешествие «Мы шагаем по стране», «Наша Родина – Россия», этические игры и тренинги, интервью с историческими и литературными героями, пресс-клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры...
В трудовой деятельности — «Путешествие от А, до Я» (о профессиях), «Фабрика Деда Мороза», «Трудовой десант», «Операция «Уют в гнезде», праздники-сюрпризы, турниры умельцев и т.д.
В художественно-творческой — «малая Третьяковская галерея», конкурсы поделок из природного материала, конкурсы актерского мастерства, сказочное представление событий, происходящих в школе, «Представление театров», «Защита фантастических проектов», «Экскурсия по любимым телепрограммам», «Концерт-ромашка»,...
В физкулътурно - спортивной — турниры «Взрослые и дети», «Папа, мама и я — спортивная семья», у малышей — забавная зарядка, вечер комических эстафет, веселый цирк (с условным оборудованием «арены» и необходимого инвентаря, с условными «актерами» — акробатами, клоунами, дрессированными животными).
В деятельности свободного общения – разговоры «при свечах», «у зеленой лампы», жизнь на «необитаемом острове», прогулка в «Берендеев лес», «путешествие к центру «Я», «Огонек знакомства», «Аукцион идей», «Турнир ораторов» и т.п.
Этапы и приемы организации КТД
Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, когда в других коллективах это проводилось...), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...
2. Этап начальной организации: отбор идей к осуществлению, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиш, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино - видеооформления.
5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:
· Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания — допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры...;
· Торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и т.д.);
· Основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, коллективно избранными приемами);
· Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т.п.).
6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было бы, и надо будет делать впредь; очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Разработка КТД
Игра – путешествие «Наша Родина – Россия» по направлениям:
· Героическое прошлое
· Трудовые подвиги
· Народы и их традиции
Разработка маршрута движения, определение промежуточных и конечных результатов, выбор способа передвижения, организация информирования о ходе путешествия.
Основной этап (этап проведения дела):
· Торжественная линейка – открытие игры
· «Путешествие по этапам» с информированием о ходе путешествия
· Праздник подведения итогов