Начинаем публикацию глав из книги об инвалидах в Церкви, которую сейчас готовит к изданию Синодальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности. Сегодня – раздел о помощи слепым и слабовидящим.
Проблемы незрячих прихожан
Людей, которые совсем ничего не видят, а также тех, кто видит очень плохо, принято называть общим словом «незрячие». Говоря о слепых, мы будем иметь в виду тех, кто совсем ничего не видит или видит так мало, что является практически слепым (имеет остроту зрения до 0,04). Слабовидящие – это те люди, которые видят, но очень плохо (острота зрения от 0,05 до 0,1). Например, в кабинете окулиста с расстояния в пять метров видят на таблице для проверки остроты зрения только буквы первой строки или вообще с такого расстояния не видят ни одной буквы, тогда как норма – чтение букв на десятой строке.
Как можно заметить этих людей в храме?
Как правило, инвалида по зрению, идущего без сопровождения, можно заметить по трости белого цвета, которая помогает ему безопасно передвигаться.
Некоторые приходят с сопровождающими. Они выделяются тем, что в храме передвигаются только парой. При этом инвалид по зрению держит сопровождающего либо под руку, либо за плечо.
Те инвалиды, которые не используют трость, как правило, пользуются своим плохим зрением. Они передвигаются осторожно, многие из них слегка выставляют вперед руку, чтобы не натыкаться на окружающие предметы и людей. При этом они присматриваются к окружающему, а в некоторых местах, например, у свечного ящика, в церковной лавке осторожно дотрагиваются до продающихся предметов.
Таких людей можно заметить еще и по своеобразному поведению:
• одни постоянно крутят головой во все стороны, потому что видят мир как бы через узенькую трубочку, или же у них видят только половинки каждого глаза. Им приходится собирать общую картинку окружающего пространства из тех небольших фрагментов, которые они в состоянии разглядеть;
|
• другие смотрят на окружающее пространство (в том числе и на прихожан, и на батюшку) боком глаза, потому что центр глаза у них ничего не видит, а боковое зрение, хоть и слабое, имеется;
• третьи ходят, высоко подняв голову, потому что у них сохранилось какое-то зрение только в нижней части глаза.
Можно было бы привести и другие примеры. Главное в том, что особенное направление головы и взгляда у инвалидов по зрению связано с нарушением поля зрения. Это означает, что они не просто плохо видят, а, как правило, плохо видят только каким-нибудь участком глаза, а другими участками глаза вообще ничего не могут рассмотреть.
Зрячим бывает трудно представить все проблемы, с которыми сталкивается незрячий в храме, особенно если этот незрячий шел до храма достаточно уверенно. Если он внутри храма боится передвигаться, то значит этот инвалид по зрению из-за «куриной слепоты» не видит в слабо освещенном помещении.
Во время причастия многие незрячие не видят чашу, подносимую ко рту лжицу, крест, который надо поцеловать. Вообще им сложно понять, что происходит вокруг, что необходимо делать в тот или иной момент богослужения. И даже когда они слабо, но различают предметы, они все равно чувствуют неловкость. Им трудно, например, не дотрагиваясь рукой до креста, найти его.
А как трудно слепым и слабовидящим найти конец очереди (на исповедь, к чаше и т.д.)! Слепые и слабовидящие натыкаются на прихожан, на подсвечники или другие предметы, находящиеся в храме. От этого они испытывают неловкость и стеснение. Их расстраивают грубые замечания прихожан, когда они (незрячие) промахиваются, ставя свечи; разворачиваются не в ту сторону, куда смотрят остальные; крестятся не синхронно с другими прихожанами и т.д. Незрячему трудно подать записку (найти место и человека, который их принимает), если даже кто-то заранее помог ее написать или он сам написал ее на компьютере и распечатал дома на принтере. А найти нужную икону (батюшку, его руку)? Это трудно сделать не только слепому, но и слабовидящему. От этого слепым и слабовидящим психологически трудно заставить себя идти в храм без родственников, близких людей или помощников, а они есть не у каждого. В результате, чтобы избегать ситуаций психологического дискомфорта, одинокий незрячий избегает и храма.
|
Как правило, у незрячих людей не бывает проблем с речью. Но, хорошо слыша слова, незрячие могут не иметь представлений о предметах, объектах и явлениях, которые обозначаются этими словами. Непонимание слов, которые они слышат в храме, тоже приводит к неуверенности, растерянности, дискомфорту.
У незрячих могут возникать сложности и в общении с окружающими, потому что не видя мимики и жестов, незрячим сложно понять чужое настроение и поведение (эмоции и намерения). Кроме того, мимика многих незрячих не отражает их эмоционального состояния: у одних она маловыразительна, у других вообще отсутствует, у третьих может не соответствовать настроению, переживаемым эмоциям. Например, человеку грустно, но при этом он постоянно улыбается. Окружающие могут подумать, что незрячие не умеют сочувствовать. А на самом деле чувствуют они все так же, как и все, но без специального обучения их эмоции могут неправильно отражаться на лице.
|
Незрячий в храме: сопровождение, помощь в ориентации
Слепым и слабовидящим людям трудно ориентироваться в пространстве храма. Им сложно найти то место в храме, где можно приобрести свечи, подать записки. Еще сложнее найти именно ту икону, к которой хочется поставить свечу; найти подсвечник и свободное место для свечи, зажечь и поставить ее; понять, куда надо встать для общей молитвы перед исповедью и к кому именно подойти, чтобы исповедоваться; правильно подойти к причастию и т.д.
Поэтому незрячие прихожане нуждаются в помощи (в сопровождении). В чем может выражаться такая помощь?
В том, чтобы помочь слепому человеку дойти до храма, прочитать ему важную информацию на доске объявлений, написать и подать записки о здравии и об упокоении, подойти к исповеди и причастию, приложиться к иконе, кресту, и т.д.
Церковные обряды сопровождаются специфическими действиями, положением рук и тела. Незрячий человек, особенно если он посещает храм недавно, может выполнять эти действия неправильно, несвоевременно или не выполнять вообще, потому что лишен возможности копировать поведение окружающих. В таком случае следует показать (с помощью осязания) и объяснить, как и когда именно нужно выполнять то или иное действие. Осязание в определенной степени заменяет незрячему зрение.
При первых посещениях храма нужно максимально полно и подробно познакомить незрячего со всей церковной утварью (подсвечники, лампады и проч.), иконами, их особенностями и расположением. В храмах редко бывают объемные рельефные иконы. А плоские иконы для незрячих практически не отличаются одна от другой. Поэтому необходимо найти рядом со значимой иконой другие предметы (например, лампаду, подсвечник), которые бы помогали незрячему в дальнейшем самому находить нужную икону по расположенным поблизости ориентирам.
Если незрячий стал постоянным прихожанином, то священнику следует позаботиться о приобретении для храма рельефных икон. Они могут быть из керамики, гипса, камня, металла, дерева. Универсальный вариант – расписанные красками деревянные рельефные иконы: они хороши и для видящих, и для слабовидящих (которые зрительно ориентируются по цветному контуру изображения, а тактильно – по рельефному контуру), и для слепых. С такими иконами можно познакомиться в храме Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря (г. Москва), храме Явления Божией Матери преп. Сергия Радонежского (г. Сергиев Посад), храме преп. Сергия Радонежского (г. Нижний Новгород) и в других храмах.
Чтобы людям с плохим зрением легче было читать объявления в храме и у его входа, лучше использовать полужирный шрифт Аriаl, кегль не менее 20. Одно это уже сделает информацию доступной для более широкого круга прихожан. Этим же шрифтом можно написать названия икон и повесить рядом. Для слепых вся важная информация в храме должна быть продублирована шрифтом Брайля. На иконах удобнее использовать прозрачную клейкую ленту с точечным текстом на Брайле. В настоящее время в каждой городской библиотеке для слепых установлены современные брайлевские принтеры, соединенные с компьютерами, которые позволяют выводить на печать рельефные тексты, выполненные в любом текстовом редакторе. Это позволяет в любом храме самостоятельно сформировать православную библиотеку для незрячих на рельефно-точечном шрифте Брайля (молитвословы, жития святых, тексты общих храмовых молитв или молитв к храмовым святым и т.д.). Также существуют несколько издательств, выпускающие духовную литературу на Брайле.
Этика общения с незрячим человеком
Некоторые прихожане не подходят к незрячим, потому что не знают, как предложить им свою помощь. Это ложная деликатность, ведь самим слепым и слабовидящим трудно найти того, кто помог бы им.
Вот несколько правил общения с незрячим человеком и сопровождения его в храме.
• Сами предлагайте помощь незрячим. Для этого дотроньтесь до руки челоdека и задайте вопрос: «Простите, Вам помочь?», «Что именно вы хотите?» и т.п. Пусть вас не обманывает то, что слепой или слабовидящий человек может носить очки: это немного облегчает им ориентацию, но и в очках они плохо видят и нуждаются в помощи зрячих.
• Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. Незрячий, как и любой человек, имеет личное пространство, которое оберегает и очень чутко относится к любому вторжению.
• Не говорите с незрячим покровительственным тоном: зрячие ничем не выше незрячих. Общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком.
• В ходе диалога обращайтесь прямо к незрячему и говорите нормальным голосом. Не кричите, ведь незрячий – не глухой. Не пытайтесь избегать слов «смотреть» и «видеть» – для незрячего человека они означают «видеть руками», осязать.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Можно дать понять незрячему, что вы разговариваете именно с ним, легонько прикоснувшись к нему.
• Если хотите пожать руку инвалиду по зрению, то скажите ему об этом.
• Не проявляйте открыто сострадания и жалости к незрячим. Жизнь многих незрячих полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
• В присутствии инвалида по зрению не следует долго восхищаться красотой недоступного для восприятия инвалида объекта (картиной, предметом под стеклом, природным явлением и т.п.). Лучше конкретизировать, что именно вызывает восхищение.
• Если вам нужно получить информацию о ребенке-инвалиде старшего дошкольного возраста (фамилия и имя, дата и место рождения, адрес и т.д.), следует обращаться лично к нему, а не к его сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать: «Как тебя зовут? С кем ты пришел?» и т.д. Игнорировать присутствие ребенка при получении информации о нем категорически нельзя.
• Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно, если инвалиду по зрению нужно его подписать. Обязательно информируйте подростка или взрослого незрячего о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
• Если вы обедаете с незрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. Старайтесь быть точным в своих описаниях: «Стакан с компотом находится справа от тарелки, за тарелкой стоит корзинка с хлебом» и т.д. Если на тарелке находится несколько блюд (например, салат, картофель, помидор), то в описании блюд для незрячего ассоциируйте тарелку с циферблатом (например, помидоры находятся на три часа). Это поможет незрячему найти самому нужное блюдо. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник с кипятком, посуду, блюдо с угощением и т.п. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении, ведь он, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить каких-то блюд.
Некоторые правила полезно зань тем, кто будет сопровождать незрячего человека в храме:
• Не хватайте незрячего и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти.
• Предлагая себя в качестве проводника, попросите человека взять вас под руку и идите на полшага впереди. Никогда не хватайте трость незрячего.
• Сопровождая ребенка-инвалида, не стискивайте его руку.
• Когда вы передвигаетесь по храму с незрячим, держащим вас под локоть, в узких местах заводите руку, за которую держится инвалид, за спину – так, чтобы он мог, не теряя с вами контакта, двигаться вслед за вами.
• Ведя незрячего, постепенно описывайте обстановку вокруг, давайте информацию о направлениях настолько конкретно, настолько это возможно. Определяйте левую и правую стороны в соответствии с позицией незрячего. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких потолках, высоких порогах и других барьерах.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений. Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале /конце спуска или подъема.
• Не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В тоже время, без необходимости не опекайте его. Ребенку-инвалиду гиперопека мешает развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает.
• Не усаживайте инвалида по зрению, подталкивая к сиденью. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула (подлокотник, скамью).
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите ему выбраться на нужный путь.
Как помочь прикладываться к иконам
Для этого недостаточно просто подвести незрячего к иконе: он должен хорошо представлять, как расположена икона (вертикально, горизонтально, наклонно), в каком месте он может к ней приложиться. Нужно подойти к иконе вместе с незрячим так, чтобы сопровождающий был ближе к ней. Затем зрячий кладет свою руку, за которую держится незрячий, на раму иконы (обычно ее нижний или ближний край), а незрячий по руке сопровождающего своей рукой движется до иконы и делает шаг вперед.
Возможен другой вариант: зрячий кладет руку незрячего на край рамы иконы, а сам слегка отходит в сторону. Затем незрячий определяет расположение иконы и прикладывается к ней. Во избежание недоразумений, прикасаться губами к иконе незрячему следует в нижнем углу изображения рядом с рамой. Если незрячий только начинает посещать храм, следует предварительно объяснить и показать ему, как правильно приложиться к иконе.
Подводя незрячего приложиться к мощам или другим святыням, следует соблюдать то же основное правило: незрячий должен своей рукой зафиксировать место, куда он будет прикладываться. Выполнение этого правила поможет избежать случайных травм и обидных недоразумений.
Более подробные рекомендации по ориентировке в храме даны в книге «Незрячий в храме», авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова.