Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .




Особенный правовой статус имеет имущество, которое ввозится в Украину как взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного потребления. При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основе вексельной операции. Если вексель не погашен в течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации, векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней.

В случае, если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам), отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя, последний уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня отчуждения. Ввозная таможенная пошлина не уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж, что удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией. В случае установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом соответствующий таможенный орган, после чего последний обязан в бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину.

Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории Украины.

Основным нормативным актом, который определяет основные принципы валютного регулирования в Украине, является Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля"

Важным для иностранного инвестора является то, что в соответствии со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия Национального банка Украины для:

* вывоза, перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами - резидентами и нерезидентами иностранной валюты, которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях;

* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде процентов по кредитам, дохода (прибыли) от иностранных инвестиций;

* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте, ранее осуществленной на территории Украины, в случае прекращения инвестиционной деятельности.

Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов, однако средства в иностранной валюте, которые перечисляются на территорию Украины с целью их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, не подлежат обязательной продаже, также как и суммы выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции (работ, услуг) собственного производства.

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования" для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее законодательством.

К таким счетам относятся:

а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования, условно названные счетами типа " С ". Остатки по ним могут быть свободно конвертированы в иностранные валюты по курсу, установленному Национальным банком Украины, и переводится зарубеж;

б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом условно названные счетами типа "Л".

Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л" иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж. Средства со счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться:

* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без ограничений;

* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и перевода ее зарубеж.

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования " иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте, полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности.

При этом перевод зарубеж части доходов, принадлежащей иностранному инвестору, должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы.

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в иностранной валюте и один счет в валюте Украины.

На текущий счет, открытый в иностранной валюте (условно именуемый - типа "А"), зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины, а также дивиденды в иностранной валюте, полученные от инвестиций на территории Украины.

При вывозе за рубеж иностранной валюты, полученной от инвестирования, в наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение уполномоченного банка, где открыт валютный счет инвестора, независимо от размера валютных средств. Иностранная валюта с указанного счета может реинвестироваться на терри -

тории Украины без ограничений.

 

Таким образом, основными законодательными актами, регулирующими деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об инвестиционной деятельности “, “О внешнеэкономической деятельности”,“О режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций”. Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество других нормативно-правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность. Такое их коли-

чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или противоречие другому источнику. В основном подобное случается при столкновении правовых документов различных ветвей власти: законодательной и исполнительной. Государственные органы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента, постановлениями Кабинета Министров Украины, инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться законам. Следует отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства Украины, которое формируется в условиях непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным, почему отсутствие законодательной и политической

стабильности является одним из определяющих факторов нежелания иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую экономику.

Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства является его несовершенство, так как несмотря на огромное количество правовых документов, многие аспекты хозяйственной деятельности, связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли в них своего отражения или требуют существенной корректировки.

Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций, движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий, что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистические органы, а предоставляемая информация не дает возможности провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в Украине.

В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются следующие шаги:

1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах”, согласно которых иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного имущественного взноса для регистрации совместного предприятия.

2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов”.

Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как:

* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения инвестиционной деятельности: для этого необходимо создание Национальной страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления иностранных инвестиций

через страхование и перестрахование всех видов рисков;

* увеличение количества свободных экономических зон, которые могут быть опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых инвестиций;

* обеспечение стабильных условий налогообложения, причем не только для иностранных, но и для всех других предприятий;

* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с установленным порядком контрактов.

В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке полезных ископаемых и других природных ресурсов, Правительством предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению иностранных инвестиций через концессии, а также определения права частной собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными инвесторами.

Важным правовым документом, который регламентирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “. Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защиты на территории другого государства. Они подписаны уже с 40 странами мира. Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации.

Хочется верить, что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут желаемый результат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: