Номер темы | Номер работы | Тема |
Тема 1.4 | Составление плана работ лесничества с местным населением, общественными движениями и по экологическому воспитанию. | |
Тема 2.2 | Определение размера арендной платы при использовании лесных участков для различных видов пользования. | |
Тема 3.1 | Оформление документации о нарушении лесного законодательства Исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практические работы по дисциплине ОП. 09 Правовые и организационные основы государственного управления лесами по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство проводятся в компьютерном классе, где каждое рабочее место оснащено ПК с необходимым программным обеспечением.
Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию.
Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы.
Контрольные вопросы и задания позволяют проверить уровень усвоения, осмысления изучаемого материала, практический опыт определения отличительных признаков лесных насаждений, влияния различных факторов на состояние и рост леса.
Перед началом практической работы преподаватель ставит перед студентами задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий. В ходе выполнения практической работы преподаватель направляет, консультирует студентов, проводит проверку знаний и умений по данной теме, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы студентов.
Практическая работа №1
Тема: Составление плана работ лесничества с местным населением, общественными движениями и по экологическому воспитанию.
Цель работы: подготовить наглядный материал для устной, печатной, наглядной лесоохраной профилактики. Развить устойчивый интерес к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры студента. Развить творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании студентов в современных условиях.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1-ОК 9,
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.1; ПК 4.3
Обеспечение занятия:
- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением
- Ватман,
- Карандаши,
-Линейка,
- Проектор
- Щетинский, Е.А. Основы лесоуправления: учеб. пособие. -2-е изд. –М.: ГОУВПО МГУЛ, 2015. -126 С.
- Государственное управление лесным хозяйством: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений лесного хозяйства\ А.П.Петров, Б.М.Мамаев, ВК.Тепляков, Е.А.Щетинский. М.: ВНИИЦлесресурс, 2015. -304 с.
Продолжительность занятия: 4 часов.
Порядок выполнения работы:
1. Изучите справочные материалы для печатной и наглядной лесоохраной профилактики.
2. Выполнить задания по теме.
3. Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
В соответствии с указаниями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации лесопожарных служб предупредительные меры по охране лесов должны проводиться на основе планов противопожарного устройства лесов, составленных при лесоустройстве, или на основе специальных планов противопожарного устройства. Объемы выполняемых работ и виды мероприятий по каждому лесхозу должны быть согласованы с уровнем развития экономики района, степенью хозяйственного освоения лесов и с их посещаемостью населением. Лесхозы обязаны в своей работе учитывать все текущие изменения в лесном фонде и иметь в виду, что наибольший эффект может быть достигнут при комплексном и последовательном проведении профилактических мероприятий.
1. Массово-разъяснительная работа, направленная на воспитание бережного отношения к лесу. Лесные пожары возникают вследствие нарушения правил пожарной безопасности в лесу населением либо работниками предприятий и организаций, работающих в лесу. Люди допускают также порчу насаждений и другие лесонарушения. Поэтому проведение разъяснительной и воспитательной работы — одна из важнейших задач всех лесохозяйственных органов в их деятельности по охране лесов. Такая работа должна быть направлена на воспитание населения в духе высокого сознания своей ответственности за сбережение лесов, как всенародного богатства, заботливого, хозяйского отношения к лесам, необходимости осторожного обращения с огнем в лесу и оказания помощи лесной охране в осуществлении мероприятий по предупреждению лесных пожаров и борьбе с ними.
Формы разъяснительной работы очень разнообразны. Ее следует проводить дифференцированно, применительно к интересам разных групп населения, посещающих леса (рабочие лесозаготовительных предприятий, охотники, рыболовы, туристы, школьники, отдыхающие горожане и т. п.), широко привлекать для этого общественные организации и использовать средства массовой пропаганды — печать, радио, телевидение, кино.
Разъяснительную и воспитательную работу нужно проводить непрерывно, в течение всего года, особенно усиливая ее в пожароопасные периоды. Важное значение в повышении эффективности такой работы имеет ее своевременность и соответствие конкретным местным условиям. В этих целях рекомендуется проводить лекции, доклады и беседы о значении леса, необходимости бережного отношения к нему и соблюдения правил пожарной безопасности в лесу. При этом особое внимание уделяется причинам возникновения пожаров в лесу и способам их устранения, порядку оповещения о лесных пожарах работников лесной охраны, милиции и местных органов власти, способам тушения лесных пожаров с применением подручных средств.
Для лекций, бесед и докладов можно рекомендовать такой примерный схематический план:
-несколько вводных фраз о роли леса в жизни людей,
- его значении,
-опасности лесных пожаров;
-причины пожаров (применительно к. местным условиям, обязательно с цифрами и конкретными фактами);
-примеры ущерба, причиненного лесными пожарами, возникшими от небрежного обращения с огнем, затрат, понесенных на борьбу с ними; примеры вреда, наносимого лесу лесонарушениями;
-правила пожарной безопасности в лесу, нарушение которых наиболее
типично для местных условий, и обязанности должностных лиц и граждан
по их выполнению;
-как поступать при обнаружении очага огня в лесу, простейшие приемы тушения лесного пожара;
-важность ликвидации очагов огня в самом начале их возникновения,
- примеры случаев, когда тушение пожаров, было организовано с запозданием и к чему это привело;
-кратко сказать об ответственности нарушителей правил пожарной безопасности в лесах и виновников возникновения и распространения пожаров, дать I —2 примера;
-меры, принимаемые местными лесохозяйственными органами и органами власти по обеспечению охраны лесов;
-роль общественных организации и граждан в обеспечении сохранности лесов; рассказать об активистах в этом деле;
-закончить обращением к общественному и служебному долгу граждан по сбережению лесных богатств.
Конкретный материал при этом следует подбирать с учетом контингента слушателей, примеры лучше брать из местной практики.
Такие лекции, доклады и беседы проводят в домах культуры, клубах, школах, библиотеках, читальнях, красных уголках, в санаториях, домах отдыха, туристских базах, пионерских лагерях, в производственных помещениях местных предприятий и организаций, в местах лесозаготовительных и других работ, а также в местах культурно-массовых мероприятий в лесу, организуют их передачу по радио и телевидению. В периодической и стенной печати публикуют статьи работников лесной охраны и специалистов лесного хозяйства; издают массовыми тиражами и широко распространяют плакаты, листовки и другие материалы массовой печатной пропаганды. Спичечные фабрики выпускают спичечные коробки с наклейками противопожарного содержания. Призывы к осторожному обращению с огнем печатают и на папиросных коробках. В целях распространения- таких призывов лесничества используют специально изготовленные штампы, с помощью которых соответствующие тексты печатаются на конвертах писем, поступающих в местные почтовые отделения.
Такая целенаправленная, систематическая работа может
служить образцом противопожарной пропаганды. Полезно и
проведение индивидуальных бесед с рабочими, занятыми
в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и населением.
Большое значение имеет демонстрация кинофильмов, киноплакатов, диапозитивов на темы о лесных богатствах нашей
страны, о вреде лесных пожаров, причинах их возникновения и мерах борьбы с ними. Этим вопросам посвящают также целевые выставки или отдельные стенды, устанавливаемые при конторах лесхозов, лесничеств, и т.д., в сельских клубах, школах, а также в местах массового отдыха трудящихся.
БЕРЕГИТЕ ЛЕСА ОТ ПОЖАРА _ _ |
На выезде из населенных пунктов, у вокзалов и пристаней, на участках леса, где ведутся работы, и в местах отдыха трудящихся размещают аншлаги со сменным табло, предупреждающие о степени пожарной опасности в данный день. Например, для дней с I классом пожарной опасности табло синее с надписью: «Сегодня в лесу нет опасности возникновения лесных пожаров»; для дней с III классом — красное с надписью: «Сегодня в лесу высокая пожарная опасность! Осторожно с огнем!» и т. п. У дорог устанавливают лесопожарные эмблемы, мобилизующие внимание на предупреждение лесных пожаров, а также красочные плакаты и объявления с текстами противопожарного содержания, Текст таких плакатов и объявлений выбирают с расчетом, чтобы он отражал требования пожарной безопасности, нарушения которых можно ожидать на данном участке, например,
Внимание! Здесь пожароопасный участок леса! Прежде чем бросить окурок ила спичку, тщательно потушите их!
Не разводите костры на торфяниках, под кронами деревьев, в хвойных молодняках! Такие костры — источник лесного пожара! Уходя, тщательно засыпьте костер землей или залейте водой до полного прекращения тления!
Не ломайте ветви деревьев и кустарники; не оставляйте е лесу бутылки, банки и другой мусор. Уходя из лесу, уберите за собой. Берегите природу!
Для привлечения внимания граждан необходимо продуманное художественное исполнение аншлагов, плакатов и объявлений. При установке у автомобильных дорог они должны быть краткими (например: «Берегите лес от огня!»), написаны крупными буквами, хорошо читаемыми на ходу машины. Рисунки следует давать схематично, без лишних подробностей, чтобы смысл их понимался с одного взгляда. Можно устанавливать серии плакатов на одну тему в 100—200 м один от другого (например: 1. Не разводите костры на торфяниках! 2. Не разводите костры под пологие леса! 3. Не разводите костры, в хвойных молодняках! 4. Уходя из лесу, тщательно потушите костер!
Осенью все аншлаги и объявления снимают, а весной подновляют и вновь устанавливают.
В наиболее пожароопасных участках леса около дорог устраивают площадки для отдыха и курения — скамейку с навесом, урну или яму для окурков. Площадку очищают от легковоспламеняющихся материалов и окружают минерализованной полосой. Рядом устанавливают плакат: «Место для отдыха и курения».
В течение всего пожароопасного сезона ежедневно по радио и телевидению одновременно с выпусками прогнозов погоды передают сведения о пожарной опасности в лесах. Начиная с III класса пожарной опасности каждый выпуск заканчивают кратким предупреждением, например: «В лесу будет высокая пожарная опасность. Необходима особая осторожность в обращении с огнем». Прогнозы погоды слушают все, кто собирается выехать за город. Поэтому такие предупреждения попадают точно по адресу, вносят в настроение людей очень важный в таких случаях элемент озабоченности.
Важно также через местные радиоузлы на вокзалах, пристанях, в пригородных поездах, автобусах и теплоходах организовать передачу кратких напоминаний (1—2 фразы) о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. В местах массового отдыха работники лесной охраны используют для этого электромегафоны и громкоговорящие установки на автомашинах и катерах. Специальные громкоговорители устанавливают и на. патрульных самолетах. Передача с самолета, летящего на высоте 300—400 м, отчетливо слышна на земле в течение 30—50 с. Эти установки показали высокую эффективность: услышав «голос с неба», нарушители поспешно выполняют полученные указания.
Необходимо повсеместно разъяснять населению, а также работникам предприятий, организаций и учреждений, ведущих работы в лесах, Правила пожарной безопасности в лесах, о мерах по охране лесов от пожаров. При этом важно не только ознакомить с содержанием правил, постановлений и решений, но и разъяснить, как следует их выполнять, какие рекомендуются способы выполнения отдельных требований пожарной безопасности или противопожарных мероприятий.
Разумеется, могут быть и другие формы разъяснительной работы. Их должны постоянно искать работники государственной лесной охраны.
2. Мероприятия по охране лесов в местах массового отдыха трудящихся
В последние годы быстро возрастает приток людей в леса для отдыха, туризма, экскурсий и т. п., особенно в леса зеленых зон. Практика показывает, что если охрана лесов в местах массового отдыха трудящихся не организована и не создано необходимых условий для отдыхающих, то природе в лесу часто причиняется необратимый ущерб. Туристы ломают и рубят молодые деревья на колья для палаток и дрова для костров, разводят в недозволенных местах костры и нередко уходят, не потушив их как следует. Отдыхающие засоряют места своих стоянок до такой степени, что они в дальнейшем становятся непригодными для отдыха.
Задания
Задание №1.
Написать агитационный материал в виде лекции
а) Для школьников
б) Для детского сада
в) Для местного населения
г.) Для организаций и предприятий.
Задание №2. Нарисовать рисунок на тему «Берегите и охраняйте лес от пожаров»
Задание №3. Составить презентацию на тему «Экологическое воспитание.»
Задание №4. Написать статью в газету на тему «Экологическое воспитание».
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое экологическое воспитание и его краткая история
2.Процесс экологического воспитания и развития экологической культуры
3.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
4.Экологическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста
5.Экологическое воспитание взрослого населения
6.Необходимость экологического воспитания и образования
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание:
Повторить тему « Участие общественности в принятии по управлению лесами» по учебнику:- Государственное управление лесным хозяйством: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений лесного хозяйства\ А.П.Петров, Б.М.Мамаев, ВК.Тепляков, Е.А.Щетинский. М.: ВНИИЦлесресурс, 2015. -304 с.
- Щетинский, Е.А. Основы лесоуправления: учеб. пособие. -2-е изд. –М.: ГОУВПО МГУЛ, 2015. -126 С.
Практическая работа №2
Тема: Определение размера арендной платы при использовании лесных участков для различных видов пользования.
Цель работы – освоение общей методики технико – экономических расчетов, детальное ознакомление с определением размера арендной платы при использовании лесных участков для различных видов пользования.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1-ОК 9,
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.1; ПК 4.3
Обеспечение занятия:
1.Тетрадь с конспектами с решениями аналогичных задач.
2. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 22.05. 2007 № 310.»
3.линейка,
4. карандаш,
5.раздаточный материал.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1. Повторитьопределение размера арендной платы при использовании лесных участков.
2. Выполнить задания по теме.
3. Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Система платежей за пользование лесным фондом включает:
- лесные подати (плата за право пользования лесным фондом);
- арендную плату.
Лесные подати включают: плату, взимаемую за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещения ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Не относятся к объекту обложения такие виды пользования лесным фондом, как:
- осуществление рубок промежуточного пользования и проведение иных лесохозяйственных мероприятий государственными органами управления лесным хозяйством, в том числе лесоустройства, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного пользования лесным фондом;
- проведение лесоустройства, лесообследования, научно - исследовательские и проектные работы для нужд лесного хозяйства организациями, входящими в систему лесного хозяйства;
- осуществление вырубок под контрольно - следовые полосы, линии связи, иные инженерно - технические сооружения или объекты на приграничной территории.
Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются федеральным законодательством, а лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами - устанавливаются региональными или местными органами власти.
Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с покупателя взимается плата, установленная этим договором. За лесопользование, не требующее заключения договора аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений, плата не взимается.
Плата за пользование лесами перечисляется в бюджеты РФ и субъектов РФ.
Размер арендной платы лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Методические указания по решению задач - для решения задач по определению размера арендной платы при использовании лесных участков для различных видов пользования и определение размера платы по договору купли- продажи лесных насаждений, необходимо воспользоваться ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 22 мая 2007 г. N 310 О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Сумма годовой арендной платы рассчитывается по формуле
АП = Т х М, где: АП - сумма годовой арендной платы с участка лесного фонда, взятого в аренду;
Т - средняя ставка лесных податей за 1 куб. м древесины на корню.
М - годовой объем изъятия лесосырьевого ресурса.
Для решения 1 задачи необходимо воспользоваться Ставки платы за единицу объема не древесных ресурсов в зависимости от лесотаксового района. Полученную сумму увеличиваем на повышающий коэффициент 1,24.
Для решения 2 задачи необходимо воспользоваться Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности в зависимости от лесотаксового района. Полученную сумму увеличиваем на повышающий коэффициент 1,24.
Для решения 3 задачи необходимо воспользоваться Постановление №310. Полученную сумму увеличиваем на повышающий коэффициент 1,24.
Задания:
Вариант №1
Задача. №1.Определить размер арендной платы за заготовку 3 тонн бересты в КПАО.
Задача. №2.Определить размер арендной платы за использование площади лесного участка, при выращивании сельхоз культур в КПАО на площади 200 га.
Задача. №3.Определить размер арендной платы за заготовку 150 т. живицы в Кировской области.
Вариант №2
Задача. №1.Определить размер арендной платы за заготовку 30 тонн еловой лапы в Пермской области.
Задача. №2. Определить размер арендной платы за использование площади лесного участка, при сенокошении на заливных лугах Пермской области. На площади 150 га.
Задача. №3.Определить размер арендной платы за заготовку 190 т. живицы в Свердловской области.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существуют виды пользования лесными ресурсами?
2.На какой срок допускается аренда лесных участков?
3.Что такое лесные подати?
4. Какие объекты не облагаются лесными податями?
5.Для чего необходим повышающий коэффициент на лесные подати?
6.От чего зависит размер арендной платы за пользование лесными ресурсами?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Изучить ст. 24 – 25 Лесного Кодекса Р.Ф.
Практическая работа №3
Тема: Оформление документации о нарушении лесного законодательства Исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Цель работы – освоение общей методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1-ОК 9,
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.1; ПК 4.3
Обеспечение занятия:
1. Бланк с указаниями вида административного правонарушения.
2. Лесной кодекс Российской Федерации. (в последней редакции на момент использования программы)
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 № 63-ФЗ
5. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 22.05. 2007 № 310.
6. Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением
Продолжительность занятия: 4 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить виды административных правонарушений и исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Основные теоретические положения: МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ, ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
1. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.
2. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы).
3. При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.
5. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
6. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.
7. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.
8. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.
9. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:
в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;
в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);
в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;
в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.
12. Размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается".
13. При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения, установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.
14. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.
Методические указания по выполнению задания - начинаем работу с оформления документации о нарушении лесного законодательства. Определяем вид административного правонарушения. Они могут быть:
1. Рубка и повреждение до степени прекращения роста деревьев, за пределами лесосек.
2. Повреждения, влекущие прекращение роста деревьев, за пределами переданных лесосек.
3. Оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов в виде куртин и отдельных деревьев.
4. Оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках.
5. Заготовка древесины до подписания акта передачи лесных насаждений.
Заполняем акт, о административном правонарушении, используя любое лесонарушение из своего варианта задания. Приложение №1
После этого производим исчисление вреда, причиненного лесам, в соответствии с видом административного правонарушения, используя Постановление №310, и таксы для исчисления ущерба, причиненного лесным насаждениям. (при решении задач принимаем условие что наши участки находятся в особо ценных лесах)
1. Рубка и повреждение до степени прекращения роста деревьев, за пределами лесосек – 50 кратная стоимость срубленной древесины.
2. Повреждения, влекущие прекращение роста деревьев, за пределами переданных лесосек - 10 кратная стоимость срубленной древесины.
3. Оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов в виде куртин и отдельных деревьев - 4 кратная стоимость за оставленную на корню древесину.
4. Оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках - 7 кратная стоимость древесины, не вывезенной в срок.
5. Заготовка древесины до подписания акта передачи лесных насаждений -10 кратная стоимость срубленной древесины.
ЗАДАНИЯ
Вариант №1 Пермский л/т район
1. Рассчитать сумму штрафов за рубку и повреждение до степени прекращения роста деревьев, за пределами лесосек - 25 м3 (сосны) 2. Рассчитать сумму штрафов за повреждения, влекущие прекращение роста деревьев, за пределами переданных лесосек - 40 м3 (дуб) 3. Рассчитать сумму штрафов за оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов в виде куртин и отдельных деревьев – 10 м3 (сосны) 4. Рассчитать сумму штрафов за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках – в количестве 100 м3. (ель) 5.Рассчитать сумму штрафов за заготовку древесины до подписания акта передачи лесных насаждений – в количестве 120 м3. (дуб)
Вариант №2 Пермский лесотаксовый район
1. Рассчитать сумму штрафов за рубку и повреждение до степени прекращения роста деревьев, за пределами лесосек - 40 м3 (лиственница) 2. Рассчитать сумму штрафов за повреждения, влекущие прекращение роста деревьев, за пределами переданных лесосек - 25 м3 (ель) 3. Рассчитать сумму штрафов за оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов в виде куртин и отдельных деревьев – 10 м3 (сосна) 4. Рассчитать сумму штрафов за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках – в количестве 120 м3. (дуб) 5. Рассчитать сумму штрафов за заготовку древесины до подписания акта передачи лесных насаждений – в количестве 100 м3. (сосна)
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. По какому нормативно правовому акту производится исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства?
2. С какой точностью исчисляется размер ущерба?
3. По какой категории крупности производится расчет?
4. Во сколько раз увеличив