ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ




Основные вопросы:

1. Разнообразные формы организации обучения - фронтальные, групповые, индивидуальные.

2. Лекция – основная форма организации обучения в вузе

3. Преимущества и недостатки лекционной формы обучения.

4. Основные виды современных лекций в учебном процессе вуза.

Литература:

1. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и

доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика:/учебник. Ростов на Дону.: Феникс, 2014. 636с.

Форма организации обучения - в школе – это урок, в высшем учебном заведении – к аудиторным формам относятся лекция и практическое занятие, к внеаудиторным – самостоятельная работа студентов.

Лекцияосновная форма организации обучения в вузе

Лекция как форма организации обучения использовалась еще в Древней Греции, с появлением университетов она получила признание в различных странах, в том числе и в России. В настоящее время, в профессиональной подготовке студентов - педагогов лекционной форме обучения придается большое значение, поскольку у студентов формируется система научных знаний, развиваются познавательные интересы, профессиональная мотивация.

Преимущества лекционной формы обучения:

 

1) На лекции, за короткий отрезок времени, обобщенно излагается большой объем систематизированной информации, поэтому она признается экономным способом сообщения информации.

2) На лекции оперативно сообщаются новые знания, например, когда по вновь разрабатываемой научной проблеме еще недостаточно публикаций или они доступны лишь узкому кругу специалистов. Преподаватель также может внести коррективы, выразить собственное отношение к излагаемой проблеме, если, например, в рекомендуемом учебнике материал дается в старой трактовке.

3) Бесспорным достоинством является то, что на лекции происходит непосредственное общение преподавателя и студентов. Наблюдая за реакцией слушателей, преподаватель может акцентировать внимание на конкретных вопросах, проиллюстрировать теоретические положения примерами из практики, поэтому ни компьютер, ни учебник не заменят живой контакт с преподавателем.

4) На каждой лекции должны быть реализованы три взаимосвязанные функции обучения: образовательная (информационная), развивающая и воспитательная. Это означает, что во время лекции формируется система знаний, развиваются такие психические процессы, как внимание, память,мышление, познавательные интересы, осуществляется воспитание различных личностных качеств у студентов: ответственности,дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.

Большинство преподавателей уделяют внимание единственной – только информационной – функции, но низводить лекцию только до уровня передачи устной информации непрофессионально.

5) На лекции студенты учатся анализировать материал, делать выводы, включаются в процесс научного поиска. Р ешить эти непростые задачи можно при условии реализации еще одной функции – развивающей. Как показывает практика, далеко не все преподаватели осознают значимость развивающей функции, равно, как и воспитательной, это приводит к снижению ценности лекции в педагогическом процессе.

Самыми распространенными в высших учебных заведениях стали информационные или традиционные лекции. Причем, каждая информационная лекция является тематической, т.к. сообщается материал по определенной теме. Без информационных лекций невозможно обойтись при подготовке специалистов, т.к. на этих лекциях даются основы знаний, разъясняется сложный материал. Наряду с безусловными достоинствами, информационные лекции имеют ряд недостатков. На подобных лекциях преподаватель излагает материал, а студенты, к сожалению, пассивно его воспринимают, что не способствует хорошему усвоению знаний. Иногда лектор начинает диктовать текст, тем самым побуждая студентов дословно записывать все то, что говорит, это приводит к быстрому утомлению, потере интереса. Использование в вузе только информационных лекций обедняет педагогический процесс.

 

Активизировать студентов на лекции и тем самым исключить пассивное восприятие материала помогают проблемные лекции.

Наиболее простым вариантом проблемной лекции является лекция-беседа. На ней, наряду с сообщением готовой информации, происходит постепенное вовлечение студентов в обсуждение. Преподаватель, читая такую лекцию, может воспользоваться методом проблемного изложения. В этом случае, студенты только мысленно следят за ходом рассуждений преподавателя.

Можно использовать частично поисковый метод, который предполагает не только проблемное изложение материала, но и активизацию студентов, вовлечение их в процесс познания. Преподаватель задает вопросы, предлагает сделать выводы и т.п. Вопросы могут быть направлены на выяснение степени осведомленности студентов по рассматриваемой теме, готовности их к восприятию материала. Обычно с вопросами преподаватель обращается ко всей аудитории. Чтобы не тратить на это много времени на лекции, ответы даются с места. Преподаватель также может адресовать вопрос конкретному студенту для выяснения его мнения по обсуждаемой проблеме. Для экономии лекционного времени вопросы формулируются так, чтобы можно было дать однозначные ответы. Нужно следить, чтобы задаваемые вопросы не остались без внимания, т.е. чтобы они не превращались в риторические.

Таким образом, на лекции-беседе осуществляется обратная связь, студенты активно работают, а у преподавателей нет искушения диктовать материал.

 

В качестве варианта проблемной лекции, можно рассматривать лекцию-дискуссию. Отличительная особенность такой лекции – побуждение студентов к свободным высказываниям собственных мнений по обсуждаемым вопросам. При этом, преподаватель выясняет их позицию, может скорректировать ошибочные взгляды. Для проведения лекции - дискуссии нужно разработать системупостепенно усложняющихся учебных проблем, которые студенты не в состоянии самостоятельно решить из-за недостатка знаний, но в сотрудничестве с педагогом проблемы успешно решаются.

Следовательно, при разработке учебных проблем преподаватель должен руководствоваться психологическим положением о «зоне ближайшего развития», разработанным Л. С. Выготским. Получается, что студенты, как бы самостоятельно открывают для себя новое знание, и, естественно, эти знания будут более прочными. Активность студентов возрастает при условии обсуждения актуальных проблем, имеющих практическую направленность.

В дискуссии могут принимать участие два преподавателя, в этом случае, речь идет о таком виде, как лекция вдвоем (бинарная лекция), в ходе диалога двух преподавателей дается пример решения проблемы, моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических вопросов двумя специалистами, например представителями разных научных школ, смежных наук, научным работником и специалистом-практиком.

Лекция вдвоем дает возможность продемонстрировать культуру дискуссии, пример совместного решения проблемы учеными ипрактиками. Преподаватели, участвующие в подобной лекции, должны обладать интеллектуальной и личностной совместимостью, способностью к импровизации.

К обсуждению вопросов преподаватели обязательно должны привлекать студентов. При проведении лекции вдвоем встречаются организационные трудности, связанные с планированием нагрузки, т.к. она планируется на одного преподавателя. На проблемных лекциях преподаватель и студенты вступают во взаимодействие и общение. Хотя, с формальной точки зрения, лекция представляет собой монолог преподавателя. Но, это ошибочное мнение, лекция – это, прежде всего, своеобразный диалог, предполагающий обратную связь со слушателями. Студенты должны стать партнерами преподавателя по совместной учебной деятельности. Диалог не следует понимать, как прямой обмен репликами между слушателями и лектором.

Внешне лекция сохраняет все видимые признаки монологической речи. Но, лектора волнует, что же из сказанного им воспринято слушателями, что ими не совсем понято, как оценивается сказанное. Ответы на подобные вопросы лектор получает в процессе обратной связи. Вполне допустимо и, даже желательно, для проблемной лекции наличие внутреннего диалога, в ходе которого студенты ставят для себя вопросы, мысленно отвечают на них, при затруднении с ответом фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения во время самостоятельной работы, на

консультациях с преподавателем, при обсуждении с однокурсниками.

Включение в учебный процесс проблемных лекций дает возможность не только сообщать готовые знания, но и побуждать студентов к активному размышлению над проблемами, что способствует развитию мышления, познавательных интересов, любознательности, инициативности, умений обосновывать собственную точку зрения и т.п. Следовательно, на проблемных лекциях в полной мере реализуется не только образовательная функция, но и развивающая,воспитательная, что на информационных лекциях осуществить не всегда удается.

 

Читать проблемные лекции нелегко, от преподавателя требуется всестороннее знание материала, эрудиция, педагогическое мастерство. На подготовку к проблемной лекции требуется значительно больше времени, т.к. нужно не только подобрать материал, но и продумать специфику обсуждения со студентами учебных проблем. Возможно, это является причиной того, что в настоящее время, к сожалению, проблемные лекции еще не заняли достойного места в учебном процессе высшего учебного заведения.

Если проблемные лекции так эффективны, то закономерно возникает вопрос: можно ли весь учебный материал сообщать на проблемных лекциях? Ответ на этот вопрос однозначный – проблемные и информационные лекции в учебном процессе должны разумно сочетаться.

К восприятию материала, который преподносится проблемно, студенты должны быть подготовлены, такая подготовка осуществляется на информационных лекциях. Поэтому на младших курсах, когда только закладываются основы профессиональных знаний, количество информационных лекций больше, чем проблемных.

Проблемные лекции эффективны на старших курсах, когда содержание лекционного материала отличается глубиной, широтой охвата научных проблем. Хотя, даже на старших курсах есть такие темы, когда требуется сообщение конкретных знаний, а обсуждения и размышления будут неуместны, в этом случае, также предпочтение отдается информационным лекциям.

 

Кроме информационных и проблемных лекций, в педагогическом процессе используются и другие виды, которые позволяют преподавателям решать разнообразные задачи. Так, например, на лекции-визуализации в полной мере реализуется принцип наглядности. Устная информация преобразуется в визуальную форму, причем, наглядный материал должен стать не только дополнением к словесной информации, но и сам может выступатьносителем содержания.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать мыслительную деятельность, способствует более глубокому проникновению в сущность изучаемых вопросов.

Подготовка преподавателя к лекции-визуализации заключается в переводе устного лекционного содержания или его части в визуальную форму и планировании эффективных способов предъявления информации через слайды, чертежи, рисунки, схемы, таблицы и пр.

С внедрением в учебный процесс мультимедийных технологий расширяются возможности использования лекции-визуализации. Нередко даже в информационные лекции преподаватели для лучшего усвоения материала включают элементы наглядности. Без наглядности – чертежей, схем, графиков – невозможно обойтись при изучении технических дисциплин.

 

Своеобразным и интересным видом являются лекции с заранее запланированными ошибками. Ценность их в том, что у студентов активизируется внимание, развивается критичность мышления, они учатся вычленять неверную или неточную информацию, приучаются выступать в роли экспертов, рецензентов. Эти лекции эффективны для контроля знаний, оценки уровня подготовленности студентов, степени ориентировки в материале. При подготовке к такой лекции преподавателю необходимо заложить в содержание определенное количество ошибок, а задача студентов заключается в том, чтобы заметить их. Естественно, что ошибки должны основываться на известном материале, а не касаться новой темы. Студентам дается установка заметить определенное количество ошибок и зафиксировать их в тетради. Материал на лекции излагается таким образом, чтобы ошибки были скрыты, их не так легко было заметить. Выявленные ошибки обсуждаются в конце лекции и совместно формулируются правильные ответы. Присутствие элементов интеллектуальной игры создает на лекции эмоционально положительный фон, атмосферу доверия между студентами и преподавателем.

Одной из проблем вузовского преподавания является недостаточная активность студентов на лекциях, порой педагоги сетуют, что вопросов на лекции не возникает. Развитию активности, инициативности студентов будет способствовать использование лекции–пресс-конференции. Форма проведения такой лекции близка к форме проведения обычной пресс- конференции. Преподаватель называет тему лекции и предлагает студентам в письменном виде задать интересующие вопросы. На эту работу отводится примерно 2 – 3 минуты. Необходимость сформулировать вопрос активизирует мыслительную деятельность. Затем преподаватель оперативно знакомится с вопросами студентов и в ходе лекции отвечает на них. Ожидание ответа на свой вопрос способствует концентрации внимания. Следует предупредить, что лекция–пресс-конференция читается как связный текст, в процессе которого освещаются заданные студентами вопросы. В заключительной части лекции–пресс-конференции преподаватель обязательно оценивает вопросы студентов с точки зрения знаний, интересов, оригинальности.

 

Все рассмотренные виды лекций используются в учебном процессе в комплексе, они дополняют друг друга, позволяют решать различные задачи, связанные с образованием, развитием и воспитанием студентов. Вполне допустимо в одной лекции сочетать различные виды, как составляющие элементы, например на информационной лекции использовать элементы проблемности, наглядности.

Лекцию пресс-конференцию можно читать как информационную или как проблемную. И таких сочетаний может быть множество, всё зависит от задач, которые решает преподаватель на лекции, от желания разнообразить педагогический процесс, чтобы вызвать у студентов интерес к предмету.

Каждая лекция имеет определенную структуру и состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

 

Лекция начинается со вступительной части, ее назначениенастроить студентов на продуктивную работу. Длительность этой части от 5 до 10 минут. Во вступительной части преподаватель решает организационные вопросы: отмечает отсутствующих, по мере необходимости выдвигает определенные требования, выясняет наличие необходимого оборудования и материалов. Иногда во вступительной части можно провести письменный экспресс-опрос по материалу предыдущей лекции, как это делают опытные преподаватели.

Польза его неоценима. Во-первых, перед каждой лекцией студенты приучаются повторять материал предыдущих тем, что способствует повышению качества знаний. Не секрет, что многие студенты не считают нужным готовиться к лекциям. Регулярное проведение экспресс-опроса поможет решить непростую задачу – приучать студентов работать над лекционным материалом и приходить на лекцию подготовленными к восприятию нового материала. Во-вторых, результаты опроса дают преподавателю-лектору объективную информацию для оценки работы студентов в период проведения промежуточной аттестации.

Известно, что нелегко бывает выставить балл каждому студенту за работу на лекции, и промежуточная аттестации порой проходит формально. В-третьих, во время экспресс-опроса, можно проверить посещаемость, не теряя время на перекличку студентов. Вопросы для экспресс-опроса должны быть четкие, чтобы на них можно было ответить кратко. Вместо вопросов можно предложить

различные тестовые задания. Длительность экспресс-опроса не должна превышать пяти минут.

 

Во вступительной части преподаватель переходит к формулировке темы лекции, сообщает план, дает список литературы.

Самой ответственной и длительной по времени является основная часть лекции, во время которой преподаватель четко, логично и последовательно излагает материал в соответствии с предложенным

планом.

 

Заключительная часть завершает лекцию. Нередко бывает, что преподаватель, хорошо прочитав лекцию, в конце теряет контроль над аудиторией. Студенты, чувствуя, что лекция подходит к концу, начинают отвлекаться, переговариваться. Преподаватель идет у них на поводу и завершает лекцию чуть ли не на полуслове. Скомканный финал портит впечатление о лекции. Поэтому надо уделить несколько минут завершающей части, на которой подводятся итоги рассмотренного содержания и анализируется работа студентов на лекции.

Подготовка преподавателя к лекции начинается с отбора информации. Рационально подобрать материал помогает учебная программа дисциплины. Объем информации должен быть оптимальным, т.к. обилие ухудшает восприятие и понимание материала.

Совершенно недопустимо повторять на лекции материал базового (основного) учебника. В лекционный курс не обязательно включать весь программный материал, некоторые вопросы можно вынести для углубленного изучения на практических занятиях или на самостоятельную работу. Полное совпадение лекционного курса с учебной программой дисциплины вызывает у студентов ошибочное мнение, что конспект лекции – это единственный источник информации для подготовки и сдачи экзамена, что принижает значимость практических занятий и самостоятельной работы.

Далее, необходимо провести дидактическую обработку лекционного материала, в процессе которой письменный текст трансформируется в устную форму. Глубокое содержание при недостаточно продуманной методике приводит к низкому качеству лекции.

 

Одной из причин отсутствия у студентов интереса к дисциплине является как раз пренебрежение преподавателей методикой чтения лекции. Мастерство педагога проявляется в умении пользоваться текстом лекции. Знание текста – необходимое условие для интерпретации материала и управления работой студентов. Совершенно недопустимо диктовать студентам материал под запись. Хотя, некоторым преподавателям кажется, что без этого невозможно обойтись. Когда лекция превращается в диктант, очень быстро наступает утомление, пропадает интерес, при этом, знаний совсем не прибавляется, т.к. при механической записи материала в памяти почти ничего не остается.

На лекции нужно умело управлять работой студентов, побуждать их активно воспринимать материал и осмысленно конспектировать, выделяя главные мысли. Чтобы студенты могли осознанно воспринимать материал и успевать записывать основные мысли, лектор пользуется повторениями, т.к. примерно 20% информации не доходит до слушателя, теряется во время слушания.

Как уже отмечалось, цель лекции заключается не столько в том, чтобы как можно больше записать материала, а в том, чтобы понять его, усвоить, поэтому повторения необходимы. Но, они отсутствуют в письменном тексте – в учебниках, научных статьях, читая которые, в любой момент можно вернуться к ранее прочитанному материалу. Повторения на лекции повышают понимание материала, речь идет не о буквальных повторениях, а об удачных переформулировках, разъяснениях главных моментов.

 

Одной из острых проблем является привлечение внимания студентов на лекции. Призывами: «Слушайте внимательно, не отвлекайтесь», – ничего не добьешься. Известный историк и блестящий преподаватель В. О. Ключевский писал, что самое трудное и самое важное в преподавании – заставить себя слушать, поймать юношеское внимание. Привлечению внимания к содержанию лекции способствует заинтересованность преподавателя.

Если преподаватель любит свой предмет, то он излагает материал эмоционально, ярко. Слушатели также начинают с интересом относиться к материалу. И, наоборот, если преподаватель безразличен к тому, о чем рассказывает, то и студентам передается это отношение, они тоже становятся безразличными.

Помогают восприятию материала ораторские данные преподавателя. Он должен заботиться не только о том, что говорит, но и о том, как говорит, т.к. к речевой культуре предъявляются высокие требования. Значение имеет интонация, четкая дикция, умеренная громкость. Речь лектора должна быть образной. Но образность речи лектора следует соотносить с конкретными целями лекции, не должно быть излишней эмоциональности. Недостаточная громкость, как и излишняя крикливость, неблагоприятно воздействует на слушателей, от этого они быстро утомляются, перестают слушать и переключаются на посторонние дела.

Наиболее целеустремленные студенты волевым усилием заставляют себя следить за содержанием лекции, что также в результате приводит к постепенному нарастанию утомления. Для восприятия материала большое значение имеет оптимальный темп речи преподавателя. Он зависит от многих моментов: сложности материала, реакции слушателей и др. Медленный темп ориентирует студентов на запись, и тем самым в меньшей степени побуждает их к умственной работе. Нерациональным является и быстрый темп, когда студенты не успевают следить за ходом рассуждений.

 

На лекции имеют значение паузы, они помогают акцентировать внимание перед сообщением важных положений. Этому же способствуют риторические вопросы. Оптимизировать внимание помогают примеры из практики. Они имеют особое значение при рассмотрении сложных теоретических фактов. Этот прием психологически более оправдан, чем прием снятия утомления студентов шуткой. Применение шутки активизирует внимание, но при этом часто теряется установка на восприятие научного содержания. Поэтому шутка должна быть уместна и естественным образом связана с содержанием материала.

 

Итак, чтобы лекция была хорошо прочитана, преподаватель должен продумать не только содержание, но и уделить серьезное внимание методической обработке этого материала.

 

Преподаватели на лекции не только стараются сообщать знания, но и включать студентов в активную познавательную деятельность. Каждая лекция, читаемая по определенной теме, называется тематической. Среди многообразия тематических лекций выделяется вводная, она предваряет изучение новой дисциплины. Яркая, интересно прочитанная вводная лекция помогает заинтересовать изучением дисциплины. Завершается изучение темы заключительной или обобщающей лекцией, на которой происходит систематизация полученных знаний, подводятся итоги, выделяются главные проблемы, подчеркивается их теоретическое и прикладное значение, студенты ориентируются на использование полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Однако, преподаватели не всегда читают заключительные лекции, ссылаясь на отсутствие времени, хотя значение этих лекций в формировании системы научных знаний и подготовке будущих специалистов очень важное.

Выделяют обзорные лекции, они обязательно читаются, когда материал дается на самостоятельное изучение. Через некоторое время, после выполненной студентами самостоятельной работы проводится консультативная лекция, на ней обсуждаются возникшие вопросы. Обзорные или установочные лекции обычно читают студентам, обучающимся по заочной форме. Преподаватель знакомит их с новой дисциплиной, акцентирует внимание на главных вопросах, дает указания методического характера по организации самостоятельной работы в межсессионный период. Обзорные лекции проводятся также перед междисциплинарными испытаниями, государственными экзаменами, в этом случае преподаватель анализирует центральные проблемы дисциплины, побуждает к установлению межпредметных связей, сообщает новые научные сведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: