В проекте «Концепции развития здравоохранения до 2020 г.», подготовленном Минздравсоцразвития России, изложены основные государственные и общественные меры по предупреждению преждевременной смертности и нетрудоспособности населения:
· совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
· создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
· создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
· мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
· профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
· мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Проблематика здорового образа жизни и профилактики НИЗ и нашла свое отражение и во многих основополагающих документах, принятых в последние годы в Российской Федерации. Это: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года», «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака», «Основы государственной политики в области здорового питания», ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 года».
Особенно стоит отметить «Государственную программу развития здравоохранения Российской Федерации» на 2013-2020 гг. (Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи») и Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
|
В РФ активно финансируются Федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Одной из таких программ является приоритетный национальный проект «Здоровье», целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения России на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, что, в свою очередь, должно привести к увеличению продолжительности жизни и рождаемости в стране.
Эффективность государственной политики здорового образа жизни, как и в целом социальной политики государства, во многом зависит от активности региональных и местных властей, от тех конкретных мероприятий, которые стали действенными, так как проводятся они с учетом местных особенностей, потребностей, традиций. В России, как, впрочем, и в других странах, можно выделить отдельные региональные идеи, целые комплексные программы или отдельные проекты в сфере ЗОЖ.
|
Одной из комплексных и масштабных программ, направленных на разработку и внедрение мер по формированию здорового образа жизни в регионах, является проект ВОЗ «Здоровые города». Проект был предложен Европейским региональным бюро (ЕРБ) ВОЗ в 80-е гг. ХХ века. В 1987 году появилась первая сеть «Здоровых городов», в которую вошло 11 муниципальных образований. География проекта постоянно расширяется. Основная его задача – разработка подходов для внедрения комплексной стратегии «Здоровье для всех» на уровне города. В 1996 году была создана российская сеть «Здоровые города, районы и поселки».
К настоящему времени более 100 российских городов в той или иной степени начали внедрение основных концепций программы. Ряд городов были официально присоединены к сети ЕРБ ВОЗ и получили свидетельства об аккредитации: Великий Устюг, Димитровград, Ижевск, Новосибирск, Новочебоксарск, Самара, Ставрополь, Ульяновск, Чебоксары, Череповец. Несколько городов в настоящее время находятся в стадии аккредитации. Работа в рамках программы «Здоровый город» осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика заболеваний; пропаганда здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; здоровье на рабочем месте; улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей; адаптация инвалидов трудоспособного возраста; здоровое городское планирование.
Следующей популярной формой современных программ являются корпоративные программы, направленные на формирование здорового образа жизни работников предприятий, учреждений, а иногда и членов их семей. Под корпоративными программами ЗОЖ понимают организованные и финансируемые работодателями программы, направленные на поддержку здоровья, посредством стимулирования и поддержания поведения, снижающего риски здоровью, улучшающие качество жизни, повышающие работоспособность и приносящие выгоды самой организации.
|
Формирование здорового образа жизни населения официально зафиксировано в качестве приоритета национальной политики России в сфере здравоохранения. Однако, за исключением Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащего запрет курения на рабочих местах, национальные программы и нормативные акты фактически не предусматривают меры поддержки программ здоровья на предприятиях.
Требуют решения следующие вопросы поддержки корпоративных программ ЗОЖ в Российской Федерации:
1. Организационная помощь: разработка общенациональной программы укрепления здоровья на рабочем месте; включение мероприятий по укреплению здоровья занятого населения в комплексные национальные программы; вовлечение работодателей в общенациональные, региональные и городские кампании по укреплению здоровья населения.
2. Создание благоприятной среды для развития инициатив предприятий: налоговые льготы (например: списание на себестоимость расходов работодателя на оздоровительные мероприятия – до 12% ФОТ; отмена социальных страховых взносов на финансирование льготного питания).
Сегодня в России отсутствует налоговая поддержка предприятий, реализующих программы здоровья на рабочих местах. Вместе с тем, в целом ряде иностранных государств налоговое стимулирование программ здоровья на предприятиях рассматривается как поддержка инвестиций в человеческий капитал.
3. Информационная и методическая помощь предприятиям, не имеющим возможностей самостоятельно разрабатывать и проводить разнообразные программы здоровья: программы здоровья в России встречаются в основном на крупных предприятиях чаще всего охватывают несколько факторов риска и включают множество мероприятий, тогда как проекты небольших компаний, в основном, являются более узкими (например, мероприятия программы могут быть ограничены только диспансеризацией сотрудников или проведением Дня здоровья.
4. Модификация традиционных программ здоровья в государственных учреждениях: Многие элементы программ здоровья в российских государственных учреждениях унаследованы еще с советских времен, в то время как современные работники все больше нуждаются в программах и мерах, направленных на борьбу с новыми вызовами (избыточная масса тела в силу низкой физической активности и неправильного питания, курение, стрессы).
5. Организация и финансирования прикладных исследований по разработке и оценке программ здоровья на рабочем месте. В отличие от зарубежной практики, российский опыт в сфере организации программ здоровья на предприятиях мало изучен. Отсутствуют регулярные статистические данные, которые позволили бы проанализировать активность работодателей, понять, каков охват работников программами охраны здоровья, насколько они дифференцированы по предприятиям и видам деятельности, какие формы льгот представлены в большей или меньшей степени.
Здоровый образ жизни – слишком сложная и многоплановая проблема, чтобы она могла бы быть решена одним министерством или ведомством. Поэтому, существует понятие государственной политики межсекторального сотрудничества по формированию здорового образа жизни населения
Под межсекторальным сотрудничеством (взаимодействием) понимают долгосрочную и оперативную координацию всех программ, проектов и мероприятий разного географического масштаба, статуса и отраслевой направленности.
Межсекторальное сотрудничество обеспечивает два основных вида интеграции программ:
• вертикальную – от органов государственной власти – к управлению субъектом РФ или конкретному исполнителю,
• горизонтальную – на уровне государственных или региональных министерств и ведомств.
Для реализации программ межсекторального сотрудничества на государственном уровне государственными органами исполнительной и законодательной власти РФ интегрируется опыт работы различных министерств и ведомств; обобщаются научные разработки по проблеме. Межсекторальное сотрудничество означает не только участие всех структур власти, но и широкой общественности, а также межотраслевую интеграцию, синтез знаний, междисциплинарный подход к решению проблемы.
Межсекторальная успешность решения проблемы здорового образа жизни и профилактики заболеваний складывается из двух основных направлений работы:
1. Создание условий, способствующих здоровому образу жизни и профилактике заболеваний.
2. Формирование у граждан РФ понимания необходимости изменить образ жизни на здоровый, создание мотивации на здоровьесберегающее поведение, формирование навыков здорового образа жизни.
Россия заняла последнее место в рейтинге эффективности здравоохранения
29.09.2016 | Коментування вимкнено
Россия вновь опустилась на последнее место в составляемом экспертами агентства Bloombergрейтинге эффективности системы здравоохранения разных стран (Health-Care Efficiency Index). Впервые она была включена в него по итогам 2014 года, также став последней, а годом позже сумела обойти Бразилию.
Главным показателем (60% веса) при расчете занимаемого тем или иным государством места эксперты Bloomberg считают ожидаемую продолжительность жизни среднестатистического гражданина. Страны, где она составляет менее 70 лет, в рейтинг не включаются. Именно поэтому Россия впервые вошла в список только в 2014 году — до этого показатель продолжительности жизни россиян был ниже этой отметки.
В 2014 году ожидаемая продолжительность жизни среднего россиянина оценивалась в 70,5 лет. По прошествии двух лет ситуация ухудшилась — ожидаемая продолжительность жизни снизилась до 70,37 года. Снижение важнейшего показателя произошло вопреки некоторому увеличению госрасходов на здравоохранение (с 6,3% ВВП до 7,07% ВВП) и стоимости медицинских услуг на душу населения (с $887 до $893), свидетельствуют данные рейтинга.
Два года назад Россия замыкала рейтинг, находясь на 51-месте, теперь же перешла на 55-е. Это связано с тем, что в список дополнительно включили еще четыре государства. Выяснилось, что в этих государства госрасходы на медицину обеспечивают гражданам большую, чем в России, продолжительность жизни.
Так, в Иордании (51-е место) на здравоохранение тратят 7,45% ВВП или по $359 на человека, однако продолжительность жизни при этом оценивается в 74,5 года. Получается, что при меньших расходах казны иорданцы живут на три с лишним года дольше россиян. Казахстан (45-е место) тратит на здравоохранение 4,36% своего ВВП ($539 на человека), что обеспечивает его жителям жизнь длиной в 71,62 года.
Лидерами рейтинга, как и двумя годами ранее, стали Сингапур и Гонконг, при этом Гонконгу с 2014 года удалось выйти на первое место. Доля расходов на здравоохранение здесь выросла до 5,4% ВВП ($2021 на человека), а средняя продолжительность жизни здесь вплотную приблизилась к 84 годам. Дольше люди не живут ни в одной из включенных в рейтинг стран.
Кроме Гонконга, в десятку лучших вошли Сингапур (82,65 года; 4,92% ВВП; $2752), Испания (83,8 года; 9,03% ВВП; $2658), Южная Корея (82,16 года; 7,37% ВВП; $2060), Япония (83,59 года; 10,23%; $3703), Италия (82,69 года; 9,25% ВВП; $3258), Израиль (82,15 года; 7,81% ВВП; $2910), Чили (81,5 года; 7,79% ВВП; $1137), ОАЭ (77,37 года; 3,64% ВВП; $1611) и Австралия (82,25 года; 9,42%; $6031).