Возникновение комиссии по вопросу об организации семейных школ.




 

Мысль о детальной разработке вопроса об организации свободной, рациональной школы, а впоследствии и о практическом осуществлении подобной школы, возникла среди членов комиссии по вопросам нравственного воспитания, которая уже несколько лет работала при названном нами Отделении Педагогического Общества.

 

Сообщение по вопросу о свободных семейных школах.

 

На одном из собраний этой комиссии было прочитано членом ее М. М. Клечковским сообщение о статье С. Григорьева «Семейные школы», помещенной в журнале «Русское экономическое обозрение» (№ 1 за 1902 год), и в связи с этим поднят вопрос о желательности возникновения подобного рода школ и возможно более широкого их распространения. В названной статье автор указывает, что при тех условиях, в какие поставлены наши средне-учебные заведения, они не только не дают истинного образования, но и не могут его давать, не только не воспитывают, но и не могут воспитывать. Ярмо, налагаемое современной школой на детей, превращает посещение ее в тягостную повинность, многолетнее отбывание которой оставляет глубокие неизгладимые следы отрицательного характера на всю жизнь. Так как представляется мало оснований рассчитывать, что существующая школа в близком будущем откажется от установившегося регламента, то необходимо испробовать иные способы обучения. Родители сами как лица, наиболее заинтересованные, могли бы внести новую жизнь в дело воспитания детей, устраивая сами свои семейные школы на иных, лучших, началах. В качестве некоторых из таких основных начал новой семейной школы г. Григорьев указывает:

1) Школа относится к каждому отдельному ученику, как добрая, любящая интеллигентная семья; она во всех своих действиях руководствуется интересами и потребностями детей и всячески избегает принуждения и насилия; она стремится стать любимым местом, где дети не только учатся, но и живут полной, свободной и разностороннею жизнью.

2) Обучение ведется так, чтобы заинтересовать трудом, поднять и укрепить активную энергии детского ума, возбудить пытливость и развить умение самим добиваться познаний и пользоваться ими, причем главное внимание обращается не столько на усвоение познаний, сколько на самые способы этого усвоения.

3) Видное место в программе школы занимают практические работы под руководством преподавателей, а также свободные самостоятельные занятия учащихся по их собственному выбору, физический труд и всевозможные здоровые игры.

4) В материале курса на всех ступенях наблюдается строгое соответствие в том отношении, чтобы реальные, конкретные знания из окружающей жизни природы и человека шли в уровень с отвлеченным книжным материалом, чтобы этот последний не сделал обучение сухим и безжизненным.

5) Семейная школа внимательно следит за ходом развития учеников во всех отношениях, но для этого не нуждается ни в баллах ни в экзаменах.

Указав далее на способ практического осуществления семейной школы, г. Григорьев высказывает надежду, что в виду переполнения казенных учебных заведений, такие школы будут встречаться сочувственно и приобретут важное общественное значение, став рассадниками педагогических идеалов

М. М. Клечковский, со своей стороны, считая особенно важным для переживаемого нами времени идею устройства подобного рода семейных школ, доказывал, что современная школа не дает истинного образования, а только готовит к экзамену на аттестат зрелости, ставя учащегося в условия, гибельные для его физического, умственного и нравственного здоровья, между тем эти две цели оказываются решительно несовместимыми друг с другом.

В обществе нашем все еще держится мнение, что гимназия дает образование.

Пора отрешиться от этого нелепого предрассудка. Гимназия ничего не дает, кроме аттестата; она только берется на известных условиях обрабатывать детей, подвергать всевозможным испытаниям, и тех, кто выдержит эти испытания, наделяет билетом, дающим доступ в другое высшее заведение, где их ожидают другие высшие испытания. Условия эти, как известно, настолько тягостны, что неизбежно подрывают как душевное, так и телесное здоровье детей.

Но детство есть самодовлеющая и, как говорят, лучшая пора жизни. Оно не должно быть рассматриваемо как подготовительная стадия к зрелому возрасту. Школа должна не обтесывать, не обламывать ребенка ради каких бы то ни было целей в будущем, не фабриковать образованных людей, а лишь способствовать насыщению его любознательности и развитию его творческих сил в настоящем; иначе говоря, школа должна стремиться создать условия счастливого детства.

Она должна не только сравняться с семьей, но превзойти ее в этом отношении.

Нельзя упускать из виду идеал школы. Надо отдавать себе отчет: есть ли у нас идеал воспитания и образования, и в чем он состоит? Можно ли достигнуть чего-нибудь хорошего, не имея идеала? Однако если мы зададимся вопросом, какие идеалы вдохновляют деятелей существующей школы, то увидим, что на этот вопрос ответить довольно трудно.

Поэтому родители, любящие детей и стремящиеся доставить детям истинное образование, должны бы заинтересоваться предложением автора цитированной статьи и, во всяком случае, поискать другие пути, а не отдавать детей в «средне-учебные заведения».

Не говоря уже о том, что гимназия никакого образования не дает и дать не может, самые условия пребывания в этих «заведениях» и прохождения курса столь тягостны и сопряжены с таким огромным риском для здоровья и нравственности детей, что даже те родители, которые исключительно или главным образом озабочены предоставлением детям возможности получить аттестат и «выйти в люди», должны были бы постараться придумать для этого какое-нибудь другое, менее жестокое, средство.

Как много выиграли бы наши дети, если бы мы, родители, проявили бы некоторую самодеятельность и вместо того, чтобы ограничиваться вялым недовольством и выжиданием реформ, сулящих в более или менее отдаленном будущем неведомые перемены и улучшения, попытались организовать собственными усилиями свою собственную школу, непохожую на департамент, в котором старшие чиновники, называемые наставниками, систематически, в течение долгих лет выматывают душу из младших, называемых воспитанниками.

Задачей же новой «семейной школы» и должно именно явиться истинное образование, причем всякие посторонние цели, не имеющие с ним ничего общего, должны быть исключены. Новая семейная школа должна ревниво оберегать интересы и неотъемлемые права детства как самодовлеющей поры существования. Истинное образование есть благо, усиливающее радость бытия. В высшей степени желательно организовать такую школу, которая поставила бы себе целью сообщать хотя бы частицу такого образования, осветить детям жизнь, насытить их любознательность, нисколько не сообразуясь с тем, пригодится ли это образование для успешного ответа на экзамене или нет

Мысль об устройстве семейных школ встретила сочувствие всех членов комиссии, присутствовавших на собрании, и вызвала желание заняться ради практического осуществления этой идеи детальной теоретической ее разработкой, которая могла бы облегчить создание подобного рода школ в возможно более широких размерах. Но так как разработка этого вопроса самой комиссией по нравственному воспитанию, в виду ее обширности, могла бы отвлечь ее от других ее неотложных задач, то среди некоторых членов ее родилась мысль о формировании при отделении по вопросам семейного воспитания особой комиссии для означенной цели, и было подано в этом смысле заявление в отделение.

30 апреля 1903 года заявление это было рассмотрено отделением по вопросам семейного воспитания; вопросы, которые было предложено подвергнуть детальной и тщательной разработке были признаны крайне важными; а в мае того же года начала функционировать и самая комиссия, отчету о деятельности которой посвящена первая половина настоящей книги.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: