Борьба за свободную школу группы членов Комиссии семейной школы за ее пределами.




 

На этом пока и заканчивается временно прерванная деятельность Комиссии для разработки вопроса об организации семейных школ. С самых же первых шагов в ее деятельности слово «семейная школа» стало для нее синонимом слова «свободная школа» и та проблема, которую, не переставая, старалась разрешит комиссия, была в действительности проблема о свободном воспитании и образовании. Принцип свободы в его конкретном применении в области воспитания и образования не переставал одушевлять членов комиссии и заставлял напрягать все усилия своего ума, чтобы выяснить этот принцип во всем его громадном значении, чтобы определить те формы, в которые он мог бы вылиться в действительной жизни, а также и те условия, которые могли бы привести к скорейшему его осуществлению и воплощению в практику воспитания и образования. Проблема семейного воспитания сама собою разрасталась до проблемы свободного воспитания и притом свободного воспитания и образования широких народных масс, свободного воспитания и образования, которое могло бы стать уделом возможно большого количества людей. Это сказалось в том заявлении о необходимости всеобщей свободы обучения, которое комиссия внесла в Совет Педагогического Общества для представления его общему собранию всех членов Общества и о котором было уже упомянуто выше. Это же сказалось и в двух других заявлениях, которые были внесены в Совет Педагогического Общества и обсуждались на общих собраниях его и инициатива которых принадлежала группе членов, принимавших наиболее близкое и деятельное участие в работах комиссии. Подача обоих заявлений совпала с ужасным временем избиений учащихся средних учебных заведений во многих городах России, забастовок этих последних и массовых исключений их из учебных заведений. Мы приводим здесь полностью текст первого заявления в виду представляемого им интереса.

 

«Давно уже русская школа всецело подчинена полицейско-бюрократическому произволу, давящему ее извне и окончательно деморализовавшему ее внутри. Бесконечный ряд самых возмутительных насилий и надругательств над личностью учащихся детей не поддается перечислению. Укажем хотя бы на следующие явления:

С одной стороны:

1) Надзор гласный и тайный, выражающийся в обысках и выемках, производимых училищной администрацией как в стенах учебных заведений, так и на квартирах учеников, распечатывание гимназических писем, отнятие книг, запрещение посещения библиотек и т. д. 2) Всевозможные гимназический сыск: выслеживание неблагонадежности учеников по их классным сочинениям, подслушивание их разговоров, возложение на инспекторов и учителей роли разведчиков и доносчиков. 3) Возложение полицейских обязанностей даже на самых маленьких детей в виде дежурства, и, наконец, 4) самая страшная язва современной школьной жизни: опыты организации шпионства среди самих учеников.

С другой стороны попытки открытого возбуждения в детях племенной, сословной и религиозной розни, выразившиеся в пошлых издевательствах, раздававшихся с некоторых учительских кафедр, преследование и искоренение духа товарищества и создание всяких преград для взаимного сближения детей.

Подобные воздействия нашей школы, отравленной современным полицейско-бюрократическим режимом, доводят наших детей до озлобления и отчаяния. Душевные болезни, самоубийства и тому подобные несчастия, участившиеся за последнее время, добровольный выход из учебных заведений и, наконец, попытки коллективного протеста со стороны самих детей ярко свидетельствуют о величайшей неудовлетворенности учащихся всем современным школьным режимом, угнетающим душу и тело ребенка.

Всеобщий разнузданный административный произвол, господствующий над детьми и над всею школою, достиг за последнее время неслыханных размеров. В Саратове, Пскове, Курске и других городах совершены избиения детей войсками, полицией и ее наемниками, причем с особенной силой сказалась полная разобщенность учащего персонала с учащимися – так, например, в Курске училищная администрация и педагогический персонал (за малыми исключениями) не только отсутствовали во время избиения своих учеников, но и ничего не сделали для охраны и защиты детей. Министерство Народного Просвещения, и без того опозорившее себя всем своим постыдным отношением к делу просвещения и интересам учащихся, теперь уже вполне погребло самого себя в глазах русского общества, явившись безучастным зрителем этих кровавых расправ с детьми.

Учащиеся и их родители не только не получили никакого удовлетворения и успокоения, после всего совершившегося, но правительство сочло возможным даже вместо того, чтобы принять меры к обузданию своих агентов, превратившихся в разбойников, возложить на них новые полномочия – еще более усилить надзор за поведением учащихся в средне-учебных заведениях при появлении их на улице и в общественных местах (см. «Русск. Ведом.» №51.)

Положение стало нестерпимо. Единственным выходом из него представляются нам следующие меры, которые и предлагаем Педагогическому Обществу обсудить и сделать все возможное для проведения их в жизнь.

1) Требовать немедленной передачи всех правительственных учебных заведений в руки общества, чем только и может быть гарантировано правильное и спокойное течение школьной жизни и неприкосновенность личности учащихся. Впредь же до того, пока это требование не будет удовлетворено, предложить родителям не только не посылать своих детей в правительственные учебные заведения и не оказывать на них обычного давления в этом смысле, но, наоборот, убеждать их отказываться от посещения этих школ.

2) Предложить учителям прекратить занятия до тех пор, пока не будут даны гарантии безопасности и неприкосновенности личности учащихся, так как немыслимо спокойно заниматься преподаванием наук, если нет ни малейшей уверенности в том, что после урока учеников не будут бить или хватать на улицах.

3) Немедленно организовать временное домашнее обучение взамен прекращаемых школьных занятий до наступления на Руси полной свободы просвещения и уважения к личности учащихся.

Сочувствующие этому, родители и учителя должны объединиться и взять на себя руководство организацией домашнего обучения.

4) Необходимо, чтобы Педагогическое Общество взяло на себя инициативу созыва Всероссийского Съезда Родителей и Педагогов для обсуждения способов и средств защиты детей от нравственного и физического насилия и вопроса об организации образования на гуманных, разумных, свободных началах и для учреждения Союза для проведения в жизнь указанной реформы образования и воспитания.

5) Необходимо, чтобы Педагогическое Общество, совместно с другими просветительными Обществами России, заявило настоятельное требование о том, чтобы ни один из учеников не подвергался преследованию за протест против существующего школьного режима, чтобы все уже наложенные кары были немедленно сняты и чтобы все потерпевшие получили полное удовлетворение.

6) Если предлагаемые резолюции будут приняты Педагогическим Обществом, то не найдет ли оно желательным принять меры к самому широкому их распространению».

 

В пояснение этого заявления мы считаем только необходимым прибавить, что именно лица, подававшие его, разумели под передачей правительственных учебных заведений в руки общества. Под этими словами понималась полная автономия всех учебных заведений, какого бы рода они ни были. Академическая свобода предполагалась нужной не только для университетов, но и для средних и низших учебных заведений, так как на самом деле нет никакой разницы между высшим, средним и низшим образованием: всякое истинное образование есть высшее. Каждое учебное заведение должно состоять из учащих, учащихся и их родителей, поскольку последние принимают активное участие в деле воспитания своих детей. Все эти три элемента должны образовать из себя одно органическое, самоуправляющееся целое. В таком виде представлялся составителями заявления переход правительственных учебных заведений в руки общества.

Что касается второго заявления, поданного в Совет Педагогического Общества теми же лицами, то в нем возбуждался «вопрос о помощи детям, не желающим подчиниться бюрократическому школьному режиму». Педагогическое Общество призывалось к сосредоточению внимания на разрешении вопросов «социально-педагогических» и к тому, чтобы немедленно приступить к творческой работе созидания новой свободной школы.

 

«Педагогическое Общество, - говорилось в этом заявлении, - может проявить оригинальное творчество в области свободной педагогической мысли и деятельности. Оно может проложить новые пути в деле народного просвещения. Первые шаги на этом новом пути могли бы состоять в следующем: 1) В установлении живой нравственной связи между Педагогическим Обществом и учащейся молодежью. Необходимо, чтобы деятельность Педагогического Общества приняла такое направление, которое, идя навстречу духовным запросам, нуждам, стремлениям, сомнениям, потребности в помощи, совете и т. д. молодежи, нашло бы сочувственный отклик в последней, чтобы Педагогическое Общество вступило как бы в духовный союз с нею. 2) В разрушении всеми способами вредной иллюзии, еще поддерживающей до сих пор у многих родителей и юношей веру в современную бюрократическую школу и тормозящей признание ее полной и окончательной негодности как в области образования, так и воспитания. Пора признать, что и бюрократическую школу так же, как и систему управления, не чинить и лечить, а совершенно уничтожить надо, не оставляя камня на камне, и на развалинах ее возвести новое здание академической свободы не только для университетов, но и для средних и низших школ. Надо признать, что образование, основанное на насилии и принудительных программах, есть зло. В 3-х, необходимо сделать активную попытку стряхнуть с себя иго современной бюрократической школы и попытаться обойтись без ее услуг путем организации союзов взаимопомощи педагогов, родителей и детей в деле образования и воспитания. Мы защитим детей, если скажем им, что они правы, что им нечего ждать истинного просвещения от существующей школы, если убедим родителей не губить детей, принуждая их учиться в этих ужасных заведениях, и если провозгласим, что единственный способ, единственный путь истинного образования есть самообразование. Конечно, этому самообразованию надо помочь и пойти ему навстречу. Самообразование не означаете предоставления ребенка, юноши его собственным силам, но предполагает, что педагог из управителя и повелителя становится другом, помощником и деятельным сотрудником ученика в его самобытном стремлении к знанию. Самообразование отнюдь не предполагает одних лишь единоличных изолированных усилий, а напротив требует широкой коллективной работы, свободной кооперации возможно большего количества лиц: родителей, педагогов и учащегося юношества. Настоящий момент небывалых забастовок и небывалых избиений учащихся особенно облегчает Обществу возможность приступить к этому делу. Следующие практические меры, по нашему мнению, могли бы повести к разрешению поставленных жизнью задач: 1) Организация союзов и кружков коллективного образования с установлением связи между ними путем объединения в одно целое, в один общий союз коллективного самообразования. 2) Войти в сношение по этому делу с другими просветительными учреждениями... 3) Организовать ряд систематических чтений по примеру тех, какие в настоящее время ведутся в Соляном Городке и в Мраморном дворце в Петербурге, где на ряду с педагогическим персоналом принимают деятельное участие студенты, курсистки и вообще молодые люди, ищущие приложения своих сил в деле просвещения народа... Подобный общественный почин положил бы основание для создания свободной самоуправляющейся школы, которая, полагаем, вряд ли подверглась бы преследованию в настоящее время, являясь по сравнению с другими признаками пробуждения России, очевидно совершенно невинным уклонением от установившейся рутины. Организация подобного домашнего обучения будет свидетельствовать как нельзя более кстати о том, что общество созрело не только в политическом, но и в педагогическом отношении настолько, что уже взяло дело образования в свои руки и от слов перешло к делу».

 

Мы познакомили читателей с обоими заявлениями в виду того, что и в настоящее время они сохраняюсь свой жгучий интерес, так как положение дела в области школы нисколько не изменилось к лучшему, если только не ухудшилось в еще более сильной степени. К сожалению, Педагогическое Общество в то время, когда были поданы эти заявления (март 1905 года), увлеченное вопросом о политическом преобразовании России, не нашло в себе достаточно активного внимания и достаточно активных сил, чтобы направить их на дело немедленного практического осуществления идеи свободной школы. Мысль о том, что дело всестороннего освобождения народа от всех форм гнета и насилия, под ярмом которых он страдал столько веков, может подвинуться вперед не только путем направления усилий на изменение форм государственного устройства, но и путем создания, хотя бы в зародыше, во всех областях человеческого существования тех новых форм, по которым могла бы устремиться жизнь, освобожденная от всяких внешних пут, эта мысль осталась Педагогическому Обществу далекой и чуждой. Многие из его членов склонны были даже рассматривать в то время всякую попытку привлечь внимание к специально-педагогическим вопросам, хотя бы здесь имелось в виду произвести целый коренной переворот в области воспитания и образования, как преступление. Кроме того, помешало приступить к немедленному практическому осуществлению свободных образовательных учреждений, которые могли бы послужить исходною точкою будущей свободной школы для всего народа, и то обстоятельство, что вскоре, по постановлению высшей администрации, собрания Педагогического Общества были прекращены, так что и те две комиссии, одна для сношения с учащейся молодежью, другая – для содействия самообразованию, которые было решено, в ответ на упомянутые выше заявления, организовать при Педагогическом Обществе, не могли даже начать и функционировать.

Что касается комиссии для содействия самообразованию, то, по мысли тех лиц, которым принадлежала идея означенной комиссии, эта комиссия должна была преследовать следующие цели:

1) содействие всем лицам обоего пола и всякого возраста, обращающимся к ней за помощью, но преимущественно в пределах возраста, охватываемого низшей и средней школой, в их попытках к приобретению знаний и выработке себе миросозерцания путем собственных свободных усилий;

2) содействие всеми возможными способами широкому распространению той идеи, что истинное образование возможно только при условии полной свободы, при отсутствии в процессе образования всякого насилия и принуждения, что требует освобождения учащихся от гнета школ, основанных на насилии и принуждении, и организации самой широкой помощи им в их свободных самообразовательных усилиях;

3) содействие скорейшему практическому осуществлению Всероссийского Союза всех тех родителей и педагогов, которые ставят своею задачей сделать образование на всех его ступенях свободным, творческим делом самой личности, путем организации в возможно более широких размерах свободных образовательных учреждений, из которых были бы изгнаны всякие формы насилия над духовною и физическою природою учащихся, в каком бы замаскированном виде они не являлись.

Для достижения этих целей Комиссия должна была, согласно проекту инструкции, намеченному ее инициаторами:

1) устраивать закрытые и публичные заседания;

2) издавать сочинения, пособия и другие материалы по вопросам, касающимся образования и близко связанным с ними;

3) вступать в сношения с лицами, обращающимися к содействию комиссии в деле самообразования;

4) для более основательного рассмотрения вопросов, связанных с делом самообразования, и для лучшего достижения поставленной цели, приглашать к участию в своей деятельности специалистов по всем отраслям знания;

5) организовать союзы и кружки коллективного самообразования и вступать с ними в непосредственные сношения;

6) устраивать публичные чтения, систематические курсы и лекции по различным предметам;

7) устраивать дешевые лаборатории, физические кабинеты, подвижные музеи и другие вспомогательные образовательные учреждения и предприятия, доступные для всех;

8) устраивать мастерские ручного труда, образовательные экскурсии, путешествия, общежития, летние колонии с образовательной целью;

9) брать на себя всевозможное посредничество между лицами, стремящимися к самообразованию, и лицами, желающими содействовать им своими знаниями;

10) организовывать совместные беседы с учащимися, а также учащихся между собою;

11) оказывать содействие родителям в устройстве свободных семейных школ;

12) вступать в сношения с лицами и учреждениями, преследующими аналогичные цели.

Эта комиссия для содействия самообразованию, как мы уже говорили, даже и не начала функционировать, благодаря тому административному гнету, который обрушился на Педагогическое Общество. Но мысль о ней не была брошена, а приняла только более свободную и вследствие этого, быть может, даже более совершенную форму. Идея о содействии самообразованию освободилась от той бюрократической оболочки, в которую она была облечена еще в мысли об особой комиссии, существующей при ученом обществе и приходящей как бы со стороны, извне к тем лицам, которые нуждаются в ее помощи. Она стряхнула с себя эту бюрократическую шелуху и предстала перед лицами, в уме которых она зародилась, в ее чистом и настоящем виде: из идеи о внешней помощи в деле самообразования она разрослась до идеи свободной взаимопомощи в этом деле, в котором те, кто помогает самообразованию, и те, кто нуждается в нем, сливаются свободно вместе в одно органическое целое. Это и побудило тех лиц, которым дорога была идея свободной школы, идея свободно организованной взаимопомощи людей в деле создания каждым из самого себя наиболее совершенного человека, искать связей с самой учащейся молодежью, стремиться с ней войти в тесные, близкие отношения, чтобы совместными силами попытаться осуществить эту идею. Результатом этого и явился «Союз Самообразования», начало которому было положено в Москве 30 апреля 1905 года на учредительном собрании членов Союза, состоявшем в огромном большинстве из учащейся молодежи обоего пола. На этом собрании была установлена программа деятельности Союза и принят выработанный группой его членов проекта устава. Этот проект в виду громадного интереса и значения, представляемого им, мы приводим здесь целиком.

 

Союз самообразования.

 

I. Причина возникновения союза.

«Современная школа, как низшая, так и средняя, не удовлетворяет даже самым элементарным требованиям, какие мы справедливо предъявляем к школе. В общем, в самых кратких чертах, ее недостатки сводятся к следующему:

1. Дело воспитания и образования находится в руках людей, непосредственно в нем незаинтересованных, не имеющих к нему призвания и им не интересующихся; вследствие этого в школьном деле царит бюрократизм и формализм, жестоко калечащие и уродующие личность учащихся.

2. Школа не дает даже самых элементарных научных познаний, благодаря: а) своим программам, имеющим целью не образование учащихся, а фабрикацию из них людей с выгодным для существующего политического строя образом мыслей; б) благодаря совершенно ненаучным возмутительным методам преподавания; в) благодаря тому, что в школе совершенно игнорируются личные склонности учащихся и их потребность к знанию.

3. Школа путем бюрократического, чисто формального и внешнего отношения к личности учащихся, путем подчинения ее духовного и даже физического развития требованиям различных программ, циркуляров, правил, баллов, наказаний, наград и т. д. убивает в нем волю, свободную мысль, чувство и самодеятельность и таким образом делает ее по большей части совершенно неспособным к плодотворному труду, к приобретению истинных знаний, к жизненной борьбе за свободу, равенство и братство.

4. Не давая знаний и не развивая стремления к их приобретению, школа является в глазах как учащихся, так и родителей только средством к получению аттестата, дающего различные права и преимущества, что заглушает в учащихся стремления к бескорыстному просвещению и препятствует их умственному развитию.

Для борьбы с существующей школой, прежде всего, необходимо:

1) Обнародование и широкое распространение в обществе сведений о всех случаях и фактах, раскрывающих темные стороны современной школы и их последствия для учащихся;

2) широкое распространение среди общества идеи свободной школы и разработка и широкая популяризация тех начал, которые необходимы для ее создания;

3) широко поставленные требования свободы преподавания, слова, печати, союзов и собраний, как непременного условия, при котором только и возможно распространение истинного просвещения и создания свободной школы; требование отмены всех стеснительных и ограничительных мер в деле народного просвещения (национальные и религиозные ограничения в школах, каталоги для народных читален и библиотек, различные ограничительные меры для публичных лекций и чтений, книжных магазинов, книжной торговли и т. д.)

 

I I. Проект устава.

Союз самообразования ставить своей целью: 1) идейную борьбу с существующей школой и вообще с принуждением в деле воспитания и образования (давление на детей родителей, принуждающих их к посещению школы и т. д.) и 2) распространение истинного просвещения.

Под истинным просвещением мы понимаем такое просвещение, которое помогает человеку быть все более и более свободными самостоятельным, самобытным, которое дает ему ценные жизненные знания и вырабатывает из него независимого, убежденного работника и борца за лучшее будущее своего народа и всего человечества.

Союз самообразования объединяет в целях распространения истинного просвещения, с одной стороны, лиц, стремящихся к просвещению, с другой – лиц, могущих оказать им в этом свое содействие и помощь.

Членом союза может быть всякий, стремящийся к самообразованию, или могущий оказать в этом деле помощь людям, ищущим этой помощи, независимо от его возраста, пола, звания, национальности, вероисповедания, социального и общественного положения.

 

Для осуществления намеченных целей Союз пользуется следующими средствами:

1. Устраивает собрания членов Союза для обсуждения вопросов самообразования и единения их на этой почве, для зарождения и организации кружков лиц, желающих заниматься теми или другими науками или отдельными научными вопросами, для обсуждения направления деятельности Союза и т.д.

2. Вступает в сношения и оказывает поддержку существующим или только еще организующимся кружкам для самообразования путем доставления им лиц, могущих своими знаниями помочь им в этом деле, книг, необходимых для чтения и т. д.

3. Устраивает библиотеки для пользования членов Союза, музеи и т. д.

4. Устраивает рефераты, чтения, сообщения и беседы, имеющие своей целью самообразование.

5. Составляет программы с указанием книг для чтения по всевозможным вопросам жизни, искусства и литературы.

6. Доставляет возможность лицам, стремящимся к самообразованию, получать помощь и указания по интересующим их вопросам у сведущих по данным вопросам лиц.

7. Устраивает различные экскурсии с научной целью, прогулки, осмотры музеев, выставок, фабрик, заводов и т. д.

8. Оказывает помощь и содействие в деле самообразования лицам, не состоящим членами Союза (посылает книги по деревням и т. п.)

9. Для достижения всех этих целей Союз вступает в сношения с учеными и образовательными обществами, корпорациями, книгоиздательствами, редакциями газет и журналов и со всеми отдельными лицами, могущими служить на пользу делу (авторами, переводчиками и пр.)

10. В целях доставления возможности заниматься самообразованием людям, нуждающимся или находящимся в материальной зависимости от лиц, препятствующим им заниматься, Союз а) организует бюро для приискания заработка людям в нем нуждающимся; б) устраивает кассу взаимопомощи: в) организует обучение ремеслам и искусствам; г) устраивает на артельных началах всевозможные мастерские (столярного, слесарного, переплетного дела и т. д.) и вообще кооперативные производительные товарищества. При Союзе учреждается бюро, состоящее в начале деятельности Союза из учредителей Союза; в дальнейшем же бюро будет состоять из представителей отдельных кружков и всех лиц, желающих работать в бюро.

Деятельность бюро состоит в следующем: оно заведует кассой, библиотекой; подыскивает заработок нуждающимся членам; собирает сведения о деятельности отдельных кружков; находит помещения для собраний, устраивает общие собрания всех членов; входит в сношения с обществами и лицами, преследующими аналогичные цели как в России, так и заграницей, как легальными, так и нелегальными; знакомит как членов, так и все общество с деятельностью Союза; вступает в сношения с кружками и союзами самообразования, существующими в других городах, устраивает съезды представителей всех кружков и, если явится возможность, издает свой орган.

Члены бюро распределяют между собой занятия по собственному соглашению.

Союз не имеет ни правления, ни председателя. Бюро не облечено никакой властью. Связь между членами не должна быть формальна. Каждый отдельный кружок выбирает из своей среды представителя, который, входя в состав бюро, доставляет туда сведения о деятельности кружка.

Средства Союза составляются из добровольных взносов и из всех других возможных источников.

Успех деятельности Союза будет зависеть от того, в какой степени члены его будут распространять идею Союза среди товарищей и знакомых, привлекать в Союз новых членов и вообще всеми зависящими от них средствами содействовать успеху и процветанию Союза во всех отраслях его деятельности. Содействуя деятельности свободного Союза самообразования, имеющего своей целью распространение истинного просвещения, каждый член Союза будет тем самым содействовать обновлению и перерождению на новых началах всего великого дела воспитания и образования в духе гуманности, правды и свободы.

Что же такое представляет из себя этот нарождающийся «Союз Самообразования»? Ведь это и есть подсказанная самой жизнью та форма «новой школы», в которую должна облечься всякая истинная свободная школа. Всякая школа, всякое учебное заведение должны быть союзом самообразования, только тогда они будут действительной, настоящей школой, местом жизни, радости, счастья, а не местом бесконечных, неисчислимых страданий, не местом умерщвления в детях живого человеческого духа. Только в той мере, в какой школа выльется в эту форму «свободного союза самообразования», только в этой мере она и достигнет тех возможных ступеней совершенства, каких только она может достигнуть.

 

 

Заключение.

 

Мы видим, таким образом, что центральная, основная идея, к которой комиссия для разработки вопроса об организации семейных школ и ее члены пришли в конце концов путем естественной эволюции – это идея свободно возникающей путем свободной ассоциации составляющих ее элементов и свободно самоуправляющейся школы. Школа должна являться свободным договором родителей, учителей и учащихся, какого бы возраста эти последние ни были; она должна быть результатом их добровольной, а не насильственной кооперации между собою, внутри нее должна быть обеспечена полная равноправность всех ее участников, но и как целое она должна быть свободна от всякого давления извне, откуда бы это давление не проистекало. Свободно и самопроизвольно она должна отливаться в те формы, которые требуются природою участников того свободного договора, который может быть назван истинною школою. Эта идея должна быть нашей путеводной звездой и ее надо стараться осуществить в возможно более широких размерах. Ее надо сделать достоянием всего общества и всего народа, надо добиться того, чтобы она пустила глубокие корни в обществе и в народе и чтобы, наконец, народ оказался в обладании истинной народной свободной, свободно-возникающей и свободно-самоуправляющейся школой. Будем же всеми силами содействовать конкретному уяснению, широкому распространенно этой великой идеи и ее практическому осуществлению в возможно больших и в возможно более крупных размерах. Соединимте свои усилия для этого! Будем образовывать кружки, общества, союзы. Будем создавать и поддерживать всякого рода свободные воспитательные и образовательные учреждения, как бы они ни назывались. Будем стараться придать нашей работе, построенной на ясном и глубоком сознании лежащей в ее основе идеи, возможно более широты и планомерности. И не будем падать духом, если нас будут постигать неудачи, но будем верить в непреложную истинность этой идеи и в ее близкую победу, так как ее победа есть победа грядущего социального возрождения человечества, так как ее торжество есть наиболее пышный расцвет человеческой индивидуальности, есть обеспечение наибольшей полноты физического и духовного развития для каждой личности. Только школа, основанная на свободном договоре, раскроет могучий родник непочатых творческих сил в человечестве и заставит их брызнуть, разлиться широким потоком, и заставить их произвести те чудеса, которые сделают землю вместо каторги и ада, какой она теперь является для миллионов, благословенным раем земным. И только под влиянием свободного воспитания то светлое семя нравственной любви, которое таится в груди каждого человека и которое глохнет и вянет у большинства людей в душной, зараженной атмосфере насилия и принуждения, даст крепкие ростки в сердце каждого из людей, вырастет в могучее дерево, бесконечные ветви которого раскинутся, распространятся на всю жизнь отдельной личности, и поведет к тому, что все человечество образует одну свободную братскую семью, соединенную узами взаимной любви и дружбы и бесконечного уважения к каждой живой человеческой личности. Только свободное сердце может раскрыться для широкой всеобъемлющей любви, только свободный ум может достигнуть обладания истиной и истинного просвещения, и только свободная воля может возвыситься до высоты нравственного величия и нравственная героизма.

 

 


[1] В настоящее время автор придерживается другого взгляда, который подробно развит в имеющейся появиться в скором времени книжке «Как создать свободную школу».

[2] Она напечатана выше под заглавием «Основные задачи семейной школы».

[3] Доклад издан в виде отдельной книги под заглавием «Современное воспитание и новые пути».

[4] В оригинале: «понятно». Подозревая опечатку – исправил. (Тан)

[5] Заявление это обсуждалось в одном из общих собраний Педагогического Общества наряду с другими аналогичными заявлениями, и значительная часть приведенных здесь положений вошли в резолюцию Общества, принятую по этому поводу.

[6] Подробнее смотри в книге Э. Кросби «Толстой как школьный учитель». Издание Горбунова-Посадова

[7] Известный финский писатель Иернфельд, единомышленник Л. Н. Толстого, воспитывал своих детей в деревне. Его сын 16-ти лет самостоятельно подготовился в университет, разделяя время между чтением и земледельческим трудом.

[8] Сообщение это напечатано в виде отдельной книжки под заглавием «Освобождение ребенка». Издание Горбунова-Посадова.

 

[9] Доклад этот составляет часть книги: Э. Кросби «Толстой как школьный учитель». Издание Горбунова-Посадова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: