Деятельность комиссии по вопросу об организации семейных школ.




 

1.

 

На первом организационном собрании комиссии, состоявшемся в конце мая 1903 г. быль прочитан и подвергнут предварительному обсуждению доклад К. Н. Вентцеля «Основные задачи семейной школы», намечающий в общих чертах те принципы, которые должны быть положены в основание семейной школы. В виду того интереса, который связан с этим вопросом и в виду важности самого вопроса, мы приводим этот доклад целиком.

 

Основные задачи семейной школы

 

1. Семейная школа основывается ассоциацией родителей, СОЕДИНИВШИХСЯ ДЛЯ ТОГО, чтобы общими усилиями организовать воспитание и образование своих детей. Будучи результатом союза семей для совместного воспитания своих детей, такая школа естественно должна называться семейной школой и отличается в этом отношении от общественного или частного учебного заведения, в которые дети принимаются со стороны за известную плату и в которых родители совершенно лишены всякого влияния на постановку дела воспитания и образования своих детей. Другим основанием называть подобную школу семейной служит то обстоятельство, что эта школа представляет как бы большую семью: отношения между учащими и учащимися, между воспитателями и воспитываемыми сохраняют в ней всегда семейный характер, в них нет ничего подобного тем сухим, официальным, казенным отношениям, которые царят в большинстве существующих общественных и частных учебных заведений.

2. Цели, которыми задается «семейная школа», могут быть в общих чертах сформулированы следующим образом: она стремится поставить образование и воспитание таким образом, чтобы они явились делом рук самих воспитанников, т.е. чтобы сделать последних возможно скорее способными к самовоспитанию и самообразованию и доставить им для этого все надлежащие средства. При этом «семейная школа» имеет в виду дать своим воспитанникам истинное образование, т.е. такое, которое действительно служит для всестороннего развития человеческой личности, а не то ложное образование, которое в большинстве случаев дают существующие официальные средне-учебные заведения, имеющие внешний, показной характер и внутренне не только не развивающие человека, но, напротив того, убивающие в нем все лучшие творческие духовные силы. «Семейная школа» отнюдь не ставит своею целью подготовить своих воспитанников к экзамену на аттестат зрелости. Это ни в каком отношении не входит в ее расчеты. Даже самая отдаленная мысль об этом могла бы оказать крайне вредное влияние на всю постановку дела в ней.

3. Ставя своею задачею образование и воспитание обратить в самообразование и в самовоспитание, «семейная школа» естественно прежде всего заботится о развитии в своих воспитанниках самостоятельности и самодеятельности, о формировании в них твердой, устойчивой, здоровой воли и цельных характеров, о выработке в них свободной, независимой личности со всеми ей присущими своеобразными особенностями, причем она имеет в виду также содействовать образованию из них бескорыстных общественных работников, преданных общественным интересам и умеющих работать среди общества и для него.

Образование, которое «семейная школа» стремится таким образом дать своим воспитанникам, не ставит своею задачею только одно их умственное развитие, но также имеет в виду развить их в физическом, нравственном и эстетическом отношении.

4. Центральное место в школе должно занимать изучение наук[1], причем надо постоянно иметь в виду, что главная ценность научного знания заключается не в большом количестве знаний, которое оно дает воспитаннику, а в том, насколько оно способствует развитию в нем способности самостоятельного, систематического, плодотворного по своим результатам, активного мышления, насколько оно ведет к развитию в нем любознательности или бескорыстного влечения к знанию, побуждающего его к неутомимому расширению путем самостоятельной умственной деятельности сферы своих познаний, и, наконец, насколько оно содействует ему в выработке себе широкого правильного миросозерцания. При этом надо постоянно иметь в виду, что, хотя и чистое бескорыстноё стремление к знанию имеет великое развивающее значение, но что это значение безмерно увеличивается, если при процессе усвоения знания никогда не утрачивается его связь с общим прогрессивным развитием жизни. Тогда приобретение знания учеником, развивая его в умственном отношении, будет вместе с тем развивать его и нравственно, наряду с чистым стремлением к знанию в нем будет тогда все более расти и крепнуть сознание той великой силы, которую знание дает в руки человека для поднятия, возвышения и облагораживания общего строя человеческой жизни.

5. Главными средствами для развития в учениках стремления к знанию должны быть самодеятельность при усвоении знаний, сознательное критическое отношение к получаемым сведениям, интерес при непременных условиях посильности труда и соответствии сообщаемых знаний возрасту, склонностям и способностям учащихся и облегчение им возможности путем систематически организованных наблюдений и опытов доходить самостоятельно до открытия истины, а также всяческое содействие в практическом приложении приобретенных знаний для тех или других жизненных целей.

6. Процесс выработки миросозерцания и связанный с ним процесс развития самостоятельного активного мышления распадается на три части: 1) приобретение и усвоение основных начала и методов научного знания, 2) образование тех или других убеждений, т.е. понимания вопросов жизни, усвоение не только разумом, но и сердцем и 3) образование идеалов, т.е. руководящих взглядов на высшие цели и задачи жизни. Но школа, не должна навязывать своим воспитанникам каких-либо предвзятых идей о добре и зле. Нравственный идеал должен быть создан самостоятельною творческою работою мысли самого воспитанника. Избегая в данном случае всякого догматизма и пробуждая критическую мысль в возможно более широких размерах, «семейная школа» должна способствовать всеми зависящими от нее средствами к развитию тех идей и чувств, которые глубоко коренятся в нравственной природе человека и в законах человеческого общежития.

7. В основу нравственного воспитания «семейная школа» должна класть развитие в детях чувства деятельной любви к людям и стремления к самосовершенствованию, причем она должна исходить из той мысли, что стремление к самосовершенствованию приобретает тем большую нравственную ценность, чем более тесным образом оно связано с идеей служения личности общественным интересам.

8. Важным средством для развития в учениках активных альтруистических чувствований и стремления к самосовершенствованию в указанном выше смысле было бы содействие к устройству среди них всякого рода кружков и союзов, начиная с кружков для издания журналов, для самообразования, для изучения какого-нибудь ремесла, для взаимопомощи и кончая кружками для коллективной помощи бедным детям, поставленным в более худшие материальные условия.

9. Воздействовать на поведение учеников следует обращением к чувству чести или нравственного достоинства, воспитанному постоянным доверием к ним и уважением к их личности, а также к чувству товарищеской солидарности, которой дурное их поведение может нанести урон.

10. Всякие наказания должны быть изгнаны, их место должно занять обсуждение проступка провинившегося в кружке товарищей, или другие какие-либо меры нравственного воздействия, которые окажутся наиболее целесообразными, смотря по характеру проступка, а также в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, совершившего этот проступок.

11. Наряду с вышеуказанными задачами, «семейная школа» должна также ставить своею целью развитие физической выносливости, развитие практических навыков, знакомство со всяким (по возможности) ремеслом и со всякими условиями обыденной жизни и умение ориентироваться среди разных условий природы и жизни. Семейная школа не должна быть отрезана от жизни, от действительности, от природы. Близость к природе и постоянное соприкосновение с живыми задачами современности должны составлять одну из ее насущных забот.

12. В целях гармонического развития всех сторон человеческой природы должно также занять свое видное место в «семейной школе» и искусство. «Семейная школа» должна научить своих воспитанников читать и понимать язык искусства, точно так же, как она их учит читать и понимать родной или иностранный языки. Она их должна научить умению наслаждаться искусством и пользоваться им в целях духовного возвышения и нравственного облагораживания своей личности. Одним словом, эстетическое воспитание должно быть применено в «семейной школе» систематически и планомерно.

 

Предложенная программа вызвала общее сочувствие членов комиссии, причем решено было приступить с первого же, после летних каникул, осеннего заседания к подробному обсуждению ее по пунктам.

 

2.

 

В октябре комиссия возобновила свои занятия. Первым предметом, обратившим на себя ее внимание, был вопрос «о взаимных отношениях 3-х основных элементов семейной школы: учащих, учащихся и их родителей».

Вопрос этот обсуждался на трех заседаниях и послужил темою для целого ряда письменных сообщений, сделанных следующими лицами: К. Н. Вентцелем, Н. В. Волковым, А. С. Буткевичем, В. М. Суховой, А. В. Репман и М. М. Клечковским, которые ниже и приводятся.

 

Сообщение К. Н. Вентцеля.

 

Ставя себе задачей создание «семейной школы» мы руководимся желанием уничтожить ту пропасть, которая в настоящее время существует между семьей и школой, разрушить тот антагонизм, который возникает в большинстве случаев между этими двумя элементами. Мы хотим создать такой тип школы, в котором бы семья и школа составили бы нечто органически единое, идущее рука об руку совместно к одной общей великой цели воспитания человечности в человеке, поднятия типа человеческого существа до наивысших возможных пределов. Мы думаем, что если школа и семья не действуют как одно целое, не слились в одно органическое единство, то воспитание не может дать никаких благотворных результатов. Последствием его будет не цельный, всесторонне развитой человек, а нечто половинчатое, раздвоенное в самом себе, недоконченное, недоделанное. Но для того, чтобы «семейная школа» действительно могла выполнить эту свою задачу, надо, чтобы семья или семьи, ее составляющая, стояли на высоте своего призвания, и надо, чтобы школа или учителя, ее представляющие, были чужды всякой узости и односторонности и стояли бы на уровне высших воспитательных задач, которые только могут быть поставлены и достигнуты при современном состоянии знания и уменья человечества.

Семейная школа предполагает такие семьи, которые чужды всякого «семейного эгоизма», которые не смотрят на себя, как на нечто отрезанное от всего остального человечества, как на нечто замкнутое в самом себе и самоудовлетворяющееся, которые проникнуты желанием поставить весь строй семейной жизни на такую ногу, чтобы этот строй жизни воспитывал в каждом из членов семьи лучшие высшие стороны человеческой природы, для которых воспитание высшей благородной человечности, как в самих себе, т.е. в детях и в взрослых членах семьи, так и в остальных людях составляет высшую задачу жизни. Только такие семьи и такие родители, которые глубоко проникнуты сознанием того великого значения, какое имеет идея воспитания, и могут создать прочный фундамента для «семейной школы». Надо, чтобы воспитание детей было для них делом всей жизни, а не побочным и посторонним делом, — в этом залог прочности и успеха «семейной школы» и ее благотворного значения.

Предполагая такого рода родителей, «семейная школа» предполагает и учителей несколько иного типа, чем какой в большинстве случаев мы встречаем в существующих учебных заведениях. Учитель, который входит в состав семейной школы, должен быть не просто учителем, а педагогом в широком смысле этого слова, — он должен всегда иметь в виду общую задачу воспитания, а не только свой учебный предмет, ради которого он часто забывает, как это мы видим обыкновенно, считаться с другими воспитательными требованиями и задачами. Общие задачи воспитания для него должны стоять на первом плане, и им он должен подчинять те задачи, которые вытекают из преподавания того или другого учебного предмета.

Условием успеха школы является, чтобы учителя и родители составили одно органическое солидарное целое, одно дружеское общество, которое сообща вырабатывает и изменяет, если это понадобится, план воспитания и образования, и общими усилиями стремится к его осуществлению. Каждый, входящий в это целое, стремится к осуществлению этого общего плана, в выработке которого он участвовал, а не своих каких-либо личных своекорыстных целей, неизвестных остальным участникам. Всякий человек с личными своекорыстными расчетами не заслуживает того, чтобы быть участником школы, будет ли это родитель или учитель. Не место в этой школе тем родителям, которые заинтересованы только участью своего сына или дочери и для которых не существует ничего остального, которые желают избавиться от всякого труда в деле воспитания детей; не место в ней и тем учителям, для которых на пёрвом плане не идейные задачи воспитания, а тот заработок, который они должны получить.

Но допустим, что образовался такой дружеский союз родителей и учителей — гарантированы ли мы, что этот союз останется прочным и ненарушимым на все время воспитания детей и что между составляющими его элементами никогда не возникнет никакого конфликта. Можно ли предупредить эти конфликты, и в том случае, если они возникли, как сделать так, чтобы, благодаря им, не рушилось само дело, организация которого, быть может, стоила большого труда, и усилий.

Самой лучшей гарантией для предупреждения всяких конфликтов может служить степень той связи, которая будет соединять участников дружеского общества, соединившихся вместе для организации семейной школы. Надо ясно – и в общих чертах, и в подробностях – глубоко продумать план школы, ее цели и задачи, и войти в состав дружеского общества с искренним желанием сделать все, что только понадобится, для осуществления этих целей, и с полной готовностью в мелочах и пустяках поступиться своими желаниями ради того, чтобы от этого не пострадал успех общего дела. Это есть единственная гарантия, самая существенная, и никакие внешние гарантии здесь не могут иметь значения и не могут обеспечить успеха дела, если отсутствует та гарантия, о которой я только что говорил.

Но что же делать, если не смотря на это, все таки возникнуть конфликты, если отдельные члены (учителя или родители — все равно) окажутся в резком антагонизме с остальными. Другого выхода не существует, кроме как если эти члены или поступятся своими требованиями, или выйдут из состава дружеского общества.

В каждый момент гарантией успеха является дружба, единство стремлений, ясное сознание общей цели и на это всегда должно быть обращено особенное внимание. Чувство солидарности и сознание единства всех членов семейной школы надо поддерживать постоянно и непрерывно, всеми возможными способами, оно есть основа всего дела, и пока оно будет существовать, дело будет расти, шириться и развиваться.

Таким образом, весь вопрос создания семейной школы сводится к тому, возможно ли основать такое солидарное, одушевленное великими воспитательными задачами, дружеское общество из родителей и учителей. Если это возможно, то у нас народится новый тип школы, тип семейной школы, где семья и школа сольются в одно органическое целое; если нет, то тогда, конечно, «семейная школа» является утопическим мечтанием. Но возможно это или нет, все будет зависеть от наших усилий, от тех трудов, которые мы приложим к этому делу. Если только отдельный человек или группа людей сильно захотят чего-либо, то все станет возможным. Не надо только пугаться препятствий и в ожидании их бессильно складывать свои руки, не надо только бояться ни тех затруднений, которые семейной школе могут угрожать извне, ни тех, которые могут возникнуть внутри нее в виде всевозможного рода конфликтов.

При ясном сознании общей цели и при горячем желании ее достигнуть все такие конфликты легко будут улажены.

Из всего вышесказанного уже становится ясным, каково должно быть взаимное отношение между родителями и учителями. И те, и другие являются вполне равноправными элементами семейной школы. Ни один из этих элементов не является подчиненным другому, и каждый из них остается свободным в своей деятельности, насколько она не противоречит общим задачам школы и насколько она не отклоняется от общего плана ее. Только при условии свободной, не стесненной деятельности каждого из участников школы, эта деятельность может иметь наиболее плодотворное значение для всего дела воспитания и образования. Так семейная школа не будет мелочным образом регламентировать способ преподавания и обучения того или другого учителя, но будет только требовать от них, чтобы их деятельность не противоречила общим основным принципам школы. Все родители и все учителя вместе составляют совет школы, в котором все дела, а в особенности дела, имеющие основное первостепенное значение, должны решаться по возможности единогласно: надо стараться настолько выяснять каждый вопрос, чтобы до возможности приходить к единодушному решению, а не стремиться решать его возможно скорее по большинству голосов. Чтобы не получился гнет большинства над меньшинством, надо, чтобы вопрос был освещен всесторонне и чтобы меньшинство имело полную возможность выдвинуть все те возражения, которые у него имеются. Только после основательного и неоспоримого опровержения этих возражений меньшинство обязано подчиниться большинству. Надо добиваться того, чтобы в пользу того или другого принятого решения говорила логическая сила аргументов, а не численное превосходство людей, поддерживающих его. Свободное равноправное отношение каждого из участников школы ко всем остальным и аппелирование в конечной инстанции к логике и разуму – таковы должны быть принципы, которыми будут определяться взаимные отношения составных элементов школы: родителей и учителей между собой и каждого из них друг к другу.

Но остается еще третий элемент – это те, для которых создается самая школа. В какое положение этот третий элемент должен стать по отношению к двум первым? Так как семейная школа задается целью весь процесс воспитания и образования детей обратить в процесс самовоспитания и самообразования, то отсюда уже само собою становится очевидными, насколько ей дорога личность воспитанника, насколько ей дорого его свободное, ничем не стесненное развитие. Воспитанники для нее не являются только объектом воздействия, пассивным материалом, с которым не советуются, которого ни о чем не спрашивают, который не имеет никакого голоса в делах школы, а должен только безропотно повиноваться повелениям свыше и пассивно воспринимать все, что ни вздумалось бы ему преподнести. В семейной школе голос воспитанников должен быть выслушан в полном размере, они должны принимать активное участие в самой организации школы. Школа должна считаться с их вкусами, стремлениями и желаниями, насколько в этих вкусах, стремлениях и желаниях нет ничего противоестественного, не соответствующего нормальному развитию человеческой личности, насколько они не являются выражением каприза, произвола и деспотизма ребенка, но служат показателем каких-нибудь скрытых глубоких потребностей его натуры. Воспитанники считаются свободными и равноправными со всеми другими составными элементами школы, и их голос имеет решающее значение при установлены тех или других учебных планов и программ. Если ребенок сам дает санкцию учебному плану того или другого года, если он хотя в какой-нибудь степени принимал участие в его выработке, то все дело учения примет для него более осмысленный и сознательный характер, будет являться чем-то планомерно задуманным, а не каким-то непонятным перескакиванием с одного учебного предмета на другой, причем взаимная связь всех этих предметов между собою ему остается совершенно неясной. Родителям и воспитателям дана полная возможность настоять на том или другом учебном плане, но они должны это сделать незаметно, сделать так, чтобы учебный план явился для ребенка чем-то, в создании чего он участвовал сам. Тогда он с большею охотою будет заниматься даже такими предметами, к которым он не чувствует непосредственного живого интереса. Одним словом воспитанники должны быть свободным и равноправным элементом в общем организме школы наравне с другими ее элементами, и им должна быть обеспечена в деле создания самой школы, ее поддержания и развития настолько активная роль, насколько возможно, т.е. в мере развития их активных сил. Чем старше они будут становиться, тем эта активная роль будет принимать все более широкий характер. Вот каким образом в общих чертах мне представляется взаимное отношение составных элементов семейной школы между собою.

 

Сообщение А. С. Буткевича.

 

Характер всякого союза или сообщества, взаимные отношения его членов определяются всецело преследуемою сообществом целью. Цель семейной школы — создать из детей не только знающих полезных работников, но и людей в лучшем смысле слова, людей критически мыслящих, с широким миросозерцанием и стойкими убеждениями, совмещающих ярко выраженную личность с сильно развитыми общественными стремлениями. Отношения между элементами, объединяющимися для осуществления такой трудной и серьезной задачи, очевидно должны находиться в полном соответствии с преследуемой целью, должны быть на высоте ее. Раз мы ставим семейной школе задачи не только образовательные, а и воспитательные, и раз мы согласимся, что не сочиненными программами и не предвзятыми теориями осуществляется воспитание человека, а, прежде всего, самою жизнью, общественной средой, то станет очевидно, что родители и наставники как представители той среды, в соприкосновении с которой дети находятся ближе всего, должны построить свои отношения на тех основах, на которых зиждется созданный ими воспитательный идеал. А с точки зрения этого идеала произвол и капризы родителей, которые, как было здесь выражено опасение, могут нарушить правильное течение дела, так же нежелательны и недопустимы, как и предложенное в противовес такой возможности предоставление всего дела в неограниченное, безапелляционное распоряжение педагогов. Безусловное подчинение авторитету, будь то авторитет родительский или педагогический, находится в органическом противоречии с началами сознательности, свободы и критицизма, положенными в основу школы. Да и нужно ли такое точное разграничение прав родителей и педагогов в общем деле? Что такая предусмотрительность, стремящаяся обеспечить течение дела от возможных потрясений, совершенно ничем не вызывается и не оправдывается, станет для нас вполне очевидно, как только мы попытаемся представить себе ясно физиономию групп родителей и педагогов, входящих в соглашение. Родители, являющиеся инициаторами семейной школы, несомненно, будучи людьми вполне сознательными, убежденными, всем существом своим прочувствовавшими невозможность мириться с настоящим положением дела воспитания и свою искреннюю готовность идти новыми путями свидетельствуют отказом от всех прав и преимуществ в виде, например, дипломов, даваемых официальной школой. С своей стороны педагоги, которые придут на помощь родителям в их попытке реформировать школьное дело, будут очевидно люди идейные, ясно сознающие все недостатки существующего школьного строя, может быть даже выбывшие из этого строя из-за его отрицания, люди, оценивающие во всей его полноте смысл начинания, для которых вопросы материального характера, личного самолюбия, внешнего положения отойдут на задний план пред интересами дела. Думаем, что при таких условиях обеим сторонам не трудно будет понять друг друга и столковаться. Этим предположением мы не исключаем необходимости предварительно совместно — родителям и педагогам — разобраться во избежание будущих недоразумений самым детальным образом во всех вопросах программного и принципиального характера, с тем, чтобы затем вести дело коллегиально на началах полной равноправности и при условии постоянной искренней и свободной критики.

Что касается третьего элемента школы, детей, то раз задачей школы ставится развитие в человеке самостоятельности, критической мысли, то было бы очевидной непоследовательностью излишней духовной опекой подавлять самодеятельность ребенка и нам кажется, что нормальные, желательные отношения детей к родителям и наставникам должны заключаться в предоставлении детям (по мере пробуждения в них сознания) права и возможности самим работать над своим развитием. Руководитель ни на минуту не должен упускать из виду, что единственный смысл, конечная цель его руководства заключается в самоупразднении. Поэтому ученики должны быть по мере возможности посвящены в план преподавания, чтобы для них ясна была связь между преподаваемыми предметами и содержание каждого из них и чтобы таким образом учителя из роли руководителей и духовных опекунов постепенно переходили к роли помощников, лишь устраняющих возникающие при сознательной, самостоятельной работе учеников, затруднения и недоумения. При этом побудительным к занятиям мотивом никак нельзя выставлять чувство долга, укрепление и развитие которого должно будто бы являться основной задачей воспитания. Понятие долга прежде всего является для меня чем-то совершенно неосязаемым, чем-то мистическим. Если разуметь под ним давление, принуждение, т.е. именно то, что менее всего желательно в деле воспитания, то о каком принуждении — внешнем или внутреннем — идет речь? Если о внешнем, то где остановиться на этом пути? Не придется ли логически, при недействительности одной мерки, переходить к другой: от строгого тона – к окрику, от окрика – к «шивороту» и т. д. Если же о внутреннем, то не проще ли вместо него подставить мотивы более удобопонятные. При отсутствии естественного мотива к занятиям, интереса к ним, когда приходится проходить отделы науки, не завладевающие вниманием ученика, отделы «скучные», мотивом к восприятию их может служить в младшем возрасте любовь и доверие к преподавателю, в старшем – сознание важности данных сведений, понимание значения их в общем круге познаний. Думаем вообще, что отношения детей к преподавателям сложатся соответственно отношениям преподавателей к детям, т.е. на началах полной взаимности. Если учитель пожелает развить в ученике сознание человеческого достоинства, то он будет уважать в нем человека, как бы ни быль мал этот человек, и аппелируя только к его разуму, как бы слабы первоначально ни были проявления этого разума, он научит ученика доверять и подчиняться только разуму и застрахует его тем от подчинения слепым жизненным силам, сделает из него борца за истину, хозяина жизни, а не игрушку чужого произвола. Поэтому всякая попытка к регламентации отношений между детьми и педагогами, как мешающая установлению между ними простых, разумных, товарищеских отношений, безусловно нежелательна. Если право свободно мыслить, чувствовать и выражать свои мысли и чувства есть право человека, а человек есть желанный идеал воспитания, то отношения между тремя элементами школы должны покоиться на начале полной равноправности. Можно, конечно, ошибаться и падать по пути к идеалу, но идеал должен быть начертан вполне ясно, потому что только при этом условии, не смущаясь ошибками и промахами, мы можем надеяться в конце концов осуществить намеченные цели.

 

Сообщсние В. М. Суховой (в извлечении).

 

Родители и преподаватели составляют один общий тесный союз, действуют за одно и на равных правах между собою, как члены одного тела.

Семейная, школа должна быть основываема лицами, солидарными во взглядах на воспитание и преподавание и соединившимися, чтобы осуществить свои мечты об истинном воспитании и образовали детей.

Все дела школы решаются общим собранием, где будет царить единодушие, так как члены союза признают одни и те же основы и цели школы и одухотворены одним общим стремлением к истише.

Идеал такой школы был бы достигнут, если бы из числа участвующих в союзе родителей нашлись преподаватели на каждый предмет, поэтому было бы очень важно привлечь в союз таких педагогов, которые, сочувствуя идее школы, желали бы в ней дать образование своим детям.

Участие родителей в преподавании, а следовательно и воспитании детей своих и чужих, отразится выгодно на них самих: приходя в общение с детьми и прислушиваясь к ним, стараясь отрешиться от предвзятых взглядов, от условности и лжи нашего ежедневного обихода, они сами себя будут воспитывать и через то сделаются способными иметь хорошее влияние на детей.

Такое взаимное воздействие трех элементов друг на друга будет залогом истинного воспитания.

Детям должно быть предоставлено право высказываться по поводу выбора предметов обучения, установления программ и т. п. школьных дел. Требуя удовлетворения своим запросам и интересам, вытекающим из их природной любознательности, дети доставляют громадное наслаждение людям, обладающим знанием и способными поделиться этими знаниями с детьми.

При правильном отношении к делу не может быть столкновения между преподающими и воспринимающими. Слово «лень» будет изгнано из лексикона школьных слов, а также «обязанность» и «долг» как принудительная ноша не будут существовать, пока дело будет стоять на высоте поставленного идеала. Как только в ежедневной школьной практике явится принуждение учеников или самопринуждение учителя к выполнению своих обязанностей, так, следовательно, ослаб интерес и делу угрожаешь падение.

Как родители, так и учителя не должны бояться сознаться в своих ошибках даже перед учениками, но вместе с ними должны стремиться к исправлению их.

 

Сообщение Я. В. Волкова (в извлечении).

 

Между родителями, учителями и учениками должны быть дружеские отношения. Семейная школа должна быть основана на принципе свободы. Родители, устраивающие ее, должны быть во всем единодушны. Они должны предварительно придти ко взаимному соглашению относительно принципиальной стороны дела. Затем уже совет вырабатывает программу и правила приема. В совете родители и учителя должны быть вполне равноправны, но в преподавание учителя никто не должен вмешиваться.

Первое время, пока ребенок мал, он не может участвовать в выработке программ, не может самостоятельно делать выбора предметов, но в последствии детям должно быть предоставлено право голоса.

Детям не надо ничего навязывать, а только предлагать. Ни наказаний, ни наград не должно быть. Главной мерой воздействия должно быть убеждение.

 

Сообщение А. В. Реппман.

 

Желательно, чтобы родители и учителя были вполне равноправны. Но первое место в семейной школе должно принадлежать детям. Родители и учителя — только помощники детей, люди, обязанные содействовать ребенку во всестороннем развитии его физической и нравственной личности. Первое же место после детей займут люди, действительно воспитывающие и учащие их. Поэтому, если родители желают сохранить за собой равенство с учителями, они, по мере сил, должны быть активными соучастниками в школе. Те же из них, которые не обладают надлежащими знаниями и не могут работать в школе, пользуются в совете лишь правом голоса совещательного. Общая, полная жизни задача поможет работающим в школе понять друг друга и забыть, что одни — учителя, а другие — родители, стать товарищами, стремящимися к одной глубоко серьезной цели: к возможно лучшему воспитанию и образованию вверенных им детей.

 

 

Сообщение М. М. Клечковскаго.

 

Родители, занятые организацией семейной школы, тем самым показывают, что хотят прежде всего и более всего сами принимать деятельное участие в воспитании своих детей и даже участие руководящее. Их главное желание, главная мысль — освободиться от зависимости и опеки в деле воспитания собственных детей: от опеки государства, частных предпринимателей и профессиональных педагогов, от опеки общественного мнения и каких бы то ни было установившихся педагогических систем. Семейная школа может состояться лишь при том условии, если каждый из упомянутых трех элементов найдет полный простор для деятельности свободной, если все они, вместе взятые, образуют тесный дружеский союз взаимопомощи нравственной и материальной в деле, одинаково дорогом для всех. Не может идти речи о каких бы то ни было правах или не-правах. Союз такой, если и состоится, может возникнуть только из взаимного тяготения составляющих его элементов, ищущих взаимной поддержки, крепко связанных общей идеей. При таких условиях каждый из элементов играет роль первостепенную, но дети должны стоять на первом плане, так как школа существуешь для них. Учителя, не нанятые, не приглашенные, а добровольно вошедшие в союз, найдут в семейной школе точку приложения для свободной педагогической деятельности, стесненной не односторонним и назойливым контролем со стороны родителей, а единственно лишь необходимым уважением к задачам и целям союза. Взаимное доверие не исключаешь взаимного контроля.

Всем трем элементам должна быть предоставлена широкая свобода высказывать свое мнение о ходе дела. Члены союза должны откровенно высказывать друг другу свои недоумения, недомыслия, вопросы и откровенно сознаваться в своих ошибках. Они собрались для того, чтобы прежде всего выработать идеал воспитания и образования и выработать его на деле и совместными усилиями.

 

В результате обсуждения вышеозначенных сообщений поставлен был на баллотировку следующий вопрос: «должны ли родители и учителя принимать в устройстве и развитии школы равное участие и пользоваться одинаковым правом голоса», и решен почти единогласно в утвердительном смысле.

 

 

3.

 

Доклад Л. О. Вяземской под заглавием «Разработка вопроса об отношениях родителей и преподавателей в школе», читанный в следующем заседании Комиссии (7 ноября 1903 г.) был посвящен более детальному уяснению той степени участия, которая должна выпадать на долю родителей в жизни школы.

Школа, по мнению докладчицы, должна предоставить родителям и учителям возможность с наибольшей полнотой принести на пользу дела свои лучшие духовные силы.

Из этого основного требования, казалось бы, вытекает логически необходимость полного равноправия родителей и учителей. Но это не совсем так. По отношению к объекту воспитания родители и учителя — не одно и то же. Учитель специально посвящает свое время школе, во время преподавания он входит в известного рода умственное общение с учеником и по существу дела стоить ближе родителей к внутреннему содержанию школьной жизни, к процессу духовной эволюции, вызываемой школой в учениках. Трудно предположить, что все родители будут и учителями.

Нельзя ставить вопрос о приеме и о последующем исключении ученика в зависимость от того, насколько его родители окажутся нужными в качестве преподавателей. Для этого необходимо и достаточно сочувствия родителей задачам школы и согласия подчиняться постановлениям общего собрания; если же родителей будет гораздо больше, чем учителей, то необходимо будет создать особый педагогический совет из учителей и воспитателей, в отличие от общего попечительного совета всех участников школы. Тесного единения и общения преподавателей, необходимого для выработки общего плана и самокритики, не может быть на общем собрании, куда войдут лица не преподавательского персонала и где внимание членов будет отвлекаться вопросами другого характера (хозяйственными, касающимися общей организации дела и пр.).

В заключение своего доклада докладчица привела проект положения об отношениях в семейной школе родителей, учителей и учащихся, который ниже и помещается.

Проект положения об отношениях в семейной школе родителей, учителей и учащихся.

Во главе ш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: