Выявление основных черт жанра позволяет понять его связь с действительностью. Но следует иметь в виду, что характер отображения в фоторепортаже подвижен, в зависимости от задач, творческих установок он может изменяться. Практика иллюстрирования газет и журналов подтверждает это, обнаруживая разновидности фоторепортажа. ^
Нередко фотожурналист, очевидец события, фиксирует ход его развития в протоколъно-констатирующем ключе, дает читателю подробный отчет о том, как оно протекало. Субъективный момент, т. е. авторская оценка происходящего, в публикациях подобного рода менее всего выражена. Содержание определяется лишь объективными элементами, т. е. самой реальностью.
Иногда фотожурналист прибегает к большей детализации действия, и читатель получает возможность полнее представить картину происходящего. Авторы дают наглядное свидетельство свершившегося, предоставляют читателю возможность сделать выводы самому. Свою главную задачу — оперативно и полно отобразить важное в нашей общественной жизни событие, наглядно рассказать о нем на страницах газеты — фоторепортаж выполнил. Этим и определено его место в периодической печати.
Такой разновидности фотопубликаций можно дать определение хроникальный фоторепортаж, или фоторепортаж-отчет. Вызывая интерес к той или иной стороне социальной жизни, он воздействует на аудиторию. Иными словами, данный фоторепортаж выполняет не только познавательную, но и мобилизующую задачу, может побуждать к определенным действиям.
Для того чтобы привлечь внимание читателя, некомментированное сообщение должно обладать соответствующими качествами. Хроникальный фоторепортаж достигает эффекта благодаря, во-первых., новизне информации, во-вторых, оперативности отображения, в-третьих, детальному показу события. Очевидно, что названные качества, проявившись одновременно, могут удовлетворить читателя: быстрота отображения и новизна содержания возбуждают интерес, а развернутый показ удовлетворяет его, поскольку дается в какой-то мере законченное представление о происшедшем в действительности.
В практике иллюстрирования периодической печати немало также публикаций, в которых фоторепортер ставит перед собой задачу не только с достаточной полнотой показать событие, но и дать ему оценку. Таким, образом, в фоторепортаже «голос» автора может составлять существенную часть содержания. Эту разновидность публикаций называют фоторепортаж с интерпретирующим началом.
Следует иметь в виду, что интерпретирующее начало может быть выражено каким-либо одним компонентом, например, фотографическим, словесным, а также тем и другим одновременно.
Итак, обе разновидности жанра — хроникальный фоторепортаж и фоторепортаж с интерпретирующим началом — необходимы в фотожурналистике. Первую фоторепортер предпочитает, когда ему необходимо оперативно рассказать о событии, т, е. когда быстрота сообщения становится решающим фактором в информационном процессе; вторую фотожурналист выбирает, когда важно показать не только действие объекта, но и прояснить его смысл. Авторское пояснение, оценка становятся органичным элементом содержания интерпретирующего фоторепортажа, что способствует не только полноте, но и глубине отображения событий общественной жизни.
Формы подачи фоторепортажей на газетных и журнальных страницах разнообразны. Их расположение зависит от актуальности темы, особенностей изобразительного ряда, сочетаемости с текстовыми материалами, оформительскими традициями периодических изданий. Обычно на полосе они заключаются в блоки. В последние годы все чаще можно встретить в газетах так называемый «сквозной фоторепортаж» — разверстку изобразительного ряда на нескольких страницах. Следует отметить, что в расположении на полосе публикации этого жанра не имеют существенных отличий, скажем, от фотокорреспонденции, фотоочерка, которые могут размещаться аналогичным образом, поскольку всем им характерна многокадровость. В этой связи следует подчеркнуть, что «сквозной фоторепортаж;» — термин оформительский, но не жанр.
Конечно, расположение фотоматериала на полосе — дело не только фотожурналиста, но также редактора и ответственного секретаря газеты. Однако первым должен решать этот вопрос автор, поскольку разверстку фоторепортажа нельзя понимать только как формальный момент, она, в конечном счете, несет содержательный смысл. Не случайно опытные фоторепортеры еще при съемке задумываются над тем, как будет выглядеть фотопубликация в газете или журнале.
В работе над фоторепортажем успех будет сопутствовать фотожурналисту тогда, когда он обретет жанровое видение действительности и сможет реализовать его на всех этапах творческого процесса.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение фоторепортажа?
2. Как соотносятся сюжет и фабула в фоторепортаже?
3. Каковы изобразительно-выразительные возможности визуального и вербального компонентов в фоторепортаже?
4. Какие разновидности фоторепортажа используются в печати?