Назначение и особенности жанра




ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Фоторепортаж — понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события.

Очевидно, что в отдельном снимке невозможно показать несколько моментов развития действительности, нельзя отразить ход события, можно зафиксировать лишь его фрагмент. Отдельный снимок с поясняющим текстом представляет собой фотозаметку. Для понимания фоторепортажа как жанра приемлемо третье значение.

Развитие жанра

 

Становление фоторепортажа тесно связано с периодической печатью. Первые шаги он сделал на страницах журналов.

В первых фоторепортажах не был уяснен основной вопрос жанра: что должно служить объектом отображения фоторепортажа? Его

изобразительно-выразительные возможности предстояло открыть.

Для понимания развития жанра важно уяснить направление творческого поиска. Открытие фотосерии как средства развернутого повествования позволило передавать полную информацию об объекте съемки. Не притязающий на полноту отображения единичный снимок в серии обрел вторую жизнь. Появилась возможность показать объект с разных сторон, а также зафиксировать его в развитии. Рассматривая несколько снимков, на которых последовательно отражены отдельные моменты происшествия, читатель, обладающий жизненным опытом, способностью к домысливанию, может «дорисовать» в памяти опущенное, способен «увидеть за пунктиром фотографий сплошную линию развития содержания». Для широкого использования нового средства отображения действительности нужны были соответствующие условия. Журнал «Советское фото» приводил следующие аргументы своевременности появления фотосерии и необходимости ее развития:

если в 1922 г.

- наша страна только становилась на ноги,

- круг вопросов для пропаганды средствами фотографии
был уже теперешнего,

- фотография была еще скудна своими силами и
средствами,

то в 1930 г.

- страна располагала своими фотоматериалами,

- сконструирован советский фотоаппарат.

- появилась армия молодых талантливых
фоторепортеров,

- широко развилось фотолюбительство.
Действительно, в те годы в периодической печати появились публикации талантливых фоторепортеров М. Альперта, Д. Дебабова, Г. Зельмы, Р. Кармена, Б. Кудоярова, Н. Петрова, Г. Петрусова, М. Озерского, С. Фридлянда. Творческие усилия фотожурналистов и фотолюбительского актива были направлены на то, чтобы «поработать в области создания серийных снимков». Использование фотосерии знаменует новый этап в развитии фотожурналистики. Осмысливая практику работы в фоторепортаже, молодой в ту пору фотожурналист С. Фридлянд справедливо заметил: «Появились первые слабые ветви, может быть, только намеки на возможность создания фотопублицистики». К 30-м годам XX века был уже накоплен некоторый опыт съемки фоторепортажа, но специфика жанра только познавалась. Не достаточно ярко показан человек в работе и вообще интерес к человеку. Больше был показан результат труда человека.

Однако фоторепортажу предстояло еще провести
уточнение границ своего «жизненного пространства», шлифовку
изобразительно-выразительных граней. Практика

иллюстрирования периодической печати убеждает, что познавательное поле жанра не сразу было определено. Журнал «Советское фото», рассказывая о состоянии фоторепортажа, отмечал в те годы: «Фотографы избирают некоторую неподвижную тему, они не застают жизнь в ее движении. Между тем фотографы должны пойти по линии прямого репортажа, фиксируя динамические моменты нашей жизни».

Работа в газете или журнале требовала от фотожурналистов постоянного поиска формы отображения, соответствующей действительности. В то же время им приходилось поспевать за своими коллегами — пишущими репортерами. Все ярче вырисовывалась еще одна особенность фоторепортажа — оперативность фиксации и доставки материала на газетную полосу. Фотожурналисты не могли не учитывать требований периодической печати - отображать события быстро и сжато. Освоен «язык прозы», фотожурналисты овладевали «поэзией» фотодокумента. И хотя в этом процессе невозможно установить четкие временные границы, все же следует подчеркнуть, что поиски выразительных средств фотодокумента особенно характерны для послевоенных десятилетий. Постигая мастерство фоторепортажа, фотожурналисты учились в фотографиях не только фиксировать «кусочки» реальной жизни, но и выражать свое отношение к ним.

Отнесение фоторепортажа к группе информационных жанров вовсе не означает, что он лишь протоколирует действительность. В нем, как и в каждом жанре, заложены способности авторского самовыражения. Фотожурналисты учились одновременно с показом реальности давать ей оценку.

Современный фоторепортаж заимствовал опыт иллюстрирования печати и в то же время получил дальнейшее развитие.

В структуре фоторепортажа произошли изменения. Творческая активизация фотожурналистов, проявившаяся в стремлении уйти от протокольного показа событий, выразить свое отношение к ним, привела к повышению содержательности публикаций. В них усилился публицистический элемент. Благодаря этому в эволюции жанра в последние десятилетия обозначилась также тенденция сближения с фотоочерком.

Современный фоторепортаж, сочетая в себе пространственно-временную определенность, т. е. приближенность к «реальной фабуле», и выразительность отображения человека — действующего лица, приобрел черты, сближающие его с фотоочерком. Тенденция развития жанра заключается в усилении психологической нагрузки снимков, в стремлении выразить не только действия, но и чувства и мысли. Фоторепортер пытается передать в снимках — конечно, насколько позволяет это сделать специфика жанра — не только физическое движение, но и духовное развитие человека

Назначение и особенности жанра

 

Прослеженный выше путь развития фоторепортажа — это путь овладения жанровым видением действительности. Приобретая опыт работы в фоторепортаже, фотожурналисты познавали и его специфические особенности. В чем они заключаются?

Появление фоторепортажа, так же как словесного, радио-и телерепортажа, обусловлено потребностью информирования масс о тех общественных и природных реальностях, которые рождались на глазах у журналиста. Назначение данного жанра — отображение событий окружающего нас мира.

Специфика объекта познания наложила сбой отпечаток на средства и способы его отражения. Главное, это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его в наглядном виде до читателя.

Показ действительности в развитии обуславливает последовательную фиксацию различных ее моментов. Таким образом, один их признаков фоторепортажа — многокадровость. Она позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки. Стало быть, в фоторепортаже, в отличие от фотозаметки, можно выделить не только фабулу, но и сюжет. В публикациях этого жанра, как правило, каждый фотоснимок занимает естественное, т. е. хронологически точное, место.

Жанр характеризуется соотношением фабулы и сюжета (Фабула — это отражение действительности в ее причинно-временной последовательности. Сюжет — последовательность отображения событий, изложения фабулы в произведении.)

Фабулу «предоставляет» действительность. Сюжет строит автор. Соответствие сюжета, фоторепортажа действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку), то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. Следовательно, в определенной мере можно говорить о его фабульно-сюжетном равенстве.

В связи с этим нетрудно понять, что е публикациях данного жанра приобретают значимость пространственная и временная координаты отображения. Фоторепортаж строится, опираясь на них. Иногда допускается ослабление какой-либо одной, тогда публикация характеризуется в большей мере единством места или единством времени. Но абсолютной свободы в обращении с пространственной и временной координатами фотожурналист не имеет. Отмеченный признак выражает особенность, как формы, так и содержания, поскольку объем содержания обусловлен формой.

Познавательная избирательность жанра не ограничивает его тематической широты. Фоторепортаж может рассказать о трудовом успехе хлебороба или рабочего, о перекрытии русла реки на месте строящейся гидроэлектростанции, об открытии движения поездов на новом участке железной дороги, о старте космического корабля, словом, ему открыты «двери» во все сферы человеческой деятельности, он с одинаковым успехом способен отобразить и труд, и учебу, и отдых людей, не только высветить положительные стороны, но и заострить внимание на недостатках. Но неограниченная широта тематики в фоторепортаже характеризуется одним качеством — оперативностью отображения. Фотожурналист, работающий в этом жанре, должен держать в поле зрения то новое, что нарождается сегодня, и фиксировать его по ходу развития. Кроме того, снятый материал необходимо быстро донести до читателя, ибо этим в немалой степени определяется его действенность. Очевидно, что фоторепортаж обладает качествами, которые характерны для информационной группы жанров. ОН отвечает на те же вопросы, что и фотозаметка: что? кто? где? когда? Но главный вопрос—ответ фоторепортажа— как? Изобразительный ряд с пояснительным текстом дает читателю возможность вслед за фотожурналистом проследить, как развивалось событие.

Фоторепортаж должен строиться обдуманно, а не состоять из случайных снимков и «дежурного» текста, содержательная нагрузка должна распределяться равномерно. Нередко же говорят о главном кадре изобразительного ряда, тем самым как бы подчеркивая второстепенность остальных. Точнее здесь упомянуть о кульминационном моменте, но он не бывает без предшествующего развития сюжета, вот почему важно показать одинаково выразительно все фрагменты того или иного события. Текст также должен быть написан в репортажном ключе: отличаться наглядностью, яркостью повествования, передавать эффект присутствия автора на месте действия. Лишь при этом условии фоторепортаж станет убедительным, запоминающимся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: