НИР является обязательным разделом образовательной программы обучающихся и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 (030900) «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») и ОП ВО вуза.
НИР входит в «Цикл «Практики, том числе научно-исследовательская работа» (Б.2) и проводится:
1 семестр – 4 недели, 216 часов;
2 семестр – 4 недели, 216 часов;
3 семестр – 4 недели, 216 часов;
4 семестр – 4 недели, 216 часов;
5 семестр – 4 недели, 216 часов;
НИР решает задачи овладения обучающимся методологией и методикой научно-исследовательской работы, использования современных информационных технологий в юриспруденции, приобретения умений и навыков получения, обработки, хранения и распространения научной правовой информации.
При организации НИР необходимо исходить из того, что конечной целью подготовки обучающегося является формирование системы умений и навыков, позволяющих выпускнику магистратуры стать ученым-исследователем, владеющим современными методами и методиками научного познания, готовым к самостоятельной научно-исследовательской работе в сфере образовательного права.
3.Значение НИР в профессиональной подготовке обучающихся:
НИР обучающихся направлена на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
|
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Профессиональные компетенции:
- способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
|
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
4. Виды НИР [1]:
- фундаментальный, направленный на расширение теоретических знаний в сфере организации власти в субъекте Российской Федерации (на примере города Москвы);
- прикладной, направленный на расширение конкретных научных проблем в сферах деятельности органов власти города Москвы.
5. Структура и содержание НИР
№ п/п | Формы НИР[2] | Содержание | Форма отчета |
1. | Собеседование с научным руководителем План НИР, доклад по проблеме исследования Доклад по избранной теме Статья о современном состоянии проблемы Аннотированный список научных работ | 1. Определение проблемного правового поля предполагаемого диссертационного исследования. 2. Планирование научно-исследовательской работы в контексте проблемного правового поля предполагаемого диссертационного исследования (определение объекта, предмета исследования, его проблемной направленности). 3. Исследование теоретических источников по избранной области. 4. Ознакомление с научными исследованиями в избранной области. 5. Составление аннотированного библиографического списка литературы по выбранной области. | Индивидуальный план научно-исследовательской работы обучающегося по форме Приложения 1 к Рабочей программе научно- исследовательской работы обучающегося. Доклад по проблеме исследования. Статья о современном состоянии проблемы. Аннотированный список научных работ. Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе обучающегося за семестр по форме Приложения 2 к Рабочей программе научно- исследовательской работы обучающегося. |
2. | Реферат Научный доклад | 1. Окончательная формулировка темы ВКР. 2. Постановка целей и задач диссертационного исследования, обоснование актуальности выбранной темы, характеристика современного состояния изучаемой проблемы, характеристика методологического аппарата 3. Подготовка выступления на кафедре с научным докладом. | Утверждение темы ВКР на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин. Выступление на заседании кафедры с докладом по теме исследования, реферат. Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе обучающегося за семестр по форме Приложения 2 к Рабочей программе научно- исследовательской работы. |
3. | Написание научной статьи Научный доклад | 1. Подготовка теоретической части ВКР. 2. Подготовка выступления на кафедре с научным докладом. | Теоретическая часть исследования, научная статья. Выступление на заседании кафедры с научным докладом по теме исследования. Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе обучающегося за семестр по форме Приложения 2 к Рабочей программе научно- исследовательской работы |
4. | Написание научной статьи Научный доклад Подготовка материалов для научно-практической конференции | 1. Обработка результатов практического (при недостаточной завершенности теоретического) исследования. 2. Оценка достоверности и достаточности полученных результатов. 3. Участие в научно-практической конференции. 4. Подготовка выступления на кафедре с научным докладом. | Практическая часть исследования, научная статья. Выступление на заседании кафедры с научным докладом по теме исследования. Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе обучающегося за семестр по форме Приложения 2 к Рабочей программе научно- исследовательской работы. |
5. | Научный доклад | Доработка текста ВКР. Подготовка выступления на кафедре с научным докладом Литературная обработка текста ВКР. | Завершенный текст ВКР. Выступление на заседании кафедры с научным докладом по теме исследования. Отчет о научно-исследовательской работе обучающегося по форме Приложения 3 к Рабочей программе научно- исследовательской работы. |
|