Исторический танец – контрданс




Тема: Танцы: старинные, танцы XIX века

(вальс, полька, полонез, мазурка), национальные, современные. Национальные инструменты

 

?Названия каких танцев вам знакомы?

!Напомню, что среди танцев есть тоже бытовые (прикладные – первичные) и концертные (для слушания).

Те танцы, которые вы играете в музыкальной школе, относятся, как правило, ко второму.

В танцах проявляются особенности национального характера, манера двигаться, человеческий темперамент, и даже мода! Многие народные танцы дошли до нашего времени в своём первозданном виде. Особенно выделяются среди них удалые плясовые: украинский Гопак, кавказская Лезгинка. Часто пляска бывает с пением, с возгласами (украинское «гоп» – прыгать). Строятся народные песни-пляски на одной-двух мелодиях, при этом используется принцип многократного повторения с изменениями (варьирование). Многие народные пляски представляют собой особую разновидность польки.

И всё-таки главное в плясках – показ силы, удали, ловкости, фантазии. Поэтому так часто они превращаются в танцы-соревнования: кто кого перепляшет. Такие танцы-пляски можно найти у всех народов: халлинг и спрингданс – норвежские, хота – испанский, тарантелла – итальянский, чардаш – венгерский танец и многие, многие другие.

Очень популярны у всех народов и лирические хороводы (хоро, колокруг), в которых важнее красота и плавность совместного движения, оригинальность перемещений. Интересно было бы сравнить круговые танцы (хороводы) разных народов: молдавская и румынская хора, болгарский хоро, круговой хорнпайн (шотландский) и контрданс (немецкий), югославский танец коло, белорусский и русский карагод, хоровод, танок, грузинский хоруми, французский ригодон и другие.

Очень часто в истории и в жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

4. Старинные танцы XVII века – это произведения, написанные для клавесинов, инструментального ансамбля или небольшого оркестра.

Аллеманда – старинный танец-шествие. Название танца появилось в 1609 году и переводится с французского буквально так: «немецкий». Музыка танца спокойная, размер чёткий, двухдольный, мелодия плавная. В качестве


бытового придворного танца аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века.

5. Куранта – в переводе с французского «текущая, бегущая». Италия, Франция; XVII–XVIII века. Встречается два вида:

Французская – в умеренном темпе, размере 3/2 и 6/4, с плавными торжественными мелодиями;

Итальянская – в быстром темпе, размере 3/4 и 3/8 со сложным ритмическим рисунком.

6. Сарабанда – старинный испанский танец в размере 3/4 и 3/2 с акцентами на 2-й или 3-й доле; XVI–XVII века. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе.

В начале XVII века сарабанда – придворный танец в Испании и во Франции.

7. Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Танец исполняется под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово стало названием танца. В XVII веке жига вошла в быт многих стран Европы.

В каждой стране существовал свой стиль исполнения. В Англии жига была излюбленным танцем моряков, в Италии и Германии пользовалась особым почётом и уважением скрипачей и клавесинистов.

Быстрая задорная жига имеет много общего с испанской тарантеллой.

Павана – торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть без прыжков).

По одной версии, павана или падована появилась в итальянском городе Падуя, по которому и получила своё название. По другой версии, это танец испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavo – павлин), и название связано с его торжественным церемониальным характером. Возможно, что падована существовала одновременно с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, размером 6/8 или 12/8.

Типичные черты паваны

− медленный темп;

− двудольный метр на 4/4 или 4/2;

− торжественно-величавый характер;

− аккордовое изложение;

− музыкальное сопровождение

− исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.

Слушаем: Павана

4. Бурре (от фр. – делать неожиданные или резкие прыжки) – старинный французский оживлённый танец.

 

Первое упоминание о бурре как о популярном танце датируется 1665 годом. Тогда Клермон-Ферран описал бурре как придворный танец. В ХVII веке во Франции началась мода на всё «национальное, французское», после чего танцем бурре увлеклись даже высшие аристократические слои общества. В итоге бурре стал придворным танцем и вышел за пределы Франции, был признан одним из самых популярных танцев в Европе в ХVIII веке. Вскоре его ждал упадок. После наполеоновских войн и революции во Франции и бурре вышел из моды, о нём постепенно забыли.

Танец состоит из серии очень быстрых маленьких шагов, при которых ноги ставятся близко друг к другу, и похож на гавот. Бурре, как правило, осуществляется на пуантах, создавая впечатление, что танцор скользит по полу. Иногда танцоры носили деревянные башмаки, чтобы подчеркнуть звуки, издаваемые их ногами.

Существуют различные типы бурре (в зависимости от региона Франции), которые отличаются не только темпом, но и количеством танцоров. В основном мелодии для бурреиграют в темпе 3/8 или 2/4. Некоторые из разновидностей бурре: бурре в линию, бурре наперекрест и круговой бурре.

Слушаем: бурре

Исторический танец – контрданс

Каждый танец некоторое время находился на пике популярности, после чего интерес к нему спадал. Некоторые танцы возрождаются немного видоизменённые, некоторые возвращаются на танцевальные площадки с новым названием. Также существует отдельно стоящая группа исторических танцев, которые, как правило, стали началом для современных танцев. Контрданс относится к той группе танцев, благодаря которым появилась изящная французская кадриль, задорная русская кадриль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: