Историческое развитие (слайд 7)




Контрданс появился в Англии в конце ХVII века. В этот период известный английский издатель Джон Плейфорд выпустил сборник, получивший название «Английский танцевальный учитель». В этой книге Плейфорд преподнёс народный контрданс в английское общество, придав ему более светский вид. С этого сборника и началось широкое развитие контрданса и его популярность в Европе.

Простота танца

Во многом широкое развитие контрданс получил благодаря тому, что он прост в исполнении. Этот танец могли исполнять все без исключения, и тут не нужна была долгая подготовка. Танцуя, пары размещались напротив друг друга. Первоначально контрданс состоял из одной фигуры, затем в него влились ещё пять, шесть танцевальных фигур.

Контрданс в наше время

В наши дни контрданс существует как исторический танец. Его можно увидеть на закрытых тематических вечеринках, посвящённых позднему средневековью, европейских балах, различных международных конкурсах.

 

Некоторые современные российские школы берутся обучить основным танцевальным фигурам контрданса.

Ригодон – старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII–XVIII веках как бальный танец.

Характерные признаки

Ригодон – танец, выдержанный в двухдольном или четырёхдольном размере, весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении.

Происхождение танца

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского танцмейстера Риго, который адаптировал эту примитивную сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду. Но существуют версии, что в основе названия – итальянские слова rigodere, rigodone, что значит – хороводный танец. Другие полагают, что название происходит от французского rigoler – танцевать. Третьи допускают вероятность происхождения названия от припева старинной плясовой песни ric-din-don, или же от итальянского слова rigodere – опять, снова веселиться.

Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции. В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Чаще всего деревенский ригодон танцевали под простейший аккомпанемент игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

Слушаем: ригодон.

7. Пассакалья (франц. – «уличное шествие», от исп. pasar – проходить и Calle – улица)

1. Испанский общественный танец XVII века в характере уличного шествия. Музыкальный размер – 3/4. Темп медленный. Исполняется в групповом построении, в виде торжественной процессии.

2. Придворный танец XVII–XVIII веков, основанный на испанском народном образце. Музыкальный размер – 3/4. Темп медленный. Европейские праздники в XVIII веке зачастую завершала медленная торжественная пассакалья. Было принято повторять басовую партию её музыки в честь каждого отъезжающего участника торжества.

Народные танцы.

Народные танцы имеют древнюю историю. К самым старым из них относятся трудовые, воинственные, обрядовые.

Древние люди верили в магическую силу танца, через него пытались задобрить богов.

У разных людей есть похожие танцы – хороводы, которые включают в себя движения по кругу, потому что круг – символ солнца.

 

Музыка народного танца проста. Она состоит из одной или двух мелодий, которые повторяются много раз с различными изменениями (варьируются). В народной практике танец часто соединяется с песней.

Танец выражает чувства, людей в движениях и жестах. У каждого народа есть танец, в котором выражены наиболее яркие черты национального характера.

4. Гопак (украинский «гоп» – восклицание во время танца) – украинский народный танец, живой, задорный, 2/4. Прыжки, притопы, приседания, быстрое движение. Острый ритм, быстрый темп и частые акценты.

Появился во времена Запорожского войска, изначально был мужским. Поговорка «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» (слайд 2).

Слушаем: М.П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

5. Трепак – русский народный танец. Танец – соревнование; 2/4. Исполняется мужчинами в одиночку или группами. Жизнерадостный характер, задорный, ритмически чёткий танец с лихим притопыванием. В нём отражаются ловкость, удаль, сила танцоров. Плясовые движения состоят из «присядок», «мельниц», частого дробного шага.

Слушаем: П.И. Чайковский. Трепак из балета «Щелкунчик»

6. Лезгинка – живой, темпераментный, артистичный. Назван по имени народности, где родился этот танец. Лезгины живут на территории Дагестана. Но лезгинка популярна на территории всего Кавказа: у кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушев.

Быстрый темп, размер 6/8, острая ритмика. Мелодия чёткая, с яркими акцентами

Иногда лезгинку танцует группа джигитов с кинжалами в руках, что придаёт пляске воинственный характер. Во время исполнения танца мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев.

Лезгинку танцуют не только как сольный мужской танец, но и в паре с женщинами. Движения женщин плавные, с выразительными жестами рук. Во время танца мужчина и женщина двигаются рядом на небольшом расстоянии, не касаясь друг друга. Движение восьмыми чередуется с синкопами и пунктирным ритмом.

Слушаем: А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

7. Тарантелла – зажигательный танец, появившийся на юге Италии, близ города Таранто. Среди населения южных районов страны распространено поверье, что данный танец излечивает от укуса ядовитого паука – тарантула, название которого также происходит от названия того же города.

Быстрый темп, ускоряющийся постепенно, повышенная эмоциональность, чередование мажора и минора. В её ритмической основе всегда лежат упорно кружащиеся триоли, острые пунктирные ритмы, 6/8.

Слушаем: С. Прокофьев. Тарантелла.

Сицилиана – Италия, родина – остров Сицилия. Сдержанный характер, неторопливые плавные движения, спокойный темп, изящный ритмический рисунок с пунктирным ритмом, 6/8.

В России он привился в конце XVIII века.

Слушаем: И.С. Бах. Сицилиана

Бальные танцы.

В 1661 году по указу французского короля Людовика XIV в Париже была открыта Академия танца. Она состояла из 13 опытных танцмейстеров. По повелению короля они должны были создавать и совершенствовать бальные танцы.

Бальные танцы состоят из специально придуманных движений и фигур, которые чередуются в определённом, заранее расписанном порядке.

Почти все бальные танцы имеют народные корни, но, став частью придворных праздников, городских балов и маскарадов, они сильно изменились по сравнению со своими предками.

Музыку для бальных танцев сочиняют профессиональные композиторы, а исполняет её оркестр или ансамбль инструментов.

Менуэт – старинный французский танец, в переводе означает «мелкий», «маленький». Популярен в XVII–XVIII веках. Размер 3/4. Менуэт называли – «танец королей».

Произошёл менуэт от хороводов провинции Пуату. Изначально народный танец. Как и многие другие танцы, менуэт прижился при дворе французских королей; и при дворе Людовика XIV превратился в галантный аристократический танец с замысловатыми движениями: плавными поклонами, грациозными реверансами, мелкими шагами.

В техническом исполнении менуэт напоминает церемонию приветствия: кавалеры кланяются, дамы приседают в реверансе, после чего пары движутся по залу неторопливым мелким шагом, словно выписывая букву«S».Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью воспитания дворянских детей.

В России менуэт стал популярным в начале XVIII века. К середине этого столетия данный танец занимает важное место при русском императорском дворе. В Петербурге менуэт исполняли в начале как танец, а затем как инструментальную пьесу.

Гавот (танец гавотов)–старинный французский танец народного происхождения, изящный, спокойный, степенный, грациозный.

Как и многие известные танцы, гавот родился в хороводе. Своё название получил по устаревшему прозвищу некоторых южных провинций Франции. Одно из танцевальных движений танца похоже на позу журавля, стоящего со скрещенными ногами. Французы её называли«кривые ноги журавля». Размер 2/4 или 4/4. Темп умеренный.

Слушаем: С. Прокофьев. Гавот из «Классической» симфонии.

 

Вальс («круговой», «вертящийся», кружиться в танце) – от немецкого «вальцер» – кружиться.

Танец с быстрым вращательным движением пар. Согласно одной из версий, танец возник на основе крестьянского танца под названием лендлер, очень популярного в конце XVIII века в Германии и Австрии.

Музыка танца плавная, в трёхдольном размере. Мелодия гибкая, выразительная. Характерное сопровождение – бас на сильной доле и два аккорда на слабых.

Родина классического вальса – Вена. Значительную роль в истории венского вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли «королём вальса».

Полька – переводится «полшага», «половинка». Родина – Чехия, размер 2/4. Первоначально она была распространена в таких странах, как Словакия, Сербия, Венгрия и Хорватия.

Танцующие пары быстро движутся по кругу, делая лёгкие полушаги и повороты с подскоком.

Полонез (по-французски значит «польский») – старинный польский танец, известный в XVI веке.Источником для его создания послужил крестьянский торжественный и степенный танец – шествие, которым по традиции крестьяне заканчивали полевые и сельскохозяйственные работы. Исполняли этот танец только мужчины.

Популярен он был и в шляхетской среде, однако там его характер был иным – воинственным. Музыка полонеза сопровождала торжественные выходы знатных воинов, рыцарей с оружием в руках.

В XVII веке полонез приобрёл трёхдольный ритм с раздробленной первой долей, благодаря чему в нём органично сочетается грациозность танца с твёрдостью марша.

В XVII веке полонез стал популярным придворным танцем. Танцевать его должен был уметь каждый человек аристократического происхождения.

В XVIII веке полонез занял прочное место в инструментальной музыке. Но танцевальный и инструментальный полонез существовали параллельно, дополняя друг друга.

Слушаем: М.И. Глинка. Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Мазурка

Мазурка раздавалась. Бывало,

Когда гремел мазурка гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то…

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же…

Мазурка (по названию жителей Мазовии – мазуры) – польский народный танец. Музыка яркая и зажигательная. Для неё характерны быстрый темп, трёхдольный размер с чётким пунктирным ритмом, синкопами и резкими акцентами. Акценты приходятся на слабые доли.

Предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк. Их танцевали в разных областях Польши. Мазур – танец энергичный, удалой. Куявяк – похож на вальс. Оберек – быстрый, лихой танец.

В XVII веке мазурка была популярным крестьянским танцем, сопровождающимся игрой на волынке. В нём принимали участие 4, 8, 12 пар. В России мазурка появилась в начале XIX века и очень быстро стала популярной.

Слушаем: М.И. Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».

Краковяк – польский народный танец, возник в Краковском воеводстве (г. Краков) в XVI веке. На протяжении своей долгой жизни краковяк менял назначение. Поначалу он наряду с полонезом был парадным, торжественным танцем, имея характер воинского шествия (шляхтичи). Позже стал более демократичным, распространённым.

Основные признаки – двудольность и быстрый темп. Двудольный ритм танца содержит синкопы, придающие его характеру молодецкую удаль и силу.

Слушаем: М.И. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».

Камаринская – одна из наиболее популярных русских народных плясовых песен комического и импровизационного характера. В ней много юмора, выдумки, задора, удали и бесшабашности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: