Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ




 

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство "видят" ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО был проведен анализ существующего содержания дошкольного образования по традиционно выделяемым направлениям:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·познавательное развитие; социальное развитие (общение и взаимодействие);

·развитие регуляции поведения и деятельности; развитие детских видов деятельности;

·овладение знаниями, умениями и навыками; речевое развитие.

Анализ вариативных программ проводился с точки зрения того, насколько они направлены на развитие ребенка и реализуют принцип преемственности с начальным общим образованием.

Проведенный анализ содержания оздоровительной и развивающей составляющих комплексных образовательных программ для ДОУ показал, что их авторы видят цели физического воспитания в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья ребенка, развитии у него двигательной активности, позволяющей свободно ставить и самостоятельно решать двигательные задачи различного рода. Успешное освоение двигательной деятельности авторы различных программ связывают с включением ребенка в более широкий контекст развития, предполагающий решение не только собственно двигательных задач, но и задач в сфере познания, общения и регуляции.

В современных дошкольных образовательных программах большое внимание уделяется познавательному развитию ребенка. При этом наблюдаются существенные расхождения по вопросу о механизмах познавательного развития и его месте в педагогическом процессе. В ряде программ освоение способов и средств познавательной деятельности происходит в результате развития познавательной активности ребенка в игре, общении, продуктивных видах деятельности. Реализация данных программ предполагает также организацию специальной предметно-развивающей среды. Кроме того, существуют программы, которые прямо направлены на обеспечение усвоения средств и способов познавательной деятельности, лежащих в основе развития познавательных способностей.

В большинстве образовательных программ в том или ином виде рассматривается также развитие общения и взаимодействия детей. В них предусматривается специальная работа по обеспечению взаимодействия "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"; детей знакомят с общечеловеческими, этически значимыми ценностями с учетом преемственности общения и взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Дошкольные образовательные программы направлены на создание ситуаций многопланового общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Существенным компонентом содержания дошкольного образования являются детские виды деятельности, которые определяют возникновение и формирование основных психических новообразований. Дошкольные образовательные программы используют прежде всего игру и продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) для расширения представлений детей, обогащения их опыта, формирования различных умений и навыков, а также как основу для развития познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

В проанализированных программах детские деятельности занимают разное место в структуре образовательного процесса:

·включены в регулярные занятия под руководством педагога;

·отводится место вне занятий;

·все пребывание ребенка в дошкольном учреждении подчинено их освоению.

Авторы программ подчеркивают роль детских видов деятельности в познавательном, социальном и эмоционально-личностном развитии ребенка.

Все образовательные программы уделяют большое внимание содержанию дошкольного образования, в которое включаются знания, умения, навыки. Несмотря на разнообразие образовательных подходов, в содержательной части программ выделяются следующие направления работы:

·ознакомление с окружающим миром;

·развитие речи;

·подготовка к обучению грамоте;

·формирование элементарных математических представлений;

·изобразительное искусство.

В содержание программ включены сведения, отражающие свойства объектов и явлений окружающей действительности; нормы и правила поведения людей, особенности их общения и взаимодействия друг с другом.

Анализ образовательной работы по развитию речи в дошкольных программах показал наличие двух направлений:

·овладение языком как средством познания, коммуникации и творчества;

·освоение фонетической, фонематической, лексической, грамматической и синтаксической сторон речи.

оба эти направления сохраняют свою актуальность и в младшем школьном возрасте.

Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях непосещения ими детских садов по тем или иным причинам.

Для того чтобы продемонстрировать современную ситуацию в российском дошкольном образовании, воспользуемся данными, полученными в ходе исследования качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей.

Исследование было проведено в шести регионах Российской Федерации (г. Москва, Республика Чувашия, Самарская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом.

Во всех регионах, участвовавших в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Причем отрадным является тот факт, что эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, а является следствием работы региональных властей органов управления образованием по открытию новых дошкольных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.

Увеличилось разнообразие форм дошкольного образования, как формальных, так и не формальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но желанием учесть этнокультурную специфику региона, так, в республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов Республики.

Статистически подтвержденным является факт создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях. За счет такого подхода обеспечивается доступность дошкольного образования, но это не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.

Школа как весьма специфическая территория должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников.

Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов - участников мониторинга являются (таблица № 1):

·"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой),

·"Истоки" (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

·"Детство" (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

·"Развитие" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

·"Кроха" (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

·"Из детства - в отрочество" (ред. Т.Н. Доронова),

·"Радуга" (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

·"Одаренный ребенок" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

·"Детский сад - дом радости" (Н.М. Крылова).

Таблица 1. Использование программ для ДОУ

Название программы Москва Самара Чувашия Ханты-Мансийск Красноярск
           
"Программа воспитания и обучения в детском саду" 61,15 88,0 52,0 15,5 70,0
"Истоки" 20,0 - 0,7 5,4 11,4
"Детство" 7,0 6,0 6,4 17,8 14,5
"Развитие" 4,2 2,0 0,5 7,1 1,9
"Кроха" 2,9 - 0,7 10,5 0,7
"Из детства - в отрочество" 1,65 - 0,9 17,5 -
"Радуга" 0,7 3,0 1,6 22,8 1,5
"Одаренный ребенок" 1,0 - - - -
"Детский сад - дом радости 1,4 - - - -
Другие   1,0 37,2 3,4  

 

Исследование показывает, что отмечается тенденция увеличения количества ДОУ, которые работают по так называемым традиционным программам, таким, как "Программа воспитания и обучения в детском саду".

Эта ситуация, как мы полагаем, обусловлена рядом причин:

- желанием педагогов облегчить решение профессиональных педагогических задач, так как действовать в рамках учебной модели, на которой базируются эти программы, гораздо легче;

традиционные программы более соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.

Важной задачей является сохранение и развитие вариативности в системе дошкольного образования. Именно вариативность обеспечивает как семье, так и педагогам возможность выбора содержания, форм и методов воспитания и обучения детей, создает условия для творчества педагогов, реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. В словаре указано понятие интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка являются итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

· Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.

· Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество "Любознательный, активный"

· Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

· Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

· Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

· В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

· Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество "Эмоционально отзывчивый"

· Откликается на эмоции близких людей и друзей.

· Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.

· Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество "Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения"

· Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

· Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

· Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество "Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту"

· Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

· Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество "Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления

· о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

· о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

· об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

· о мире.

Интегративное качество "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"

· Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество "Овладевший необходимыми умениями и навыками"

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

· формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем ("Безопасность");

· создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников ("Социализация");

· участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования ("Труд");

· активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни ("Познание");

· проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой ("Коммуникация");

· игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек ("Чтение художественной литературы");

· привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр ("Художественное творчество");

· ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера ("Музыка").

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. В то же время, программа детского сада - это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

· потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

· приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнера по общению,

· умение слушать собеседника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: