Основные цели и инструменты госрегулирования экономики




ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

 

1. Экономический рост: понятие, показатели, типы

Под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени (как правило, за год).

Экономический рост можно определить двумя способами:

1. Как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);

2. Как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран, то используют первый способ. Для сравнения жизненного уровня населения (в разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени) применяют второй способ.

Однако какой бы способ не использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в%:

Темп экономического роста = р. ВВП текущего года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года

 

Достижение высокого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения.

Мировой практике известно два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный рост - это увеличение производства за счет количественного наращивания вовлекаемых экономических ресурсов: рост массы средств производства и числа занятых, освоение новых природных ресурсов. Интенсивный рост – это рост производства за счет его качественного совершенствования, что выражается в росте производительности труда, фондовооруженности, капитало- (фондо-) отдачи, снижении капиталоемкости и т.д.

 

Основные цели и инструменты госрегулирования экономики

Государственное вмешательство в экономические процессы осуществляется с целью достижения макроэкономической стабилизации, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Частным случаем государственного регулирования является поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса и (или) развитие экономически-целесообразных видов деятельности.

Все инструменты госрегулирования экономики можно разделить на инструменты административно-правового регламентирования (установление нормативов, положений, законов и т.д.), административно-правового регулирования (манипулирование установленными нормативами, изменение или введение новых положений, законов и т.д.) и косвенного воздействия.

Административно-правовому регламентированию подлежат очень многие экономические вопросы: трудовые отношения, деятельность естественных монополий, кредитные отношения, сфера валютных отношений, вопросы экологической безопасности, продажа и использование природных ресурсов, внешнеэкономическая деятельность, вопросы поддержания конкуренции и ограничении монополистической деятельности, лицензирование определённых видов деятельности и многое другое. Однако целью регламентирования является не ограничение предпринимательской инициативы, а создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов, обеспечение надёжности их функционирования и создание правового, социально-ориентированного, стабильного общества.

Формами административно-правового регулирования выступают прямые действия государства, непосредственно реализующие его цели (вложение государством инвестиций в экономику – государственное предпринимательство, выдача адресного государственного заказа, определение тарифов на товары и услуги естественных монополий, регулирование цен вплоть до их замораживания в период галопирующей инфляции). Косвенные механизмы воздействия - это налоги, уровень процентных ставок за кредиты, предоставляемые ЦБ, таможенные пошлины и другие экономические нормативы. К косвенным механизмам воздействия можно отнести также бюджетное субсидирование, кредиты за счёт государственных средств или государственные гарантии частных кредитов, которые также как государственный заказ носят исключительно стимулирующий характер, но в отличие от последнего не гарантируют положительного результата, предполагают вариантность исхода от их реализации.

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность посредством регулирования тех или иных экономических нормативов входит в денежно-кредитную политику и фискальную политику. За проведение денежно-кредитной политики в стране отвечает ЦБ, который использует следующие методы (инструменты):

1. Операции на открытом рынке с государственными облигациями (реализация гособлигаций коммерческим банкам и населению сокращает предложение денег в экономике, и, наоборот, при их скупке).

2. Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков (R). Увеличение R сокращает предложение денег в экономике.

3. Регулирование величины ставки рефинансирования – ставки, по которой ЦБ даёт кредиты КБ. Увеличение ставки рефинансирования также сокращает предложение денег в экономике.

Таким образом, регулируя размеры денежного предложения, ЦБ может активно влиять на развитие экономики, на изменение деловой активности. Кредитная политика в период спадов должна ориентироваться на дешёвые деньги, а в период «перегрева» экономики – на дорогие деньги.

Отношение называется кредитным мультипликатором. Он определяет максимальное количество «новых» денег, которое может «создать» банковская система из первоначальных резервов. Однако следует иметь в виду: «создание» новых денег банками не означает создание богатства, а означает просто рост ликвидности.

 

Суть фискальной политики состоит в возможности воздействия государства на экономику через мероприятия, направленные на формирование государственного бюджета и его использование. Так рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос в экономике и способствует росту национального производства. А, как известно, основным источником государственных расходов являются налоги. Но увеличение налогов приводит к обратному результату в экономике. Поэтому теоретики рекомендуют использовать во время кризиса политику дефицитного государственного бюджета: увеличивать государственные расходы и снижать налоги. Однако, если инфляция во время кризиса слишком значительна, то государственные расходы рекомендуется или не повышать, или даже снижать. В период подъёма в экономике рекомендуется проводить сдерживающую политику, направленную на сбалансирование государственного бюджета.

После II мировой войны на Западе широкое распространение получило государственное программирование, предполагающее составление прогнозов развития экономики, формирование целей, задач и приоритетов социально-экономической политики, разработку эффективного пути и средств достижения намеченных ориентиров, координацию действий государственного аппарата по реализации программы. Прогнозы, которые служат ориентиром для составления программ, рассчитываются, как правило, в нескольких вариантах с целью выбора наиболее эффективного пути развития всей Федерации, отдельных регионов или секторов национального хозяйства. Программы составляются в основном на 3-5 лет, то есть носят среднесрочный характер, с их ежегодной корректировкой. Программы бывают целевые, то есть направленные на решение какой-то одной цели (например, «Программа развития и поддержки малого предпринимательства») и комплексными (например, «Стратегия развития экономики России»).

Таким образом, если экономическое регулирование направлено на решение оперативных задач, на поддержание хозяйственной стабильности и выравнивание диспропорций, то целью программного планирования экономики является стратегическое управление народным хозяйством, опирающееся на научно обоснованное предвидение характера и динамики экономических явлений и процессов и направленное на недопущение глубоких кризисов, своевременное структурное изменение экономики, на избежание грубых ошибок при принятии конкретных экономических и социальных решений. В России составление прогнозов и программ осложняется отсутствием достаточной статистической базы, неустойчивостью конъюнктурных показателей и непредсказуемостью поведения государственных регулирующих институтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: