Введение
Его Величество Король Имерина, от имени Мадагаскара и Республика Мозамбик от своего лица, заключаем ныне вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния малагасийского и всех иных равных ему народов. Этот союз будет именоваться Малагасийской Федерацией и будет иметь нижеследующ(ую).
Конституция
I. Союзная территория.
1. Союзная территория состоит из государств: Мадагаскара с островами, Мозамбика с территорией южной Малави,
II. Федеративное законодательство.
2. На протяжении этой союзной территории Федерация пользуется правом законодательствовать, с таким действием, что федеративные законы имеют преимущество перед законами областными.
3. Для всей Федерации существует общее право уроженцев, по которому принадлежащий к каждому союзному государству (подданный, гражданин), имеет равные права и обязанности на территории всей Федерации.
Ни один народ (его представитель) не должен быть стеснен в пользовании этими правами — ни властями его родины, ни властями другого союзного государства.
Все народы Федерации могут притязать на одинаковую защиту со стороны Федерации по отношению к иностранным государствам.
4. Надзору со стороны Федерации и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции иностранцев, а также касающиеся ремесла, производства и страхования.
2) Законодательство таможенное и торговое, и установление налогов, необходимых для нужд Федерации.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения о банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты малагасийской торговли за границей, малагасийского мореплавания и его морского флага и распределение общего торгового представительства, установленного на счет Федерации.
8) Железные дороги и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
9) Сплавка и судоходство по водным путям.
10) Почта, телеграф и связь
11) Определения о взаимном исполнении приговоров в гражданских делах и об удовлетворении исков вообще.
12) Предписание относительно доказательной силы подлинных актов.
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в Федерации.
15) Правила медицинской и ветеринарной помощи.
16) Определения о прессе
5. Федеративное законодательство выполняется союзным советом (Собрание Федерации) и Парламентом. Согласие большинства в том и другом собрании необходимо для федеративного закона и устанавливает его.
III. Союзный совет (Собрание Федерации).
6. Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что
Имерина, включая и голоса Маврикия, Реюньона, Майотта имеет | (10 + 5 + 3 + 2) = 20 голосов |
Мозамбик, включая голоса южной Малави имеет | (10 + 2) = 12 голосов |
Каждый член союза может представить столько уполномоченных в союзный совет, сколько оно имеет голосов, но все его голоса могут вотировать только в одном смысле.
7. Союзный совет постановляет решения о предложениях, вносимых парламент, и о принятых последним решениях;
8. Союзный совет образует из своей среды постоянные комитеты для следующих дел:
1) для армии и крепостей,
2) для морских дел,
3) для таможенных дел и налогов,
4) для торговли и обмена,
5) для железных дорог, почт и связи,
6) для юстиции,
7) для счетной части.
В каждом таком комитете должны быть представлены по крайней мере 2 союзных государства, и каждое государство имеет в нем только один голос.
9. Каждый член союзного совета имеет право являться в парламент, и должен быть выслушан там, лишь только пожелает этого, чтобы таким образом высказать взгляды своего правительства, даже и тогда, когда они не одобрены большинством в союзном совете.
Никто не может быть одновременно членом союзного совета и парламента.
10. Королю принадлежит оказание дипломатической защиты членам союзного совета.
IV. Президентство.
11. Президентство в союзе принадлежит королю Имерина, который носит титул главы Федерации. Король является представителем Федерации в международных отношениях; от имени Федерации объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.
Для объявления войны от имени Федерации требуется согласие союзного совета, кроме случая попытки давления или нападения на любую африканскую территорию, или ее границы.
12. Король созывает, открывает, отсрочивает и закрывает союзный совет и парламент.
13. Созыв союзного совета и парламента совершается ежегодно, причем союзный совет может быть созван для подготовительных работ и без парламента, но парламент не может быть созван без союзного совета.
14. Созыв союзного совета должен последовать, если этого требует половина всех его голосов.
15. Председательство в союзном совете и руководство его делами принадлежит канцлеру (=премьер-министру), который назначается королем.
16. Предложения, которые должны быть переданы парламенту, по мере заключения союзного совета, вносятся туда от имени короля.
17. Королю принадлежит выработка и публикация имперских законов и надзор за исполнением последних. Постановления и распоряжения короля издаются от имени Федерации и нуждаются для законной силы в контрасигновке канцлера, который этим принимает на себя ответственность.
18. Король назначает должностных лиц Федерации, заставляет их присягать Федерации и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении. Призванному к должности чиновнику отдельного союзного государства принадлежат в отношении к Федерации те же права, что и Имеринскому.
19. Если государства, являющиеся членами союза, не выполняют согласных с конституцией союзных обязанностей, они могут быть принуждаемы к тому посредством экзекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом и приводится в исполнение королем.
V. Парламент.
20. Парламент образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов. Имерина выбирает 100 депутатов, Мозамбик — 75,
Общее число депутатов составляет, таким образом, — 175
21. Прения в парламенте происходят публично. Согласное с истиной изложение прений, происходящих в публичных заседаниях парламента, остается свободным от всякой ответственности.
22. Парламент имеет право предлагать законы в пределах федеративной компетенции и направленные к нему петиции передавать союзному совету и канцлеру.
23. Законодательный период парламента продолжается пять лет ]. Для распущения парламента в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии короля.
24. В случае распущения парламента избиратели должны собраться вновь в течение 60-дневного периода после распущения, а новый парламент в течение 90-дневного периода после такового.
25. Парламент решает большинством голосов. (3\4) Для законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов.
26. Члены парламента есть представители всего народа и не связаны никакими поручениями и инструкциями своих государств.
27. Ни один член парламента никогда не может быть подвергнут законному, или дисциплинарному преследованию за подачу голоса или за мнения, выраженные им при отправлении его обязанностей, и не может быть привлечен к ответственности вне собрания как-либо иначе.
28. Члены парламента получают, как таковое, жалование, или вознаграждение, равное среднему уровню заработной платы во всей Федерации.
VI. Таможни и торговля.
29. Федерация образует таможенную и торговую территорию, окруженную одной общей таможенной границей, исключаются отдельные части территории..
Все предметы, которые в каком-либо союзном государстве имеют свободное обращение, могут ввозиться в каждое другое союзное государство и подвергаются в последнем только такому обложению, какому подлежат выработанные в этой стране предметы того же рода.
30. Острова Реюньон и Маврикий с необходимой частью территории, принадлежащей им, или близлежащей, остаются в качестве свободных гаваней вне общей таможенной границы.
31. Исключительно Федерация имеет право издавать законы об общем таможенном тарифе, пошлинах и налогах.
32. Доход, проистекающий от пошлин и от других, означенных в ст. 31, налогов, поскольку последние подлежат малагасийским законам, — идет в казну Федерации. Этот доход состоит из общего прихода, полученного с пошлин и остальных налогов.
VII. Железные дороги.
33. Железные дороги, которые признаются необходимыми в интересах защиты Малагасийской Федерации или в интересах торгового оборота, на основании закона Федерации могут даже и против желания перерезаемых ими государств союза, но без нарушения их верховных прав на территорию, быть проводимы за счет Федерации.
Каждая существующая железная дорога обязана разрешить присоединение к ней вновь возникающей железнодорожной ветви за счет этой последней.
34. Правительства союзных государств обязаны в интересах общего оборота страны рассматривать железные дороги Федерации при управлении ими, как единую сеть, и заботиться о том, чтобы вновь проводимые железные дороги строились и эксплуатировались по единообразным правилам.
35. Требования властей Федерации, касающиеся эксплуатации железных дорог для целей военной защиты Федерации, должны беспрекословно исполняться всеми железнодорожными управлениями.
VIII. Почта, телеграф и связь.
36. Почта, телеграф и связь есть учреждения, устроенные и управляемые в интересах гражданского общения на всем протяжении территории Федерации.
37. Доход с почт, телеграфов и связи — общий для всей Федерации. Расходы производятся из общих доходов. Излишки поступают в казну Федерации.
38. Королю принадлежит высшее руководительство над связью, почтовыми и телеграфными управлениями. Поставленное им начальство имеет право и обязано заботиться о том, чтобы устанавливалось и поддерживалось единство в организации управления, в отправлении службы и в распределении должностных лиц.
Король следит за обнародованием уставов и постановлений об общем порядке администрации и за отношением к другим почтово-телеграфным управлениям, управлениям связи.
Все должностные лица почтовых и телеграфных управлений, управлений связи, должны следовать этим исходящим от короля распоряжениям. Это обстоятельство должно быть включено в служебную присягу.
Назначение высших чиновников главного почтово-телеграфного начальства и начальства связи в различных округах (напр. директоров, советников, обер-инспекторов), а также назначение почтовых и телеграфных чиновников, чиновников связи, служащих в качестве органов означенного начальства для надзора, контроля и т. п. службы в отдельных округах (напр. инспекторов, контролеров) — назначение всех этих лиц для всей территории Федерации, исходит от короля, которому они приносят служебную присягу.