Содержание
1. В Священных Писаниях авраамических религии
1.1. В Ветхом Завете
1.2. В Новом Завете
1.3. В Коране
2. В авраамических религиях
2.1. В иудаизме
2.2. В каббале
2.3. В христианстве
2.4. Ангельская иерархия в христианском вероучении
2.5. В исламе
3. Ангелоподобные существа в других религиях
3.1. В буддизме
3.2. В зороастризме
3.3. Ангел в чувашской мифологии
3.4. В сикхизме
3.5. В мифологии Розы мира
3.6. В Книге Урантии
4. Изображения ангелов
5. Способности ангелов
6. Архангелы
7. Енохианская магия
8. Ангелы и астрология
9. Ангелы в культуре
9.1. В литературе
9.2. В кино
9.3. В музыке
9.4. В аниме и манге
В Священных Писаниях авраамических религий
В Ветхом Завете
По учению Православной церкви, змей-искуситель — есть не кто иной, как дьявол — падший ангел, так как
Он был человекоубийца от начала и не устоял в Истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. |
За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни. |
Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что некоторые ангелы, иногда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:
В то время были на земле исполины (нефилимы), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. |
Эти взгляды изложены в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, этого мнения придерживались многие раннехристианские авторы (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). В настоящее время этих взглядов придерживаются и Свидетели Иеговы. Большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит Кирский, Кирилл Иерусалимский, Иероним Стридонский, Августин и др.) придерживались мнения, что под «сынами Божьими» здесь подразумевались благочестивые сифиты (потомки Сифа).
|
Также есть версии, что ангелы, упомянутые здесь, и есть те самые — «не сохранившие своё достоинство, но оставившие своё жилище» и за это наказаны Богом «в вечных узах, под мраком»
ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. |
В Новом Завете
…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение |
В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.
В Коране
Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина, это один из столпов веры мусульманина.
В авраамических религиях
В иудаизме
Среди семи ангелов еврейской религии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль, Габриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Габриэль, Ориэль и Рафаэль.
|
В каббале
В каббале количество ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Иерархия ангелов раскрывается в соответствии с древом 10 сфирот и системой 5 миров.
Ангелы помогают на пути к Всевышнему через чертоги (эйхалот) и миры (оламот):
- Материальный, физический мир, в котором мы живём.
- Мир, которым повелевают 10 ангельских войск. У каждого ангела есть своё имя. Во главе их ангел наивысшего чина Метатрон.
- Мир света, который открывается из наивысшего, Божьего мира.
- Божий мир, который совмещается с женской ипостасью Бога Шехина.
Каждой из 10 сфирот на древе жизни соответствует ангел и ангельский чин. Это главные проводники божественной энергии. Каждый расцветает подобно светящейся розе, в каждом лепестке которой открывается крылатый контур. Имена сефирот отвлечённы: утверждение, красота, вечность, прекрасное, сила, милость, знание, мудрость, понимание и корона, венец. Располагаются они в обращённой вершиной вниз пирамиде. В основании находится ангел Сандальфон, это ангел-хранитель.
В книге Бахир говорится, что от Творца человек получил власть над ангелами, которые скрываются в Книге Бытия (Берешит) под именем птиц небесных.
У Бога есть восемь главных ангелов, они считаются Его «воплощениями»:
- Анаэль, Внемли мне Бог
- Габриэль, Сила Бога
- Самуэль, Сильнейший яд
- Михаэль, Подобный Богу, предводитель небесного воинства
- Сашиэль, Справедливость Бога
- Рафаэль, Бог Исцелитель
- Кассиэль, Престол Бога
- Ориэль (Урии́л), Огонь Божий
- Метатрон, Глас Божий
Духи (человеческая душа, освободившаяся от тела):
|
- Паваель, Дух Святого Иосифа
- Кафаель, Дух Сопутствующий Иоанну Крестителю в пустыне
- Рафаэль, Дух Соломона
- Гетатия, Дух Моисея
- Уриель, Дух Ездры
- Заимель, Дух Моисеева жезла
- Гетаель, Дух Иисуса Навина
- Гимель, Дух змея Евы
- Камаель, Дух личного мужества
- Офиль, Дух благочестия
- Алепта, Дух Авраама
- Габриель, Дух Илии
- Самаель, Дух Иоанна Крестителя
- Михаель, Дух Елессея
- Во-Аель, Дух призраков
- Тетатиа, Дух добродетели
- Анаель, Дух познания
- Фалет, Дух счастья (земного рая)[
У дьявола есть семь главных демонов, они также считаются обличьями дьявола:
- Самаэль, Владыка воздуха и Ангел Загробного Суда
- Вельзевул, Владыка Тьмы и Демонов
- Питон, Дух Прорицания
- Белиал, Дух Вероломства
- Асмодей, Демон Истребитель
- Люцифер, Дух астрального света
- Сатана, Противящийся Богу
Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов. Наивысшим творением из всего являются заповеди Торы, изучение, познание Торы, молитвы и покаяния. Каждая заповедь, которую совершает человек, это не только акт духовного созерцания, сам по себе священный, но это также акт преобразования материального, физического мира.
Согласно еврейской традиции, ангелы являются существами мужского пола и не имеют крыльев.
В христианстве
По христианскому учению все ангелы — суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы Его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они — великая помощь спасающимся), их удел — славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же как и люди, имеют ум, и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их — как струящиеся потоки благодати), и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.).
В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Люцифер — самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется в виду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архангел Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов и поразил Люцифера (который стал называться Диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы — бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть в ад, где сорганизовалась в «царство» Вельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).
Впрочем, имя духа — не то же, что имя человека. Бог — Дух, и как Дух — называет существо не по преходящему, но по Славе. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.
В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные в Церкви называются ангелами.
Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.
У каждого Ангела (и у беса) различные способности: одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, третьи — тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов — хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
Ангельская иерархия в христианском вероучении
Херувимы упоминаются в Ветхом Завете много раз. В Книге Бытия (3:24), (Пс.17:11), (1Цар.4:4, 2Цар.6:2, Ис.37:16 и т. д.).Серафимы описаны в книге пророка Исаии (Ис 6:1-7). В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к Ангелам: Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы.(Ефес 1:21), (Ефес 6:12), (Кол 1:16), (1 Сол 4:16).
В своем творении св. Григорий Богослов пишет, что существуют девять ангельских чинов: «Разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то Ангелы (ἀγγέλους), Архангелы (ἀρχαγγέλους), Престолы (θρόνους), Господства (κυριότητας), Начала (ἀρχάς), Власти (ἐξουσίας), Светлости (λαμπρότητας), Восхождения (ἀναβάσεις), умные Силы или Умы (νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας), природы чистой, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины».
Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».
Св. Афанасий Великий (ум. 373) упоминает в своем «Послании к Серапиону»: «13) … Ангелы …Серафимов… Херувимов… Архангелов …Господств… Престолов… Начал… иного чего».
В «Слове на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.
В одной из проповедей, приписываемой Иоанну Златоусту, перечисляются 9 ангельских чинов, в том же порядке, что у Кирилла Иерусалимского: «Божественная мудрость, воспользовавшись этим светильником, отыскала одну потерянную драхму и присоединила к девяти ангельским драхмам. Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам».
Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в конце V века апокрифическая книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века. Согласно данной книге, ангелы располагаются в следующем порядке:
Первый лик
- Серафимы (ивр. שׂרפים — горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) — шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
- Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים, керубим — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. В чин литургии византийского обряда входит песнопение, называемое херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе… ». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.
- Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Второй лик
- Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
- Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
- Власти, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.
Третий лик
- Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
- Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
- Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).
В исламе
Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177), это один из столпов веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света, бесполы, невероятно сильны. Смысл их существования заключается в служении Аллаху (Коран 2:34). Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом соблазном (нафс) и способностью делать выбор, беспрекословно выполняют Его приказы.
- Ангел вестник Джабраил (Архангел Гавриил) — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам.
- Ангел Микаил (Архангел Михаил) — распределяет людям «ризк» (пропитание и благие вещи).
- Ангел Исрафил — ему поручено дуть в Рог в Судный день.
- Ангел Азраил — является Ангелом Смерти, по приказу Аллаха, перед смертью человека забирает его душу.
- Ангел Дадраил — ангел, несущий болезни.
- Ангелы Харут и Марут — дают людям магическое знание о колдовстве, но не для его использования, а лишь для испытания людей, подобно яблоку в раю (запретный плод). За использование этих знаний человек будет гореть в Аду (Коран 2:102). Согласно «Смысловому переводу Корана» В. Пороховой, братья Харут и Марут были обыкновенными людьми, но настолько преуспели в магии и колдовстве, что люди причислили их к ангелам.
- Ангел Идрис — ангел, источник знаний.
- Ангел Малик — охраняющий Ад.
- Ангелы Мункар и Накир — допрашивают людей в могилах.
Также, в Коране и в сунне Пророка Мухаммада описываются и другие ангелы, без называния их имён: