Предубеждения детей среднего возраста.




 

Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить которые здесь просто нет возможности. Предубежде­ние предполагает существование своих людей, которые, по мнению группы, об­ладают определенными желательными характеристиками, и чужих— тех, кто чем-то отличается от «своих», и поэтому являются нежелательными персонами.

Мы привыкли считать предубеждения и предрассудки взрослыми социальными установками, но осознание расовой принадлежности начинает развиваться очень. [19]

рано, еще в дошкольном возрасте. Так же как ребенок рано узнает, кто он — мальчик или девочка, чернокожий ребенок в Америке рано узнает что у него более темная кожа, чем у других детей, ко­торых он видит по телевидению или на улице. Как маленькая девочка узнает, что строение ее тела отличается от строения тела мальчика еще до того, как поймет, что значит принадлежать к женскому полу в нашем обществе, так и чернокожий ребенок узнает о различиях цвета кожи и особенностях волосяного покрова еще до того, как поймет, что значит быть чернокожим американцем. Таким образом, этот ребенок сначала узнает, что отличается по внешнему виду от белых детей, а затем — что эти различия могут сделать его нежеланным в обществе белых детей или вос­становить их против него. То же самое можно сказать о белых детях, живущих в районах, населенных преимущественно представителями национальных мень­шинств. Предубеждения в нашем обществе развиваются в двух направлениях. Чего дети не понимают, так это того, почему принадлежность к той или иной группе при­водит к социальной дискриминации. Ответ на этот вопрос они могут искать в тече­ние всей своей жизни. []

Понимание групповых различий и того, что значит быть членом той или иной группы, является одним из аспектов социального познания. Социальное познание, в свою очередь, зависит от общего когнитивного развития. Таким образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и позволяет ему фокуси­ровать внимание каждый раз только на одном измерении, будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по цвету кожи), должны быть похо­жи и по другим признакам. По мере того как дети становятся старше, они постепен­но развивают способность видеть людей многомерными. В результате одного экспе­римента, проведенного среди англо-говорящих и франко-говорящих канадских де­тей, было выявлено, что старшие дети имели более гибкие установки по отношению к детям другой языковой группы. Дети, достигшие в развитии мышления периода конкретных операций, реже приписывали отрицательные качества представителям другой языковой группы, чем дети, находящиеся на стадии до операционального мышления. [10]

Эта возросшая способность видеть людей многомерными встречает противо­действие со стороны сильного стремления стоящих на пороге отрочества детей под­чиняться групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не соответствует. Результаты исследования, проведенного в одном из небольших городов в Калифор­нии, население которого состояло наполовину из чернокожих и наполовину из бе­лых американцев, показали, что у старших детей, по сравнению с младшими, реже встречались друзья с другим цветом кожи. Было выявлено, что межрасовые дру­жеские отношения постепенно ослабевали от 4-го к 7-му классу. Исследователи пришли к заключению, что по мере того как дети становятся старше, общность при­знаков становится все более значимым основанием для дружбы. Может также иметь место и определенное давление со стороны других членов группы, препятствующее установлению и поддержанию дружеских отношений с членами другой группы. Это давление может проявляться с обеих сто­рон. Чернокожих детей, подружившихся с белыми детьми, могут заставлять пре­кратить эту дружбу, потому что они «предают» свою расу. Недав­но проведенные исследования также показали, что чернокожих детей, которые хо­рошо учатся в школе, одноклассники часто считают «предателями» своей расы. Они подвергаются многочисленным насмешкам, и их часто исключают из группо­вой деятельности

Осознание расовой принадлежности — очень важный вопрос для детей в сред­нем детстве, потому что это как раз то время, когда ребенок «подписывает или не подписывает «общественный договор» Дети впи­тывают в себя культурные установки окружающих их людей. Взамен «клятвы на верность» нормам своего общества дети должны получить от него чувство принад­лежности к более широкой и могущественной группе. Но чернокожие родители были вынуждены приспособиться к культуре белого большинства, которая не воз­награждает их так, как белых. Получается, что эти родители учат своих детей раз­делять ценности того общества, которое их самих недостаточно высоко оценивает. Дети, конечно же, чувствуют этот конфликт, что не может не сказаться на их отно­шении к обществу.[10]

Давление со стороны, сверстников еще более усугубляет этот конфликт. Нормы поведения в группах национальных и расовых меньшинств часто существенно от­личаются от норм поведения в группах белых детей, принадлежащих к среднему классу. Афро-американский ребенок, выросший в самом центре большого города, принадлежит к культуре, отличной от культуры большей части белых или черных американцев среднего класса. Степень принятия, которое встречают чернокожие дети в более широком обществе, часто зависит от их способности приспосабливать­ся к его нормам. Когда дети из меньшинств объединяются с другими членами своей расовой или этнической группы, это облегчает их адаптацию на протяжении сред­него детства. Такое единение способствует повышению их самоуважения, укрепля­ет внутригрупповую солидарность и, увы, усиливает враждебность к «чужим». Однако рано или поздно дети из меньшинств должны столкнуться с проблемой объединения своей Я-концепции с их общественным имиджем как членов специфи­ческой группы, а это может стать причиной конфликта, тревоги или гнева в любом возрасте.

 

Заключение

В ходе проведения курсовой работы и изучении литераторы по данной теме было доказано что влияние сверстников на психологическое развитие детей среднего возраста очень велико.

При взаимодействии с сверстниками ребенок познает новые стороны жизни, появляются первые попытки самореализации, начинается социальная адаптация ребенка. Ребенок начинает взаимодействовать, учиться договариваться, сотрудничать на взаимовыгодных условиях, появляется соперничество, которое положительно влияет на развитее. Ребенок не имеющих друзей, рискует быть социально не адаптированным, что может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка.

Большую роль в развитии психики играют группы сверстников. Появляются определенные правила которые обязаны соблюдать все дети которые входят в эту группу. Ребенку важно на данном этапе развития быть поддержанным группой это поможет ребенку в дальнейшем адаптироваться к социальной среде. Но, группа так же может негативно сказаться на психики ребенка, так как во многих группах существуют дети с агрессивным характером, если в группе не подавляется агрессия ребенка то, он может стать еще более агрессивным. Если ребенок застенчив и его застенчивость никто не подавляет, то у такого ребенка могут появиться множество комплексов, которые будут ему мешать в жизни. Со стороны группы может быть оказано давление – как положительное так и отрицательное. Так как дети в данном возрасте очень легко подчиняются давлению со стороны сверстников-авторитетов, что может привести к негативным последствиям для развития ребенка.

 

 

Библиография.

 

 

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание.(Пер. с англ.) – М.: Прогресс, 1986. 143 стр.

2. Божович Л.И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание М., 1979. 89 стр.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.(Психологическое исследование) – М.: Просвещение, 1968. 38 стр.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: педагогика, 1990. 46 стр.

5. Дольто Ф. На стороне ребёнка.(Пер. с фр.)- СПб.: Петербург – XXI век, 1997. 76 стр.

6. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. 215 стр.

7. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1987. 35 стр.

8. Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1992. 29 стр.

9. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера- М.: Педагогика, 1988.

189 стр.

10. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. - Вопросы психологии. 1966, № 4 57 стр.

11. Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3, с. 175 – 1992. 76 стр.

12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника М.,1977 79. стр.

13. Помощь родителям в воспитании детей. (Пер. с англ.) – М.: Прогресс, 1992. 101 стр.

14. Проблемы постнального сомато-психического развития / Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гёльнитца, Г. Эггерса. (Пер с нем.) – М.: Медецина, 1974. 189 стр.

15. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. 91 стр.

16. Смит Э. У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. (Пер с англ.) – М.: Просвещение, 1991. 21 стр.

17. Соколова В. Н., Юзерофич Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. 70 стр.

18. Спиваковская А. С. Как быть родителями.(О психологии родительской любви) – М.: Педагогика, 1986. 50 стр.

19. Занковский А.Н. Организационная психология. М, Флинта, МПСИ, 2000 63 стр.

20. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка – М.: Педагогика, 1989. 65 стр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: