Управленческая ситуация 2




Руководитель должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:

1. Вырабатывайте у себя положительный настрой к своим ближним.

2. Относитесь к окружающим с интересом.

3. Внимательно слушайте собеседника.

4. Попытайтесь поставить себя на место другого.

5. Всегда будьте готовы оказать другому помощь.

6. Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами или похвалой.

7. Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени.

8. Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим.

9. Будьте в общении непринужденны и естественны.

10. По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад.

11. Будьте энергичны и уверенны.

12. Выражайте свои мысли точно и понятно.

13. В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы».

14. Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно.

15. Постоянно повышайте свой образовательный уровень.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что из предложенного Вы намерены использовать или уже применяете на практике?

2. Какие еще замечания к формированию личного имиджа представляются Вам достаточно важными?

Управленческая ситуация 3

Проанализируйте опыт молодого руководителя, не имеющего специальных управленческих знаний и неожиданно назначенного на руководящую должность. Укажите меры по избежанию или исправлению подобных ошибок. Дополните перечень, если это необходимо.

Основные источники ошибок:

1) беспечность;

2) безразличие;

3) невежество;

4) некомпетентность;

5) беспорядочность;

6) спешка;

7) гипертрофированное самомнение работника или руководителя.

 

Управленческая ситуация 4

Часто высказывается мнение, что зарплата сотрудников фирмы должна складываться из трех частей:

— за выполнение должностных обязанностей;

— за выслугу лет и с учетом фактора стоимости жизни;

— за достигнутые результаты в работе за прошедший период.

Предложите свою систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику заработной платы сотрудника какой-либо конкретной организации в зависимости от имеющихся результатов, исходя из современных российских реалий.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Моделирование идеального руководителя

Цели игры:

1. Сформировать у игроков игры более точные представле­ния об управленческом потенциале, обусловливающем успешное администрирование.

2. Обучить игроков экспертному методу количественной оценки управленческого потенциала кадров отрасли.

3. Развить творческое мышление участников игры, способ­ность эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии коллегиальных и коллективных решений.

Методические рекомендации:

В качестве исходной информации участникам игры предла­гаются бланк играющего.

При работе с кадрами одной из наиболее сложных и недо­статочно разработанных проблем является объективная оцен­ка управленческих кадров. Достоверная оценка необходима при выдвижении ра­ботников в резерв, переаттестации кадров, повышении квали­фикации руководителей и специалистов.

Существуют различные подходы к оценке управленческих кадров. Большинство из них сводится к количественной оцен­ке деловых и личностных качеств работников управления. При этом оцениваются не результаты их деятельности, а фак­торы их управленческого потенциала. В последнее время под факторами управленческого потенциала ру­ководителей понимают не только личностные качества, зна­ния, умения и навыки, но и возможности, благодаря которым успешно осуществляется управленческая деятельность. По­скольку знания, умения, навыки, личностные качества и воз­можности взаимосвязаны, их следует рассматривать как це­лостное явление.

Руководители и специалисты, повышающие свою квалифи­кацию, имеют, конечно, определенное представление о факто­рах, от которых зависит успех управленческой деятельности в их сфере. Несомненно и то, что у каждого эти представления разные. Однако от правильности этих представлений зависит степень критичности оценки работников своего управленческо­го потенциала, а также потенциала работников, выдвигаемых в резерв и выбираемых на руководящие должности. Построе­ние самими участниками игры модели «идеального руководи­теля» и ее коллективное обсуждение имеют принципиальное значение для формирования у них адекватного представления о факторах, слагающих управленческий потенциал.

Порядок проведения игры:

Преподаватель ставит перед участниками игровую задачу, объясняет цель игры, ее правила, исходные условия и задачи участников.

Игроки индивидуально оценивают по 10-бальной системе по предложенным фак­торам управленческий потенциал и сам перечень факторов, необходимых «преуспевающему руководителю» - руководителю министерства и специалисту, работающему в аппарате правительства.

Каждая команда путем взаимных консультаций выраба­тывает общую оценку факторов управленческого потенциала «преуспевающего руководителя».

Участники игры совместно устанавливают коллективную оценку предложенного им перечня факторов управленческого потенциала «идеального руководителя». Преподаватель объявляет результаты игры, анализирует групповую и коллек­тивную деятельность участников игры.

Правила игры:

Каждый игрок в качестве исходной информации получает бланк играющего, в котором представлен перечень факторов управленческого потенциала руководите­ля. Количествен­ная оценка факторов управленческого потенциала сводится к определению меры каждого фактора, обеспечивающей эффек­тивность управленческой деятельности.

Сначала каждый игрок оценивает себя, заполняя графу «Са­мооценка». На все возникающие у участников вопросы отвеча­ет только преподаватель. Затем также каждый участник самостоятельно оценивает факторы управленческого потенци­ала, которыми должен обладать, по его мнению, преуспеваю­щий руководитель.

Все участники игры разбиваются на команды по 4—6 чел. в зависимости от общего количества играющих, и в свобод­ном обмене мнениями вырабатывают общую групповую оцен­ку факторов управленческого потенциала «преуспевающего руководителя». Команды между собой не консультируются.

Далее все игроки участвуют в выработке коллективной оценки факторов управленческого потенциала, т. е. модели «идеального руководителя».

Подведение итогов:

Преподаватель определяет игрока или команду, набравших меньшую сумму ошибок. Желательно подробно рассмотреть эталон и обсудить правильность выбора факторов, изменение требований к основным факторам у линейных и функциональ­ных руководителей, а также определить минимальный состав факторов, позволяющих оценивать руководящие кадры раз­личных уровней управления.

 

Бланк играющего

 

№ п|п   Оцениваемые факторы        
1. Критическое отношение к действительности, своей деятельности        
2. Стойкая и творческая приверженность к реформам        
3. Способность возглавить проведение реформ        
4. Учет в процессе руководства человеческого фактора        
5. Единство слова и дела        
6. Способность творчески осуществлять свою деятельность        
7. Профессионализм        
8. Желание учиться работать        
9. Умение достичь конечных результатов с наименьшими затратами        
10. Отношение к бюрократии        
11. Способность к разработке самостоятельных альтернативных решений        
12. Отношение к алкоголю        
13. Способность к восприятию критики        
14. Твердость и решительность        
15. Профессиональная память        
16. Работоспособность        
17. Педагогические способности        
18. Активность в общественной работе        
19. Знание теории управления        
20. Знание законодательства        
21. Знание отраслевой экономики        
22. Коммуникабельность        
23. Культура общения        
24. Умение владеть собой        
25. Лояльность к власти        
26. Лидерские качества        
27. Умение защитить коллектив на других уровнях власти        
28. Умение контролировать подчиненных        
29. Внимательность к подчиненным        
30. Умение создать благоприятный морально-психологический климат        
31. Руководитель: мужчина или женщина        
32. Чуткость к окружающим        
33. Требовательность к себе        
34. Требовательность к окружающим        
35. Умение ясно выражать свои мысли        
36. Умение слышать        
37. Умение слушать        
38. Ораторские качества        
39. Пунктуальность        
40. Ответственность        
41. Справедливость        
42. Здоровье        
43. Образование        
44. Стрессоустойчивость        
45. Порядочность        
46. Умение предвидеть развитие событий        
47. Харизматичность        
48. Семейное положение        
49. Умение организовать коллегиальное принятие решений        
50. Умение со вкусом одеваться        
51. Чувство юмора        
52. Информированность о событиях за рубежом        
53. Опыт работы на руководящей должности        
54. Возраст        

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине «Основы социального управления»

 

1 Причины появления новой отрасли научного знания — со­циального управления.

2 Современное социальное управление: состояние, тенденции изменения.

3 Новая парадигма социального управления.

4 Управленческая деятельность и управленческие отношения. Тенденции изменений в условиях управленческой революции.

5 Система социального управления: пути совершенствования.

6 Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

7 Законы социального управления.

8 Объективно-субъективная природа управленческих отноше­ний.

9 Диалектика управления и самоуправления.

10 Принципы социального управления.

11 Проблема ответственности в социальном управлении.

12 Гуманизм и нравственность в социальном управлении.

13 Проблемы профессионализма в управлении.

14 Мотивация управленческого труда.

15 Формы и методы использования принципов управления на различных этапах развития общества.

16 Управление как наука и искусство.

17 Возможности управляемой системы по расширению сферы саморегулирования.

18 Социальное моделирование в современных условиях.

19 Социальное прогнозирование — один из важнейших мето­дов управления.

20 Методы самоуправления и саморазвития социальных систем: состояние использования и возможность более широкого примене­ния.

21 Технологии определения целей и их согласования в социальном управлении.

22 Совокупность методов в достижении поставленных целей.

23 Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.

24 Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления.

25 Социальные нормативы. Их роль в управлении.

26 Информационное обеспечение социального управления.

27 Проблемы информатизации общества и обеспечения наци­ональной безопасности.

28 Информационное общество: проблемы адаптации к новым условиям жизни в нем.

29 Система социального управления: пути совершенствования.

30 Организационные отношения и организационная деятель­ность. Проблемы оптимизации.

31 Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития.

32 Социальный лидер управленческого типа. Пути формирова­ния и выдвижения.

33 Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности.

34 Технологии повышения эффективности социального управления.

35 Государство — главный субъект социального управления.

36 Противоречия между обществом и государством: пути своевременного выявления и разрешения.

37 Социальная политика: механизм выработки и реализации.

38 Социальное содержание муниципального управления.

39 Социальные аспекты местного самоуправления.

40 Российский самобытный путь общественного развития: тен­денции и перспективы.

Основные требования к написанию курсовых работ

1. В качестве темы курсовой работы по своему усмотрению студент выбирает одну из предложенных в перечне тем или совместно с преподавателем формулирует свою, но соот­ветствующую программному материалу курса «Основы социального управления».

2. После ознакомления с содержанием выбранной темы курсовой работы слушателю, студенту следует ознакомиться с литературой, необходимой для написания работы. Перед ее напи­санием слушатель, студент должен обязательно продумать и соста­вить четкий план его изложения, который, при необходимости, можно уточнить с преподавателем. План курсовой работы является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимо­связь ее отдельных частей.

3. Структура работы включает: титульный лист; план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи, теоретическая и практи­ческая значимость); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, структуры, форм и методов теории и практики соци­ального управления, раскрывающие тему), содержащую 3—5 воп­росов; заключение (где формулируются выводы по данной теме) и список использованных литературных источников.

4. Работа выполняется студентом самостоятельно, должна быть написана понятным языком и технически пра­вильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде, оформляется в соответствии со стандартом БАГСУ (см. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности СМК – СТО - 4.2.3. - 3.01 – 2010).

5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им, как правило, по пятибалльной шкале. При получении отрицательной оценки работа вместе с рецензией отдается студенту на доработку и с учетом замечаний возвращается для повторной про­верки вместе с рецензией.

Объем курсовой работы – 30–35 страниц оригинального текста.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1 Социальное управление: сущность и содержание

2 Предмет социального управления и составные блоки

3 Механизм социального управления

4 Система социального управления

5 Социальная система как социальная организация

6 Понятие и характеристика субъекта социального управления

7 Понятие и характеристика объекта социального управления

8 Субъект и объект как элементы взаимодействия

9 Структура и уровни управления обществом

10 Государственное управление как особый вид социального управления

11 Противоречия между обществом и государством: пути разрешения.

12 Особенности муниципального управления как разновидности социального управления

13 Закономерности социального управления

14 Принципы управленческой деятельности в социальном управлении

15 Методы социального управления

16 Основные функции социального управления

17 Социальное направление функций

18 Содержание функций социального управления

19 Целеполагание как основополагающая функция социального управления

20 Сущность управленческих отношений в социальном управлении

21 Виды управленческих отношений

22 Понятие социального процесса

23 Структура социального процесса

24 Организационные отношения в социальном управлении

25 Принцип сбалансированного приоритета в социальном управлении

26 Отношения централизма и самостоятельности в социальном управлении

27 Значение отношений ответственности в современном социальном управлении

28 Содержание и форма управленческой деятельности

29 Управление как механизм воздействия содержания на форму

30 Информация как содержательный фактор социального управления

31 Виды социальной управленческой информации

32 Требования, предъявляемые к социальной информации

33 Процесс коммуникации: структура и принципы управления

34 Значение горизонтальных коммуникаций в социальном управлении

35 Повышение эффективности вертикальных коммуникаций социального управления

36 Информационные технологии в социальном управлении

37 Организация как способ опредмечивания информации

38 Основные характеристики формальных организаций

39 Преимущества и недостатки неформальных организаций

40 Управленческое решение: процесс принятия и реализации

41 Технологии принятия эффективных управленческих решений

42 Особенности принятия управленческих решений в государственном управлении

43 Особенности принятия управленческих решений в муниципальном управлении

44 Сущность самоуправления

45 Основные принципы самоуправления

46 Формы и методы организации самоуправления

47 Лидер управления как особый тип лидера

48 Модель личности управленца

49 Требования к лидерам управленческого типа

50 Эффективность социального управления: критерии и показатели


5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Данный раздел должен содержать:

- список основной и дополнительной учебной литературы (таблица 6);

 

Таблица 6 – Карта обеспеченности литературой

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов Наличие грифа, вид грифа Кол-во экземпляров в библиотеке ГБОУ ВПО «БАГСУ»
Основная литература
  см. таблицу 7    
Дополнительная литература
  Бабосов Е. М. Социальное управление: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 432с. МО  
  Кикоть, В. Я. Социальное управление: теория, методология, практика: монография / В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с. УМЦ  
  Тавокин, Е. П. Основы социального управления: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 199 с. – (Высшее образование - Бакалавриат). УМО  
           

 

Таблица 7 – Электронные образовательные ресурсы

Наименование ЭОР Вид ЭОР Носитель (CD, DVD, сетевой информа-ционный ресурс) Адрес доступа Автор Регистрацион-ный номер и учреждение его выдавшее (ОФАП, Информ-Регистр, внутривузовс-кая база данных ЭОР)
  Основы социального управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 200 с. Тексто-графи-ческий Сетевой информа-ционный ресурс znanium. com Тавокин Е.П. ООО «НИЦ Инфра-М»
  Основы социального управления: учебное пособие / В.А. Горбухов. - М.: Форум, 2009. - 224 с. Тексто-графи-ческий Сетевой информа-ционный ресурс znanium. com Горбухов В.А. ООО «НИЦ Инфра-М»

 

Таблица 8 – Интернет-ресурсы

 

Наименование Интернет-ресурса Автор, разработчики Формат документа (pdf, doc, rtf, djvu, zip, rar) Тип Интернет - ресурса Ссылка (URL) на Интернет ресурс
  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 129 с. Лаврентьева И. П., Кузнецов В. В.,. Григорьев В. В., ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», Министерство образования и науки Российской Федерации pdf каталог образовательных интернет-ресурсов и электрон-ной биб-лиотеке учебно-методичес-ких мате-риалов для общего и профессио-нального образова-ния https://window.edu.ru/resource/786/71786/files/ulstu2010-52.pdf
  Научно-информационный журнал «Вопросы управления» Уральский институт - филиал РАНХиГС html Научные материалы https://vestnik.uapa.ru

 

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Таблица 9 – Материально-техническое обеспечение дисциплины (помещение и оборудование)

Наименование темы Виды учебной работы (лекция, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы) Объем часов Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. Перечень основного оборудования (в т.ч. аудио-, видео-, графическое сопровожде ние)
Социальное управление лекция   специализиро-ванной аудитории не требуется Мультимедий-ное оборудование
Практическое занятие   специализиро-ванной аудитории не требуется  

 


[1] При заполнении графы «Виды учебной работы» допускается пояснение конкретных видов учебной работы, объединенных в три группы (контактная работа, самостоятельная работа, рубежный контроль), изменение же наименований групп не допускается.

[2] Количество контрольных недель соответствует количеству модулей в семестре – от 2 до 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: