ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 8

 

По дисциплине Общая психология
 
  Выполнила обучающаяся: Листова Юлия Игоревна  
     
  Направление подготовки / специальность: 37. 05. 02 Психология служебной деятельности  
     
  Курс: 2  
  Группа: 341710  
    Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, канд.  
      психол. наук, доцент  
       
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   М. Л. Кубышкина
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Архангельск 2019

оглавление

1 ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ……………………………  
1.1 Задание № 1……………………………………………………………...  
1.2 Задание № 2……………………………………………………………...  
1.3 Задание № 3……………………………………………………………...  
1.4 Задание № 4……………………………………………………………...  
1.5 Задание № 5……………………………………………………………...  
1.6 Задание № 6……………………………………………………………...  
2 РЕШИТЕ ЗАДАЧУ………………………………………………………………..  
3 ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………...  

 

ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

1.1. Задание №1

В чём общее и различное моделей темперамента Кречмера и Шелдона?

Э. Кречмер и У. Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Теория характера Э. Кречмера и типы темпераментов У. Шелдона очень похожи. Например, эндоморф – аналог пикника, мезоморф – аналог атлетика, эктоморф – аналог астеника. Оба автора предполагали, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью нашего организма и психики, и потому раскрытие связи между физическим и психическим требует выделения таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость.

Наблюдая в условиях клиники за поведением людей с различным телосложением, Э. Кречмер выделил основные группы психических качеств, которые, по его мнению, и составляют основное содержание темперамента. Это, во-первых, психастезия (чрезмерное повышение или понижение чувствительности по отношению к психическим раздражителям), во-вторых, фон настроения (склонность к веселью или печали), в-третьих, психический темп (ускорение или задержка психических процессов в целом и отдельно взятых), в-четвертых, общий двигательный темп или психомоторную сферу (подвижность или заторможенность, траекторию движений). Э. Кречмер провёл множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. В зависимости от склонности к разным эмоциональным реакциям, Э. Кречмер выделил две большие группы людей. Эмоциональная жизнь одних характеризуется диадетической шкалой (т. е. свойственные им настроения располагаются на шкале, полюсами которой являются «веселый – печальный»). Эта группа людей обладает циклотимическим типом темперамента. Эмоциональная жизнь других людей характеризуется психэстетической шкалой («чувствительный – эмоционально тупой, невозбудимый»). Эти люди обладают шизотимическим темпераментом.

В основание своей классификации У. Шелдон положил преобладание в организме человека одной из тканей эмбриона – эндодермы, из которой образуются органы пищеварения, мезодермы, из которой состоят кости, мышцы и легкие, или эктодермы, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг. Он предложил различать три следующих типа личности:

– Эндоморфный (с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бёдрах, слабыми конечностями) проявляет склонность к висцеротонии. Он общителен и покладист, приветлив, любит комфорт. Ему легко выражать свои чувства. В тяжёлые минуты он стремится к людям. Не любит напряжения.

– Мезоморфный (отличающийся могучим сложением, грудь колесом, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни) склонен к соматотонии. Это человек неспокойный и нередко агрессивный, любящий приключения. Он довольно скрытен в чувствах и мыслях. В осанке и действиях он выражает уверенность, сложные жизненные ситуации стремится решать поведенчески, через изменение мира вокруг себя.

– Эктоморфный (худой и высокий, обладает слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями) обычно отличается церебротонией. Это человек заторможенный и интровертный, необщительный, скрытный. В его осанке чувствуется скованность. В трудных ситуациях он склонен к уединению. Наиболее продуктивным и счастливым для него обычно оказывается поздний период жизни.

 

1.2. Задание №2

Влияет ли темперамент на результаты деятельности?

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сензитивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Но если деятельность протекает в нормальных условиях (нестрессовая ситуация), то конечный результат в большей степени будет зависеть от уровня мотивации и способностей человека. Темперамент в свою очередь будет определять то, каким способом достигается результат, и какой стиль деятельности сформируется в процессе его достижения.

 

1.3. Задание №3

В чём сходство и различие концепций креативности Гилфорда и Торренса?

Согласно концепции креативности Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса, креативность как универсальная познавательная творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В исследованиях этих авторов была выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности.

Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ. Гилфорд выделил шесть основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию идей – беглость; 3) способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость; 4) способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов, отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность; 5) способность к усовершенствованию объекта путем добавления деталей; 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), тестирующие в основном дивергентную продуктивность.

Е.П. Торренс определял креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и др. По мнению автора, креативность включает в себя: процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверку и оценку этих гипотез; их пересмотр и перепроверку; сообщение результата. Наиболее распространена в психологии креативности концепция Е.П. Торренса – «теория интеллектуального порога»: если IQ ниже 115-120, то креативность и интеллект входят в состав одного фактора; при IQ выше 120 – креативность становится независимым от интеллекта фактором. Автором установлено, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности, а именно влияние семьи, школы, педагогов будет способствовать развитию креативности, и экспериментально доказано, что спад в развитии креативности можно снять путём специального обучения.

 

1.4. Задание №4

Каких детей называют одарёнными, каковы их психологические особенности?

Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённость ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Признаками одарённости в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребёнка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечётким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость. В более старшем возрасте признаками одарённости считаются потребность ребёнка в коллекционировании и классификации, форсированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность чётким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой; способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретённым ранее умственным навыкам; умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений; погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания; постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (отсюда – постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения); могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»; способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации; остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений; лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

 

1.5. Задание №5

Что такое степень выраженности характера и как её определить?

Степень выраженности характера – это континуум от нормы к патологии через акцентуацию. Характер может быть более или менее выраженным и поэтому в психологии говорят о трех вариантах:

1) Нормальный характер (адаптированный): это характер без отклонений, человек не излишне живой, не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, т. е. нормальный характер – это золотая середина целого ряда качеств.

2) Патологический характер (психопатия, психопатический характер). Психопатическими называются личности с юности, с момента сформирования, представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых «нормальных» людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспосабливаться к окружающей среде. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врождённые качества личности, которые хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, однако, обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям.

3) Акцентуированный характер (акцентуация) – когда количественная выраженность отдельных черт характера достигает предельных величин и оказывается у границы нормы, но не переходит её.

Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова включают в себя три характеристики, по которым можно определить разницу между нормой и патологией:

– Относительная стабильность характера во времени (то есть мало меняется в течении жизни);

– Тотальность проявления характера. При психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди чужих, и среди знакомых в общем, в любых обстоятельствах. человек демонстрирует одни и те же черты характера без учета, что ситуации различны.

– Социальная дезадаптация. Заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, при чем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот, и другие вместе. У него совершенно отсутствует внутренне понимание и потребность соответствовать ситуации, отсюда, он постоянно не вписывается в социум (он всегда выделяется в глазах окружающих).

Психопатия (патологический характер) диагностируется, если человек соответствует всем трём критериям. Если же есть сомнение хотя бы в одном их признаков, то мы, скорее всего, диагностируем акцентуацию. Если у человека отсутствуют все три признака, то мы диагностируем нормальный характер.

 

1.6. Задание №6

Почему типология характеров К.Наранхо не признана в академической психологии?

Несмотря на исследования приверженцев концепции Эннеаграммы и некоторые данные по применению Эннеаграммы в психотерапевтической практике, на сегодняшний день Эннеаграмма не является моделью, признаваемой в академических психологических кругах в связи с отсутствием валидных тестов по определению типов Эннеаграммы и отсутствием унификации содержания каждого из эннеатипов со стороны различных школ эннеаграммы. Эннеаграмму преподают как метод самопознания и развития. Модель Эннеаграммы иногда критикуют за допущение субъективных интерпретаций, что осложняет её научную проверку и валидацию.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ

Выберите медийного персонажа (фильмы, мультфильмы, сериалы), проанализируйте его темперамент, сделайте вывод о присутствующих у него свойствах темперамента с приведением примеров о типе темперамента, к которому можно отнести персонаж, обоснуйте выбор типа.

Я взяла в пример героиню Моану из мультфильма «Моана». Она бесстрашная девушка, которая является дочерью повелителя их острова. Оказывается, что в далёком прошлом их племя процветало и они плавали за риф, чтобы искать новые острова. Но это было совсем давно, и теперь никто не отправляется туда, так как некогда великий полубог Мауи совершил ужасную вещь. Он украл камень души, который может вернуть назад лишь избранный. Поэтому храбрая Моана не могла оставить своих соплеменников в беде и отправилась в опасное и загадочное путешествие. Моана – яркий представитель темперамента сангвиник. По ходу сюжета видно, что она очень общительна и всегда поможет своим соплеменникам. Активна и жизнерадостна. Когда она отправилась в своё путешествие, то она могла с лёгкостью переключиться с одного вида деятельности на другой. Пребывав в открытом океане, Моана быстро освоилась в новой обстановке, не испугавшись трудностей. Её речь всегда быстрая, громкая и отчётливая, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой.

Она всегда настойчива. Например, когда полубог Мауи не хотел брать Моану с собой на борт и всячески пытался избавиться от неё, то героиня решительно пыталась уговорить его отправиться с ней, что в конечном итоге привело к тому, что он согласился.

Во время путешествия им пришлось столкнуться со странными загадочными чудовищами. Моана быстро принимала решения, поэтому ей легко удалось справиться с ними.

В итоге благодаря храбрости, стойкости и быстрой реакции Моаны, ей удалось заполучить камень души, который помог спасти её племя от беды.

 

 

ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Осуществите самопсиходиагностику своего характера, применив опросник К.Леонгарда и А.Е.Личко. Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами другой. Обобщите результаты, сделайте вывод о типе акцентуаций, к которому Вы ближе всего.

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.). ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии. С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный паранойяльный типы. ПДО включает 25 таблиц – наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. Проводится два исследования. В первом исследовании предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (регистрационный лист приведён в Приложении). Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2. Результаты обследования определяются с помощью кода.

Характерологический опросник К. Леонгарда предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определённого направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определённым акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. Ответы испытуемого сравниваются с ответами ключа. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключом оценивается в 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Подсчёт баллов ведется по каждой шкале путём простого суммирования полученных совпадений. Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня. К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, неуравновешенный, дистимный и экзальтированный.

По опроснику К. Леонгарда была выявлена циклотимно-экзальтированная акцентуация. А по результатам ПДО А.Е. Личко выявлена лабильно-конформная акцентуация.

Циклотимная, экзальтированная (по Леонгарду) и лабильная (по Личко) акцентуации я считаю во многом схожи. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице.

Также по результатам опросников мне присущ конформный тип акцентуации. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех». Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

В повседневной жизни я действительно наблюдаю за собой крайнюю изменчивость настроения. При огромной радости мне хочется дарить её всему миру, а при неудачах хочется закрыться в себе и ни с кем не контактировать. Я действительно очень сильно привязываюсь к родным и близким мне людям, и моменты, когда мы разлучаемся, меня очень обижают. Я всегда сопереживаю и сочувствую другим людям, у которых произошло какое-то горе. Часто сожалею бездомным животным, у которых трудная ситуация и им приходится выживать на улице, где множество негативных для них факторов. При просмотре фильма, мультфильма или сериала я могу невольно пустить слезу при трогательных или счастливых моментах.

Преобладающим в опроснике А.Е. Личко является конформный тип, но я считаю, что это не совсем так. Скорее, это зависит от жизненных ситуаций, с которыми я сталкиваюсь. Могу смело сказать о том, что меня не пугают перемены в жизни, а, наоборот, они дают мне некий толчок самосовершенствоваться, узнавать много полезного и нового, выходить из привычной зоны комфорта и знакомиться с новыми людьми. Но в остальном я согласна. При каком-то масштабном споре я, скорее всего, выберу точку зрения большинства, и, даже если они не совпадают, то я могу моментально поменять её под воздействием того самого «большинства». Также я во многом не инициативна.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что данные методики очень действенны и они отлично помогут ещё больше узнать себя. Я бы хотела проходить их ежегодно, чтобы сравнивать свои показатели и находить для себя что-то новое.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: