УРОК III - LECTIO TERTIA




Темы: Глагол (Verbum). Общие сведения о грамматических категориях латинского глагола. Четыре спряжения глагола; образование инфинитива. Основы и основные формы глаголов I и IV спряжений. Личные окончания глагола действительного залога. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога (Praesens indicatīvi actīvi) глаголов I, II, IV спряжений. Члены предложения. Порядок слов.

См. §§ 154-156 стр. 77-79, §§ 157-169 стр. 79-87, §§ 285, 291 стр. 143-145

 

Задание 1. Подготовьте грамматический материал по заданной теме урока.

Задание 2. Запомните латинские термины, обозначающие грамматические категории глагола:

- лицо persona

1 лицо persona prima

2 лицо persona secunda

3 лицо persona tertia

- число numĕrus

единственное число (numĕrus) singulāris

множественное число (numĕrus) plurālis

- залог genus

действительный (активный) залог (genus) actīvum

страдательный (пассивный) залог (genus) passīvum

- наклонение modus

изъявительное наклонение, индикатив (modus) indicatīvus

сослагательное наклонение, конъюнктив (modus) conjunctīvus

повелительное наклонение, императив (modus) imperatīvus

- время tempus

времена системы инфекта:

настоящее время praesens

имперфект imperfectum

будущее I (первое) futūrum I (primum)

времена системы перфекта:

перфект perfectum

плюсквамперфект plusquamperfectum

будущее II (второе) futūrum II (secundum)

Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:

- Что лежит в основе подразделения времен на две системы в латинском языке? Каково значение каждого времени?

- На сколько спряжений делятся правильные латинские глаголы, и что лежит в основе их типологии?

- Почему является обязательным указание на спряжение глаголов (в виде 1, 2, 3, 4) в латинском словаре?

- Как образуется инфинитив (infinitīvus) правильных глаголов?

- Сколько и какие основные формы имел глагол в латинском языке? Каково назначение каждой формы?

- С какой формы начинается обозначение глаголов в латинском словаре в отличие от словарей новых языков?

- Почему у большинства латинских глаголов I, IV спряжений не указаны в словаре основные формы?[8] Что является для них нормой?

- Какова норма в образовании перфекта (perfectum) и супина (supīnum) для большинства глаголов II спряжения?

- Какие параллели можно провести между личными окончаниями глагола в латинском и русском языках?

- Почему при спряжении латинского глагола употребление личных местоимений необязательно?

Задание 4. Используя таблицу § 158 стр. 80, сделайте упражнения 1, 2 на стр. 227, 228.

Задание 5. Сделайте анализ глаголов I, II, IV спряжений из лексического минимума на стр. 229-231, разбив их на три группы в соответствии с нормативными аналогиями в образовании основных форм.

Задание 6. Ознакомьтесь с материалом §§ 285, 291 стр. 143-145 и ответьте на следующие вопросы:

- Чем определяется двусоставный характер простого латинского предложения?

- Какие части речи могут выступать в качестве подлежащего (subjectum)?

- Что собой представляет простое сказуемое (praedicātum)?

- Что входит в состав составного сказуемого?

- В чем отличие в употреблении глагола-связки sum (esse) «быть» в латинском и русском языках?

- В каком падеже стоит именная часть составного сказуемого в латинском языке?

- Каков порядок слов в латинском предложении?

- Почему его называют свободным (нефиксированным)? Чем обусловлен такой порядок слов в латинском языке?

- Что такое прямой порядок слов?

- Какое место в латинском предложении чаще всего занимает сказуемое (или группа сказуемого)?

- Каково обычное место прямого, косвенного дополнений в латинском предложении?

- Где ставится определение, выраженное прилагательным или притяжательным местоимением, в латинском языке?

- Что такое обратный порядок слов, и чем он чаще всего обусловлен?

Задание 7. Переведите предложения из раздела II на стр. 228. Объясните порядок слов предложений; сделайте морфологический анализ глаголов в предложениях 1, 7, 12. Используйте образец (модель) морфологии слова, в котором в строго определенном порядке указываются основные грамматические категории глагола:

спряжение, лицо, число, время, наклонение, залог, исходная (словарная) форма

Например: debēmus – V., II, 1 pl., praes. ind. act. – debeo, debui, debĭtum, debēre.

Обратите внимание на принятые сокращения:

V. – verbum (глагол) как часть речи

II – conjugātio secunda (II спряжение)

1 pl. – persona prima plurālis (первое лицо множественного числа)

praes. ind. act. – praesens indicatīvi actīvi (настоящее время изъявительного наклонения действительного залога)

Задание 8. Выучите лексический минимум на стр.229-231

Задание 9. Уточните, к каким латинским словам восходят следующие дериваты русского языка: номер, фабула, литература, патриот, бестия, мемуары, нигилист, орнамент, лаборант, валюта, инвалид, аудитория, дортуар, доцент, реклама, дебет, монстр.

Задание 10. Запомните латинские изречения, найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Dum spiro, spero.

Haud semper errat fama.

Aquĭlam volāre doces.

Aquĭla non captat muscas.

 

УРОК IV - LECTIO QUARTA

Темы: Praesens indicatīvi actīvi глаголов IIIа и IIIб спряжения. Перфект на –si, с удлинением корневого гласного и с удвоением. Повелительное наклонение (Imperatīvus). Личные местоимения. Возвратное местоимение.

См. §§ 161 стр. 81-83, §§ 168-169 стр. 76-87, §§ 184, 186 стр. 92, 93, §§ 108-109 стр. 59-61

 

Задание 1. Повторите грамматику четырех спряжений глаголов в латинском языке в §§ 157, 158 стр. 79, 80; §§ 168, 169 стр. 85, 86, уточните место глаголов III спряжения в общей парадигме глагольного спряжения.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

- В чем заключается основное отличие глаголов III спряжения от глаголов других спряжений?

- Какое сходство обнаруживается в образовании начальной (словарной) формы глагола от 1 лица единственного числа в Praesens indicatīvi actīvi у глаголов I и III спряжения? Ср.: orno 1, mitto 3, amo 1, scribo 3.

- Что отличает глаголы IIIа и IIIб спряжений?[9]

- Какие параллели можно провести между IIIб и IV спряжением глагола? В чем состоит сходство/отличие?

Задание 3. Повторите основные глагольные формы и способы их образования в §§160-161 стр. 80-82. Ответьте на следующие вопросы:

- В чем состоит основная трудность в запоминании основных форм глаголов III спряжения?

- Как объяснить перфект на –si у глаголов III спряжения?

- Что такое перфект с удлинением корневого гласного? В каком случае он связан с чередованием гласных корня?

- Как объяснить образование перфекта путем удвоения?

- Что такое перфект с простейшей основой?

Задание 4. Сделайте упражнения 1, 2, 3 на стр. 231.

Задание 5. Сделайте классификацию глаголов из лексического минимума (стр. 232-234), разделив их на три группы в соответствии со способом образования основы перфекта:

- перфект на –si;

- перфект с удлинением, чередованием корневой гласной;

- перфект с удлинением корневой гласной.

Задание 6. Ознакомьтесь с теорией повелительного наклонения (Imperatīvus ) в §§184, 186 стр. 92, 93. Ответьте на следующие вопросы:

- Как образуется форма единственного числа (в обращении на «ты») и с чем она совпадает?

- Как образуется форма множественного числа (в обращении на «вы»)? Какую параллель можно провести с русским языком?

- Что означает особая описательная форма для выражения запрещения «nolo + infinitīvus»?

Задание 7. Изучите таблицу склонения личных местоимений §108 на стр. 60, таблицу склонения возвратного местоимения на стр. 61. Ответьте на следующие вопросы:

- В каком количестве были представлены личные местоимения (рronomĭna personalia) в латинском языке?

- Какие местоимения выполняли функцию личного местоимения 3 лица?

- В чем заключается супплетивный характер личных местоимений в латинском и других современных языках? Проведите сравнительный анализ с французским, немецким и английским языками.

- С каким лицом соотносится латинское возвратное местоимение в отличие от русского?

- В чем заключается особенность употребления личных и возвратного местоимений с предлогом cum в таких сочетаниях как mecum, tecum, nobiscum, vobiscum, secum?

Задание 8. Переведите предложения из раздела III на стр. 232 под А. Сделайте синтаксический анализ предложения 6, морфологический анализ частей речи предложения 10.

Задание 9. Выучите лексический минимум раздела III, уточните, к каким латинским словам восходят следующие дериваты в русском языке: структура, рента, акт, актер, агент, прецедент, интервенция, сентиментальный, постскриптум, лектор, коллекция, фактор, дата, диктор, кредит, копия, эгоизм, натура.

Задание 10. Запомните латинские изречения, найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Bis dat, qui cito dat.

Vivĕre est cogitāre.

Qui quaerit, repĕrit.

Epistŭla non erubescit.

Festīna lente!

Nota bene! (=NB)

 

УРОК V - LECTIO QUINTA

Темы: Второе склонение (Declinatio secunda). Особенности II склонения.

См. §§ 34-39 стр. 31-34

 

Задание 1. Подготовьте грамматический материал по заданной теме урока, изучите таблицу II склонения на стр. 32.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

- Существительные какого рода относятся ко II склонению?

- Какие окончания мужского рода имеют существительные II склонения?

- На что оканчиваются существительные среднего рода?

- В чем заключается особенность склонения и употребления существительного vir (муж, мужчина, человек)?

- Какое окончание родительного падежа единственного числа (genetīvus singulāris) указано в словаре у существительных II склонения?[10]

- Какая гласная основы предопределяет другие падежи II склонения существительных? Ср.: abl.sg. – ō; gen.pl. – ōrum; acc.pl. – os.

- Какую особенность при склонении имеют существительные мужского рода, оканчивающиеся на – us?

- В чем состоит разница между двумя формами существительных, оканчивающихся на – er, и как она проявляется при склонении? Ср.: puer, ager.

- Как можно сформулировать общее правило для имен среднего рода независимо от того к какому склонению они относятся?

- Какие одинаковые окончания обнаруживаются у существительных I и II склонений?[11]

- Каковы особенности существительных II склонения filius (сын), locus (место), deus (бог)?

Задание 3. Повторите грамматику II склонения существительных, сделайте упражнения 1, 2, 3 раздела IV на стр. 234-235.

Задание 4. Сделайте классификацию существительных II склонения из лексического минимума IV раздела, распределив их на три группы (существительные на –us, –er, –um).

Задание 5. Переведите предложения на стр. 235 под буквой А. Сделайте морфологический анализ частей речи в предложении 5, синтаксический разбор – в предложении 7. Назовите все существительные среднего рода.

Задание 6. Выучите лексический минимум раздела IV на стр. 235-237, уточните к каким латинским словам восходят следующие дериваты в русском языке: локальный, аграрный, магистр, мастер, мотор, портал, студент, штудировать, такт, танго, трактор, вербальный, вивисекция.

Задание 7. Запомните латинские изречения, найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Elephantum ex musca facis.

Verbum movet, exemplum trahit.

Otium post negotium.

Ignorantia non est argumentum.

Inter arma tacent musae.

Aliēna vitia in ocŭlis habēmus, a tergo nostra sunt.

Lupus non mordet lupum.

 

УРОК VI - LECTIO SEXTA

Темы: Имя прилагательное (Nomen adjectīvum). Прилагательные I и II склонения. Притяжательные местоимения (Pronomĭna possessīva). Причастие прошедшего времени страдательного залога (Participium perfecti passīvi). Причастие будущего времени действительного залога (Participium futūri actīvi). Местоименные прилагательные (Adjectīva pronominalia). Указательные местоимения (Pronomĭna demonstratīva) ille, iste. Определительное местоимение ipse (Pronōmen determinatīvum)

См. §§ 74-77 стр. 49-50; §§208, 209 стр. 101; §220 стр. 105; §§112, 114 стр. 62; §115 стр. 63.

 

Задание 1. Подготовьте грамматический материал по заданной теме урока.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

- Сколько склонений было у латинского прилагательного?

- Какие параллели в обозначении рода можно провести с существительными I и II склонения?

- Как представлены в словаре латинского языка прилагательные I и II склонения?[12]

- Как латинское прилагательное согласуется с существительным?

- В чем состоит особенность согласования таких сочетаний существительного и прилагательного как nauta bonus (хороший моряк), poēta Romānus (римский поэт), Alexander Magnus (Александр Великий, Македонский)?

- Какие местоимения по своим морфологическим признакам относятся к типу прилагательных I и II склонения?[13]

- В чем состоит особенность местоименных прилагательных?[14]

Задание 3. Ознакомьтесь с грамматикой латинских причастий в §§208, 209 стр. 101, §220 стр. 105. Ответьте на следующие вопросы:

- Какая основная форма глагола используется для причастия прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi сокр. ppp)?

- Какие личные окончания добавляются к основе супина для обозначения рода?

- Какие имена существительные образуются от основы participium perfecti passīvi в латинском языке и новых языках?

- Как образуется причастие будущего времени действительного залога (participium futūri actīvi – сокр. pfa), каково его семантическое значение, и как оно переводится на русский язык?

Задание 4. Проведите анализ таблицы склонения местоимений ille, illa, illud; iste, ista, istud; ipse, ipsa, ipsum в §115 на стр. 63. Ответьте на следующие вопросы:

- Чем можно объяснить чрезмерную развитость указательных местоимений в латинском языке?[15]

- В чем состоит семантическая разница между указательными местоимениями ille и iste? Как переводится местоимение ipse?

- Какую морфологическую общность обнаруживают все указательные местоимения?

- Какая особенность указательных местоимений сближает их с местоименными прилагательными?

- Какое значение приобретает указательное местоимение ille в народной латыни? Как оно связано с образованием многочисленных форм личных местоимений 3 лица в современном французском языке?[16] Как оно связано с появлением определенного артикля le, la, les в романских языках?

Задание 5. Сделайте упражнения 1, 2 раздела V на стр. 237.

Задание 6. Переведите предложения под А на стр. 238. Обратите внимание на формы прилагательных, местоимений. Сделайте морфологический анализ прилагательных в предложениях 4, 13,[17] местоимений – в предложениях 15, 19[18].

Задание 7. Выучите лексический минимум раздела V на стр. 238-240, уточните, к каким латинским словам восходят следующие дериваты в русском языке: альтернатива, консилиум, фальшь, грациозный, пролонгация, негоциант, Пульхерия, санитар, санаторий, соло, солист, тотальный, унификация, виза, видеть.

Задание 8. Запомните латинские изречения, найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Alter ego.

Habent sua fata libelli.

Littĕra scripta manet.

Per aspĕra ad astra.

Errāre humanum est.

Vae victis.

Mala herba cito crescit.

Cognosce te ipsum.

Medĭce, curā te ipsum.

УРОК VII - LECTIO SEPTIMA

Темы: Страдательный залог системы инфекта, личные окончания. Praesens indicatīvi passīvi. Инфинитив глаголов в страдательном залоге Infinitīvus passīvi. Синтаксис страдательной конструкции.

См. § 164 стр. 84-85; §170 стр. 87; §189 стр. 93-94; §292 стр. 145-146.

 

Задание 1. Подготовьте грамматический материал по заданной теме урока.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

- Чем отличаются глагольные формы страдательного залога (passīvum) времен системы инфекта от форм действительного залога (actīvum)?

- В чем состоит отличие латинского языка и западноевропейских языков по способу образования страдательного залога?

- Как противопоставляется морфологический (флективный) и аналитический (описательный) способы образования страдательного залога в разных языках?

Задание 3. Проведите сравнительный анализ двух таблиц на стр. 86, 87, демонстрирующих образец спряжения глаголов четырех спряжений в Praesens indicatīvi actīvi и в Praesens indicatīvi passīvi. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие общие черты прослеживаются при спряжении глаголов в настоящем времени действительного и страдательного залогов?[19]

- Как проявляют себя гласные основы глаголов четырех спряжений (ā, ē, ĕ, ī)?

- Чем отличается форма глагола IIIа и IIIб спряжений во втором лице единственного числа (2 sg.) в действительном и страдательном залоге? Ср.: mitt ĭ s (IIIa), cap ĭ s (IIIб)/mitt ĕ ris (IIIa), cap ĕ ris (IIIб).

- Как переводятся глагольные формы в страдательном залоге? Переведите глаголы, приводимые в упр.1 раздела VI на стр.240.

Задание 4. Сделайте упражнение 2 раздела VI на стр. 240, предварительно ознакомившись с правилами синтаксиса страдательного залога в §§292-293 стр. 145-146. Ответьте на следующие вопросы:

- Что обозначает подлежащее в именительном падеже страдательной конструкции? Каким членом предложения оно является в активной конструкции?

- Что или кого обозначает слово, стоящее в аблятиве (Ablatīvus) в страдательной конструкции? Каким членом предложения оно является в активной конструкции?

Ср.: Magister discipŭlos docet.


Discipŭli a magistro docentur.

- В чем заключается разница двух форм аблятива ablatīvus instrumenti (орудия действия) и ablatīvus auctōris (действующего лица)?

- В каком случае употребление аблятива с предлогом а (аb) обязательно?

- В каком случае вместо предлога а употребляется его вариант аb?

Задание 5. Переведите предложения раздела VI под А на стр. 240-241. Сделайте морфологический анализ глаголов в предложениях 4, 12.[20]

Задание 6. Выучите лексический минимум раздела VI на стр. 241-242, уточните, к каким латинским словам восходят следующие дериваты в русском языке: адвокат, вокальный, аппарат, генетика, культура, магнат, армия, кампания, каузативный, эпистолярный, гуманный, модальный, мода, бис, бинокль.

Задание 7. Запомните латинские изречения, найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Nullum pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur.

Tertium non dātur.

Clavus clavo pellĭtur.

Audacia pro muro habētur.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: