Учащиеся должны:
знать:
• типы размножения организмов;
• формы бесполого размножения;
• особенности полового размножения, образования половых клеток на примере млекопитающих, особенности полового размножения растений на примере покрытосеменных;
• сходство и основные различия между половым и бесполым размножением;
• основные периоды эмбрионального и постэмбрионального развития животных;
понимать сущность:
• образования половых клеток у млекопитающих;
• осеменения и оплодотворения у животных;
• особенности двойного оплодотворения у растений;
• партеногенеза как особой формы полового размножения животных;
уметь:
• характеризовать бесполое и половое размножение организмов;
• приводить примеры вегетативного размножения организмов;
• характеризовать закономерности индивидуального развития организмов;
• объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
• использовать приобретенные знания при размножении комнатных, культурных и декоративных растений, разведении домашних животных; для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни (соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний, отказ от вредных привычек и др.);
• самостоятельно находить в различных источниках (в том числе сети Интернет), анализировать, оценивать и использовать информацию о размножении и индивидуальном развитии организмов;
владеть:
• основными терминами и понятиями при описании размножения и индивидуального развития живых организмов;
• основными приемами размножения культурных, комнатных и декоративных растений.
Наследственность и изменчивость организмов (19 ч)
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Понятие наследственности и изменчивости. Изучение наследственности Г. Менделем. Понятие о доминировании, доминантных и рецессивных признаках. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Г. Менделя). Закон расщепления (второй закон Г. Менделя). Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании и их цитологические основы. Понятие аллельных, доминантных и рецессивных генов. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Понятие о множественном аллелизме.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (третий закон Г. Менделя). Цитологические основы закона независимого наследования признаков.
Хромосомная теория наследственности. Понятие о сцепленном наследовании и нарушении сцепления. Понятие о генетических картах хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности.
Генетика пола. Понятие пола. Половые различия. Хромосомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система.
Изменчивость организмов. Роль генотипа и условий среды в формировании признаков. Формы изменчивости: ненаследственная и наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Значение модификационной изменчивости.
Генотипическая изменчивость и ее виды. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Понятие мутации. Мутагенные факторы. Типы мутаций (генные, хромосомные, геномные). Значение генотипической изменчивости.
Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционностатистический, дерматоглифический, биохимические, соматической гибридизации, молекулярногенетические.
Наследственные болезни человека. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия). Хромосомные болезни (синдром Шерешевского — Тернера, синдром полисомии по Ххромосоме, синдром Кляйнфельтера, синдром Дауна). Профилактика, диагностика наследственных болезней; лечение генных болезней.
Демонстрации: живые растения и животные, гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы для иллюстрации закономерностей наследования признаков, живые растения или гербарные материалы для иллюстрации модификационной и мутационной изменчивости; фотографии, иллюстрирующие нормальную и мутантную формы дрозофилы; карты хромосом человека; схемы родословных известных людей; схемы хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений.
Лабораторные работы
4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Практические работы
5. Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание».
6. Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».
7. Решение задач по теме «Наследование признаков, сцепленных с полом».