Требования к результатам учебной деятельности учащихся




Учащиеся должны:

знать:

• типы размножения организмов;

• формы бесполого размножения;

• особенности полового размножения, образования половых клеток на примере млекопитающих, особенности полового размножения растений на примере покрытосеменных;

• сходство и основные различия между половым и бесполым размножением;

• основные периоды эмбрионального и постэмбрионального развития животных;

понимать сущность:

• образования половых клеток у млекопитающих;

• осеменения и оплодотворения у животных;

• особенности двойного оплодотворения у растений;

• партеногенеза как особой формы полового размножения животных;

уметь:

• характеризовать бесполое и половое размножение организмов;

• приводить примеры вегетативного размножения организмов;

• характеризовать закономерности индивидуального развития организмов;

• объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;

• использовать приобретенные знания при размножении комнатных, культурных и декоративных растений, разведении домашних животных; для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни (соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний, отказ от вредных привычек и др.);

• самостоятельно находить в различных источниках (в том числе сети Интернет), анализировать, оценивать и использовать информацию о размножении и индивидуальном развитии организмов;

владеть:

• основными терминами и понятиями при описании размножения и индивидуального развития живых организмов;

• основными приемами размножения культурных, комнатных и декоративных растений.

Наследственность и изменчивость организмов (19 ч)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Понятие наследственности и изменчивости. Изучение наследственности Г. Менделем. Понятие о доминировании, доминантных и рецессивных признаках. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Г. Менделя). Закон расщепления (второй закон Г. Менделя). Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании и их цитологические основы. Понятие аллельных, доминантных и рецессивных генов. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Понятие о множественном аллелизме.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (третий закон Г. Менделя). Цитологические основы закона независимого наследования признаков.

Хромосомная теория наследственности. Понятие о сцепленном наследовании и нарушении сцепления. Понятие о генетических картах хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генетика пола. Понятие пола. Половые различия. Хромосомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система.

Изменчивость организмов. Роль генотипа и условий среды в формировании признаков. Формы изменчивости: ненаследственная и наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Значение модификационной изменчивости.

Генотипическая изменчивость и ее виды. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Понятие мутации. Мутагенные факторы. Типы мутаций (генные, хромосомные, геномные). Значение генотипической изменчивости.

Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно­статистический, дерматоглифический, биохимические, соматической гибридизации, молекулярно­генетические.

Наследственные болезни человека. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия). Хромосомные болезни (синдром Шерешевского — Тернера, синдром полисомии по Х­хромосоме, синдром Кляйнфельтера, синдром Дауна). Профилактика, диагностика наследственных болезней; лечение генных болезней.

Демонстрации: живые растения и животные, гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы для иллюстрации закономерностей наследования признаков, живые растения или гербарные материалы для иллюстрации модификационной и мутационной изменчивости; фотографии, иллюстрирующие нормальную и мутантную формы дрозофилы; карты хромосом человека; схемы родословных известных людей; схемы хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений.

Лабораторные работы

4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Практические работы

5. Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание».

6. Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».

7. Решение задач по теме «Наследование признаков, сцепленных с полом».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: