Общие условия развития техники




Введение

 

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Не прекращавшаяся классовая борьба между рабовладельцами и рабами была движущей пружиной истории рабовладельческого общества, именно эта борьба в конечном итоге определяла облик общества во всех его аспектах (экономику, юридические нормы, быт, нравы, уровень техники и научных знаний, этику, религию, философию, т.е. всю идеологию).

Производство рабовладельческого периода оставалось ручным. Ручными были и орудия труда, а поскольку они по своим размерам, весу, форме соответствовали усилию и руке работника, не произошло существенных изменений и в элементах этих орудий. Основное изменение произошло в материале орудий труда; главным материалом становится железо, а позднее - углеродистая сталь. Осваиваются простейшие приемы термической обработки: закалка, методы поверхностной цементации железа.

В рабовладельческий период охота утратила свое прежнее значение и, несмотря на усовершенствованное оружие, заняла подсобную роль в системе производительных сил общества. Развилась рыбная ловля, чему способствовали разработанный метод постройки судов из отдельны досок и улучшение рыболовных снастей.

Методы воздействия на природу получили значительное развитие. Увеличился ассортимент культивируемых растений: кроме проса, унаследованного от более древних времени, культивировались пшеница, рис, ячмень, масличные: и волокнистые культуры. Основным орудием стал плуг, сначала - деревянный, позднее - с лемехом, обшитым железом. В качестве тягловой силы в течение многих веков использовались рабы. Применение Для пахоты домашних животных, преимущественно волов, было относительно редким: в условиях дешевого рабского труда это было невыгодно.

Развитие производства шло как за счет увеличения числа ремесленников, так и за счет выделения более узких специальностей и профессий. Кузнецы и медники, гончары и шорники, оружейники и мебельщики и др. вовлекли в производство значительное число людей, совершенствовавших инструменты и рабочие приемы своего ремесла. Сохранившиеся орудия, их описания и рисунки показывают, что в рабовладельческий период возникли и применялись: напильники, сверла, резцы, ножницы, ланцеты, пилы, рубанки, коловороты, чеканы и другие ручные инструменты. Повысилась точность обработки, в связи с чем стали применяться измерительные приборы и инструменты): отвесы, угольники, циркули, линейки.

Развитие орудий труда в рабовладельческом обществе протекало в противоречивых условиях. Раб, являвшийся основным производителем материальных ценностей, не был заинтересован в повышении производительности своего труда, не стремился совершенствовать его орудия. Поэтому в главном источнике материальных благ рабовладельческого общества - земледелии и животноводстве, где рабы составляли подавляющее большинство рабочей силы, производительность труда была низкой, рост совершенства орудий труда незначительным. В области ремесленного производства, направленного преимущественно не удовлетворение запросов рабовладельческого меньшинства, постепенно складывалась прослойка свободных ремесленников происходил процесс углублявшегося разделения труда, а вместе с ним совершенствование орудий и технологических приемов. Однако в этой области значительная доля Продукции не являлась предметом широкого потребления, как, например, ювелирные изделия, украшения и утварь Дворцов и храмов и т.п. Значительно большее развитие произошло в области сложных орудий, из которых складывались машины рабовладельческого периода.

Применение рычагов и катков для транспорта тяжелых объектов способствовало созданию колеса, явившегося ценным вкладом в технику, и возникновению комбинированных и усложненных применений принципа рычага в системах с вращательным движением: воротах, блоках, полиспастах. Из комбинации рычага с колесом позднее возникли зубчатые колеса. Для осуществления больших передаточных чисел были найдены самотормозящиеся передаточные парьи: винт и гайка, червяк и червячное колесо. Таким образом, развитие подъемных и транспортирующих машин обусловило возникновение большинства ныне применявшихся механизмов передачи и трансформации механической работы - Широкое использование подъемных устройств, начиная с простых рычагов и кончая сложными подъемными механизмами, вызвало попытку дать первое определение машины римский зодчий Витрувий в книге «Десять книг об архитектуре». Это определение в соответствии с современным ему уровнем развития машин, знавшим только транспортные машины, сводилось к тому, что «... машина есть материальная - совокупность деревянных частей, преимущественно приспособленная к передвижению тяжестей».


Общие условия развития техники

 

Благодаря новым запросам своего времени техника рабовладельческого строя обогатилась рядом неизвестных ранее материалов. Появились стекло, фарфор, мрамор, драгоценные камни, органические и неорганические красители, лаки и др. Золото и серебро, применявшиеся раньше только для изготовления украшений, начинают выполнять функции денег, сначала в форме отдельных кусков металла, позднее в форме вычеканенных монет.

Применение железа дало возможность создать более совершенные орудия для обработки земли и в конечном итоге способствовало увеличению числа сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство обогатилось просом, пшеницей, ячменем и рисом; возникла культура винограда. Началось выращивание оливкового дерева, а также сахарного тростника. Помимо продуктов питания сельское хозяйство начинает доставлять сырье для ремесленного производства: лен, коноплю, папирус (сырье для изготовления бумаги). Расширилось животноводство, поставлявшее ремесленникам шерсть и кожи. Наиболее значительная эволюция произошла в производстве орудий для обработки земли. Заостренная палка или сук заменились плугом, похожим на современный: в нем уже имелись железный лемех и особый резец для разрезания дерна, стали использоваться новые продукты, такие как косметика <https://koxana.com/krasa/tilo/366-kosmzas11.html> и украшения. В ряде рабовладельческих государств климатические условия допускали земледелие только при условии искусственного обводнения земель, что послужило толчком к созданию ирригационных систем, являвшихся в то время жизненно важными сооружениями для многих рабовладельческих государств. Ассуанская водная система, сооруженная на реке Нил в Египте, представляла собой грандиозное сооружение с выложенными камнем водохранилищами, плотинами и отводными каналами и архитектура. на население (храмы, гробницы и т.п.), для украшения жизни элиты (дворцы, сады и т.п.), для строительства сооружений общественного пользования (цирки, театры, стадионы и т.п.). Нелегко представить себе, какой громадный труд нужно было затратить для того, чтобы в целой скале высечь ручными несовершенными орудиями громадный храм с сотнями колонн, барельефов, статуй, сколько труда и человеческих жизней стоило сооружение пирамиды Хеопса в Египте высотой 187 м, которая строилась в течение 6 лет (с 3619 по 3556 г. до н.э.).

Техника и научные знания на самой ранней, восходящей стадии рабовладельческой формации сохраняли еще много пережитков доклассового общества. Возникновение рабовладельческого строя у различных народов датируется по-разному.

У некоторых народов в результате особого сочетания естественногеографических и исторических условий их развития разложение первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческого общества и государства начались очень рано, например в Египте и в Двуречье в период энеолита (IV тыс. до н.э.). У других народов этот процесс совершается в эпоху бронзы - в III - II тыс. до н.э. (на Крите и в Микенах, в Финикии и в Индии) Еще позже складываются рабовладельческие государства в Китае (II тыс. до н.э.) У некоторых народов возникновение первых рабовладельческих государств относится к I тыс. до н.э., к эпохе развитой бронзовой техники и освоения железа. К их числу принадлежат, в частности, племена Закавказья, Средней Азии, Причерноморья. Наконец, у многих других народов рабовладельческий строй вообще не сложился как особая формация, и значительно позже от первобытнообщинного строя совершился переход непосредственно к феодализму.

Рабовладельческие государства еще долгое время существовали наряду с племенными союзами, стоявшими на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Производственные отношения рабовладельческого строя основывались на том, что собственностью рабовладельцев были не только основные орудия и средства производства, но и работники, обращенные в рабство. Рабовладельцу доставался не только весь прибавочный, но и значительная часть необходимого продукта труда рабов, которые могли лишь с трудом поддерживать силы. Смертность среди рабов была огромна, а рождаемость очень низка. Воспроизводство рабов естественным путем оказывалось невозможным, поэтому рабовладельческие государства вели постоянные войны за захват новой рабочей силы. Следует, впрочем, отметить, что в ту эпоху преобладало домашнее рабство. Применялись и другие виды принудительного труда, прежде всего трудовые повинности крестьян и ремесленников.

Но значительное количество трудящихся - крестьян-общинников и городских ремесленников - считали себя свободными. Это особенно относилось к народам, вступившим позднее на путь классовой дифференциации и сохранившим больше традиций периода военной демократии, прежде всего к грекам. Хозяйственному базису уже упомянутых выше древнейших рабовладельческих государств Египта, Двуречья и многих других соответствовала надстройка в виде древней восточной деспотии. Деспотическое государство, являвшееся аппаратом господствующего класса, возглавлялось неограниченным монархом (царем, фараоном) и ведало общественными работами, прежде всего ирригационными. - Устойчивость общинных порядков в странах Северной Африки и Азии была в значительной мере связана с особенностями земледелия того времени, а также с сочетанием промышленности и сельского хозяйства в рамках мелкой общины, благодаря чему община становится вполне способной существовать самостоятельно. Формы эксплуатации трудящихся отличались в то время чрезвычайной жестокостью. Классовое неравенство было грубо откровенным, явным. Но при всем том рабовладельческий строй открывал для развития техники и научных знании большие возможности, чем первобытнообщинный. Совокупность орудий и средств производства, т.е. технический комплекс, древнего рабовладельческого общества относился к ремесленной ступени производства. Она характеризовалась применением ручных орудий, прежде всего металлических, а также сделанных из дерева, кости, рога и камня.

Ручной труд работников производства применялся как в индивидуальной форме, так и в виде простой кооперации труда.

Кооперацией называют форму труда, при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производств. В особенно широких масштабах простая кооперация труда применялась тогда в сельском хозяйстве, строительстве и т.д. Наряду с этим в Древнем Египте и Двуречье возникают мастерские, как правило, с применением принудительного труда, где имеются уже зачатки разделения труда по специальностям. Использование силы животных ограничивалось сельским хозяйством и сухопутным транспортом.

Однако и на последнем главную роль играло применение мускульной силы людей. Отношение к труду и технике. Для наиболее ранней, восходящей стадии рабовладельческого общества, когда были еще живы и заметны традиции первобытнообщинного строя, характерна высокая оценка человеческого труда и тех живых и мертвых орудий, которыми пользуется человек в своем приспособлении к природе. Отношение к труду рабов со стороны свободных слоев населения было достаточно определенным: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим.

К делу его - за работу он сам не возьмется с охотой. Однако в глазах не только трудящихся, свободных от рабства, но даже представителей господствующих классов существование рабского труда вовсе не принижало значение труда вообще. На стенах гробниц египетских вельмож IV-III тыс. до н.э. постоянно создавались изображения представителей самых разных профессий, работающих в хозяйствах знати и жречества. Мы видим литейщиков меди и золотых дел мастеров, плотников и каменотесов, кожевенников и ткачей, гончаров и пекарей, землепашцев и садоводов, охотников и рыбаков непременно в процессе труда, с подробным изображением всех орудий и средств производства. Хотя выполнение этих картин в гробницах и было связано со своеобразными представлениями египтян о загробной жизни, характерно их внимание к производственному процессу, во всех его подробностях, которое проявляли строители подобных погребений.

В этот период рабский труд получает самое широкое применение в различных отраслях производства - в сельском хозяйстве, горном деле, ремесле. Продукты труда рабов не только потреблялись в хозяйстве собственника-рабовладельца, но во все возрастающем количестве поступали на рынок. Иногда рабовладельцы отдавали рабов в наем или аренду. Жестокость эксплуатации рабов возрастала. Если в предыдущий период самыми страшными видами рабского труда считались работы в рудниках и на галерах, то теперь с ними соперничали и многие другие, казалось бы, самые обычные виды труда. Так, например, каторжный характер принял труд рабов на мельницах, где им, обычно в цепях, приходилось вращать жернова наравне со скотом и выполнять другие работы под ударами бичей надсмотрщиков. Вот как описывает условия труда рабов на мельнице известный античный автор II в. н.э. Апулей: «К их числу относилось и большинство народов, населявших территорию нашей страны. Рабовладельческий строй существовал здесь только в Средней Азии, в Закавказье и в причерноморских греческих колониях. В рассматриваемую эпоху рабовладельческий способ производства достиг своего наивысшего развития. Рост общественного производства, развитие обмена и связей между народами, расширение пределов известного тогда мира - все это содействовало достижениям в различных областях науки и искусства. Однако в эту же эпоху начинается упадок рабовладельческого строя. Превращение рабства в господствующую форму эксплуатации приводит к кризису рабовладельческой системы. Растущее обострение противоречий рабовладельческого строя проявляется во всех областях общественной жизни, а в недрах самой рабовладельческой формации возникают элементы новых, феодальных отношений.

В первые века нашей эры в Римской империи и в ряде других стран, например на Дальнем Востоке, рабовладельцы все чаще начинают переводить рабов-земледельцев на положение неполных рабов, имеющих собственное мелкое хозяйство, а потому проявляющих большую заинтересованность в результатах труда, более инициативных и прилежных (колоны в Римской империи, аншахрики в Армении и т.д.).

С другой стороны, свободные земледельцы постепенно закабаляются. Прежнее резкое различие между свободным крестьянином и рабом стирается, поскольку первые опускаются, а вторые поднимаются до положения крепостных. Ликвидация рабовладельческого строя происходила в различных конкретных формах в Западной и Восточной Римской империи, в рабовладельческих государствах Закавказья и Средней Азии, в Индии и Китае. Отношение со стороны господствующих слоев к рабам было всегда бесчеловечным - ив Египте, и в Вавилоне, и в других государствах Часто в том же помещении, где мололи черно, устраивали и пекарню. древности. Но только в рассматриваемую эпоху этот взгляд на рабов получил теоретическое обоснование в трудах греко-римских и некоторых других авторов. Великий античный мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.) считал необходимым обращаться с рабами заботливо. Однако и он рассматривал рабство как явление естественное. По его мнению, определенным категориям людей «прирождено» быть рабами. Необходимость рабства Аристотель оправдывал отсутствием самодействующих орудий труда. «Если бы каждое орудие могло выполнять свойственное ему дело само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая, как рассказывают это о статуях Дедала, или как те треножники Гефеста, которые, по словам поэта, сами собою входили в собрание богов, если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры' сами играли на кифаре, то тогда зодчим при постройке дома не нужны были бы помощники, а господам - рабы». Но Аристотель не верил в осуществимость такой мечты и не видел путей к ограничению рабства, кроме мирной внешней политики государств. Он был против насильственного обращения свободных людей в рабство посредством войн: Три с лишним века спустя римский писатель Варрон (II - I вв. до н.э.) полностью отказывал рабам в признании за ними каких-либо прав и даже не допускал мысли об ограничении или смягчении рабства. Рассматривая сельскохозяйственные орудия производства, Варрон разделил их на три категории: «орудия говорящие (instrumentum vocale), орудия, имеющие голос (semivocale), и орудия немые». К первым он отнес рабов, ко вторым - волов, к третьим - хозяйственный инвентарь. С одной стороны, такой подход к рабскому труду исключал предоставление рабу какой-либо инициативы в производственном процессе, с другой - приравнивание рабов к животным делало унизительным сам труд, особенно физический. Этот процесс рано получил идеологическое отражение в трудах некоторых античных философов.

Так, например, Платон (V - IV вв. до н.э.) пренебрежительно высказывается не только о «рабах, выполняющих труд рабов», но и о «кузнецах или каких-либо других ремесленниках», «гребцах на триерах» и т.д., противопоставляя их «доблестным и достойным» представителям правящего класса. Однако тот же Платон - говоря в своих философских произведениях о божественной творческой силе, создавшей весь мир, дает ей имя демиурга. Слово это имело в греческом языке несколько значений. Демиургами назывались свободные ремесленники, живущие трудом своих рук. Но вместе с тем оно обозначало знатока, мастера, творца. Нельзя забывать о тесной связи античного ремесленного производства с изобразительными искусствами. Литейщик статуй, ювелир, мастер по изготовлению керамических изделий или стеклянных сосудов были не только ремесленниками, но и художниками. Традиция, по которой жены и дочери высшего круга занимались ткачеством, прядением и прочими рукоделиями, сохранялась долго. Для этого в атрии (внутреннем помещении) богатых городских домов стояли ткацкий станок и другие орудия труда. Еще большим почетом пользовался земледельческий труд. Вплоть до конца

Римской республики личное участие хозяина в сельскохозяйственных работах считалось правилом хорошего тона. Во времена Римской империи положение изменилось. Ткацкий станок был убран из атрия, превратившегося в залу для парадных приемов. Владельцы поместий очень интересовались организацией сельскохозяйственных работ, однако организовать их должны были виллик (управляющий) и надсмотрщики. И все же в Римской империи, как и во многих других рабовладельческих государствах того периода, старинные традиции уважения к творческому труду, особенно если он связан с искусством, были достаточно прочны. К тому же трудовые подвиги были воспеты во многих официальных языческих культах, во всех известных преданиях и легендах. Изобретательство, особенно если оно было связано с военным делом, всегда оставалось уважаемым занятием и в греко-римском мире, и на эллинистическом Востоке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: