Экономическая основа рабовладельческого общества




Рабы составляли основную массу рабовладельческого общества. Например, в древних Афинах было 365 тысяч рабов и только 90 тысяч свободных. На каждого гражданина мужского пола приходилось по меньшей мере 18 рабов. Рабовладельцы составляли незначительное меньшинство общества. Но они имели в своей частной собственности основные средства производства - землю, имения, мастерские, орудия труда и в том числе самих трудящихся - рабов. Вот почему рабовладельцы были господствующим классом общества. Экономической основой рабовладельческого общества и государства была частная собственность на орудия и средства производства, в том числе и на рабов. Отношения людей при производстве жизненных средств состояли в том, что класс рабовладельцев угнетал, эксплуатировал класс рабов.


Ремесло

 

Только в результате широкого использования железа в производстве ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства. С отделением ремесла от земледелия создаются предпосылки производства непосредственно для обмена.

Основу ремесленного производства в Греции составляли мастерские - эргастерии. Как правило, в таких мастерских работало от 3 до 12 рабов. Во главе мастерской стоял или рабовладелец, или надсмотрщик из рабов. Лишь в IV тыс. до н.э. существовали эргастерии, объединявшие несколько десятков рабов. Разделения труда внутри мастерской не было: как правило, изготовление готового продукта от начала до конца было делом рук одного работника. Однако в гончарных мастерских в VI в. до н.э. наблюдалось разделение труда: формовка, обжиг посуды осуществлялись разными мастерами.

Следствием технической революции, вызванной широким распространением железа, прежде всего, явилась дифференциация ремесленного производства и высокий уровень изготовления ремесленного инструмента. Наряду с рабами в ремесленном производстве в Древней Греции и в Риме трудились свободные ремесленники.

Высокого уровня достигло кузнечное ремесло. В кузницах стоял горн с ручными двойными воздуходувными мехами. Центральное место занимала железная или бронзовая наковальня. Кузнецы пользовались молотами, клещами, топорами, шарнирными щипцами, зубилами, тисками, сверлами. В VIII в. до н.э. кузнец Главк из Хиоса изобрел способ паяния железа; до этого времени использовали клепку.

При обработке меди и бронзы применяли следующие операции: литье, ковку, штамповку, чеканку, гравировку, инкрустацию, паяние, волочение, серебрение и золочение. В первых веках нашей эры в римских мастерских для обработки металлических поверхностей стали использовать наждак. Наряду с известными ранее цветными металлами и сплавами - медью, золотом и серебром - вошли в употребление латунь и сурьма.

Высокое мастерство было достигнуто в литье бронзы. Известно изображение литейной мастерской на чернофигурной вазе VI в. до н. э. В мастерской находилась плавильная печь со специальной камерой, отделенной от топки; большой глиняный сосуд с металлом помещали в эту камеру для плавки. По восковой модели отливали художественные изделия. В конце VI в. до н.э. впервые применяют полое литье при отливке крупных бронзовых статуй. Примером высокого уровня ремесленной техники может служить сооружение в III в. до н.э. гигантской статуи бога Солнца на о-ве Родос. Железный каркас статуи был установлен на массивном пьедестале; затем на этот каркас монтировали по частям бронзовый покров статуи. Эта статуя высотой 35 м получила название «Колосс Родосский» и позднее была причислена к «семи чудесам света».

 

Развитие горного дела

 

В Древней Греции и Риме довольно широко велась добыча полезных ископаемых, так как для строительства городов, дорог, систем водоснабжения, для удовлетворения спроса ремесленного производства требовалось большое количество металла и строительного материала. Условия труда в горном деле были чрезвычайно тяжелыми, поэтому применяли исключительно рабский труд; на отдельных рудниках работало свыше тысячи рабов. Наиболее известны в Греции Лаврийские рудники, в них добывали свинцовый блеск, из которого выплавляли свинец. От эпохи эллинизма до нас дошло описание золотых рудников Нубии. На территории современной Греции, Югославии, Испании имелись хорошо организованные большие рудники, каторжный труд многочисленных рабов обеспечивал Рим железом, медью, серебром и золотом.

При добыче пользовались кайлом, зубилом, ломом, кувалдой, клином транспортировали руду на поверхность вручную в корзинах или кожаных мешках, которые служили также для вычерпывания воды. В штольнях выкладывали ступеньки. В VI-V вв. до н.э. руду поднимали в бадьях с помощью ручных воротов. В V в. до н.э. начинается шахтная разработка руды. Отдельные шахты достигали глубины 120 м. Вентиляция в шахтах происходила естественным образом, но иногда приходилось устраивать специальные вентиляционные галереи. Горные выработки освещались небольшими глиняными лампами, в которые наливали масло. Светильники устанавливали в специальных нишах. В больших количествах добывали мрамор, особенно в VI-V вв. до н.э. Известны открытые разработки мрамора близ Афин на Пантеликоне и подземные на островах Пароса и Наксоса. Мрамор вынимали либо в виде прямоугольных блоков, либо в виде кусков неправильной формы в зависимости от структуры слоев. Эти глыбы мрамора обрабатывали при помощи зубила и кувалды, а затем грубо стесывали долотом с заостренным лезвием

 

Строительная техника

 

С широким распространением железных инструментов начинается расцвет греческой архитектуры и строительства. Греческим зодчим принадлежит одно из важнейших достижений архитектуры - создание ордера (закономерной системы архитектурных форм): дорического, ионического коринфского.

В классический период Древней Греции (V-IV вв. до н.э.), вовремя возвышения Афин, разрабатываются приемы гармонической соразмерности отдельных частей зданий. Это время расцвета греческого искусства. Создаются такие шедевры мирового искусства, как афинский акрополь Парфенон, храм Бескрылой победы и др. Парфенон был возведен в 447-438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом под руководством греческого скульптора Фидия. В IV в. до н.э. в Эпидавре был построен театр - один из лучших памятников строительной техники. Под воздействием греческой культуры римляне переняли ордерную систему. В VI-I вв. до н.э. в строительной технике широко распространяются арочные и сводчатые конструкции, воздвигаются крупные общественные здания. Был построен гигантский амфитеатр Колизей длиной 187,5, шириной 156,7 и высотой до 46,6 м, вмещавший до 90 тыс. человек. Из сооружений, в которых римляне достигли большого искусства, известны огромных размеров стадион на Марсовом поле, дворец Флавиев, арка Тита с двумя триумфальными рельефами. Из памятников нельзя не упомянуть знаменитый маяк (известный как один из «семи чудес света»), сооруженный из белого мрамора в 283 г. до н.э. на о-ве Фарос у входа в Александрийскую гавань [17]. Фаросский маяк представлял собой трехэтажную башню высотой 120 м. Она служила не только маяком, но и защищала от вторжения вражеских кораблей вход в порт; внутри башни размещался большой гарнизон. Нижняя часть башни, построенная из известняка, имела квадратное сечение с длиной сторон 30,5 м; второй этаж представлял собой восьмигранник; в верхнем этаже цилиндрической формы горел огонь маяка. По винтообразной рампе горючее для маяка поднимали на ослах. В нижней части башни находился огромный резервуар с запасом питьевой воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: