Методологические принципы (Ананьев Б.Г)




Понятие антропологического принципа не имеет четкого определения, указывается на стремление объяснять социальную и даже физическую действительность, исходя из природы человека, в ней видят высший продукт развития всей материи. Антропологический принцип отстаивает самоценность человека, его психофизиологическую целостность, его духовность и активность.

Антропологический принцип, перенесенный из философии в психологию, открывает новую перспективу изучения психики. Следуя ему, можно изучить сложную гетерогенную структуру человека, в которой свое место находит и его психологическая структура. Соответственно раскрывается многофакторная (или системная) детерминация отдельного психического и поведенческого явления и развития личности в целом. Антропологический принцип дает объемное видение психических явлений в контексте целостного человека и его мира. Антропологический принцип Б. Г. Ананьев (подобно В. М. Бехтереву) напрямую связывал с комплексным подходом и содержательно обосновывал его. Комплексный подход был адекватным средством изучения многоуровневой и разнородной целостности, каковой является природа человека — носителя психики.

Сказанное выше еще весьма схематично характеризует антропологический подход Б. Г. Ананьева к предмету психологии. Далее мы попытаемся конкретизировать его суть через анализ других принципов и сторон концептуальной системы ученого. Но прежде обратим внимание на отношение Б.Г.Ананьева к представителям философского антропологизма, особенно к тем, которые являлись для него идейными предшественниками.

Вторым основополагающим принципом в концепции Ананьева явился хорошо известный советским психологам принцип отражения. В школе Ананьева он был востребован в максимальной степени при разработке проблемы чувственного отражения. Третий профилирующий принцип — генетический, точнее, развития. Он последовательно применялся ученым в разных исследованиях и был наиболее полно реализован в его проекте онтопсихологии.

Выделяя указанные принципы — отражения, антропологический и генетический (принцип развития), мы далеки от мысли сводить к ним всю методологию Ананьева, но методологический профиль его концептуальной системы определялся именно ими5..

Подходы к интерпретации этого принципа определяют своеобразие концептуальных систем, принадлежащих разным ученым. В «формуле» детерминизма С.Л.Рубинштейна «внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия» (Рубинштейн 1973: 241) главное внимание психологов привлекает природа внутренних условий, т. е. природа самого субъекта. С. Л. Рубинштейн и другие раскрывали суть внутренних условий через понятие о личности. Отсюда возник принцип личностного подхода как конкретизация принципа детерминизма, в той его части, которая касается внутренних, «преломляющих» условий.

В научной литературе были названы генетический и системно-структурный принципы как наиболее характерные для Б.Г.Ананьева (Палей 1976).

Такой ход мысли нередко расценивается как редукционизм, отрицание самостоятельности психики, сознания, их онтологического статуса. Ананьев же полагал, что определенная редукция для психологии неизбежна, поскольку сама психическая реальность вторична, зависима от материи, поскольку она по содержанию есть отражение материи и по происхождению — ее продукт и ее свойство. При этом он вовсе не отрицал наличие собственно психологических закономерностей и самостоятельного статуса психологической науки. Просто в поисках закономерностей детерминации психического надо идти до конца, к его материальному основанию — человеку как субъекту, многоуровневая структура которого завершается сознанием.

Особенностью теории ощущений и конкретных исследований Ананьева является охват сенсорики во всех известных ее модальностях. Ананьев рассматривал как феномены чувственного познания не только зрительные, слуховые, тактильные, мышечные ощущения, но и болевые, интероцептивные, температурные и др.

Ощущения выполняют не только функцию отражения, но также регуляции и ориентации. «Сенсорно-перцептивные процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся, видимо, к коренным феноменам жизнедеятельности, связанными с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития личности (Ананьев 1977: 51)7. Это означает, что ощущения являются первичным и необходимым элементом в структуре человека как живого, познающего и действующего существа. Такой взгляд объединяет сенсуализм с антропологическим принципом в концептуальной системе Ананьева, подобно тому как это было в истории философии (Л. Фейербах). Но в отличие от старых сенсуалистов Б. Г. Ананьеву удалось избежать редукции всего богатства личности к ощущениям, чувственности, что стало возможным путем последовательного и глубоко осознанного применения принципа развития.

Принцип развития органичен для всей научной системы Ананьева. Он пронизывает все ее разделы, включая теоретические представления о психических процессах и концепцию индивидуальности. Действие других принципов нельзя представить вне развития. Так, процессы психического отражения выступают как временная их развертка — актуалгенез с участием перцептивных, мне-мических, логических действий. Ощущения, восприятие, память, мышление и все другие процессы несут на себе печать исторического времени. С другой стороны, эти процессы зависят от возрастной и биографической фазы жизни человека. Человек, его полисистемная структура предстает как продукт и причина собственного развития в онтогенезе и на жизненном пути.

Принцип единства сознания и деятельности, по мнению Б.Г.Ананьева, «...имеет методологическое значение как в том смысле, что определяет объективную познаваемость субъективного, так и в том, что указывает на возможность генетического исследования различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности» (Ананьев 1977: 156). Сознание — отражение объективной действительности, и деятельность — ее преобразование являются атрибутами субъекта. «Функционирование и само становление сознания понятно только как характеристика регулирования деятельности, практического взаимодействия человека с внешним миром» (Там же: 175). Жизненный и биологический смысл психики как раз и состоит в регулировании жизнедеятельности, поведения и деятельности на основе отражения и ориентации. Деятельность — необходимое звено в детерминации психического.

В концептуальной системе Б.Г.Ананьева деятельность субъекта рассматривается как субъектная, т.е. принадлежащая субъекту и им определяемая детерминанта психического. В формуле детерминизма «сбалансированы» принцип отражения, с одной стороны, а с другой — антропологический и принцип деятельности8. На основе процессов отражения объективной действительности возникают психические состояния и устойчивые свойства, составляющие психологическую структуру личности. Актуальное взаимодействие субъекта с объектом преобразует психофизиологические

Психические процессы, структуру личности и их развитие Б. Г. Ананьев рассматривал системно и комплексно. В его трудах принцип системности-комплексности проводился по отношению к различным психическим явлениям, начиная сенсорно-перцептивными и кончая индивидуальностью. Реализацию методологических принципов в их взаимосвязи в исследованиях Б. Г. Ананьева можно проследить по основным блокам его концептуальной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: