Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновации можно представить как общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, техники и позволяет получить прибыль.
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе фирмы, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.
Классификация инноваций:
1. Область применения: - управленческие; - организационные; - социальные; - промышленные.
2. Этапы НТП, результатом которого является инновация: - научные;
-технические; - технологические; - конструкторские; - производственные; - информационные.
3) Степень интенсивности инновации: - равномерная; - слабая; - массовая.
4) Темпы осуществления инноваций: - быстрые; - замедленные; - затухающие; - нарастающие; - скачкообразные.
5) Масштабы инноваций: - трансконтинентальные; - транснациональные;
- региональные; - крупные; - средние; - мелкие.
|
6) Результативность: - высокая; стабильная; - низкая.
7) Эффективность: - экономическая; - социальная; - экологическая; - интегральная.
8) По степени значимости в экономическом развитии: - интегрирующая;
- базисная; - улучшающая.
9) По характеру удовлетворяемых потребностей: - ориентированные на существующие потребности; - ориентированные на формирование новых потребностей.
10) Причины возникновения: - реактивные; - стратегические.
11) По степени новизны: - радикальные; - инкрементальные
Инновационный лаг -
это период между появлением новшества и воплощением его в инновацию.
Среди ключевых свойств рассматриваемой предметной области мы выделили понятие инновационного лага, поскольку критерий продолжительности проникновения новшества на рынок важен. Данный параметр играет одну из ключевых ролей с позиции эффективности и результативности инноваций. Инновационная деятельность циклична и одновременно может присутствовать в бизнесе в нескольких параллельно реализуемых фазах. Вместе с тем, последовательность действий носит типовой характер и предполагает этапы формирования замысла, создания новшества, мероприятий по его внедрению (включая производство) и рыночному проникновению (в т.ч. сбыт). Такая последовательность именуется инновационным процессом. Ниже вашему вниманию представлена модель инновационного процесса с позиции стадий его жизненного цикла.
У инновационного процесса есть несколько особенностей.
1. Наличие больших и малых циклов реализации, поскольку природа процесса носит параллельно-последовательный характер.
|
2. Инновационный процесс имеет проектную природу, исходя из его целенаправленности, уникальности, ресурсной и временной ограниченности.
3. Выделение двух больших фаз процесса: создание новшества под инновационные цели и коммерциализация инновации.
Фазы и этапы инновационного процесса переплетены, но есть вехи, которые позволяют с той или иной степенью достоверности определять происходящие качественные изменения в ходе внедренческого инвестиционного проекта. Как у любого инвестиционного мероприятия, у инновационного проекта имеются предынвестиционная, инвестиционная и постынвестиционная стадии. С позиции динамики проектных денежных потоков вехи делятся на следующие события:
· выдача и принятие идеи новшества;
· запуск инновационного проекта;
· смена знака CF проекта с отрицательного значения на положительное (начало отдачи от осуществленных инвестиций);
· начало отрицательного прироста денежных потоков от реализации инновационного продукта;
· закрытие проекта и вывод продукта с рынка.
· Под инновационным лагом в методологии понимают разные промежутки времени между обозначенными выше вехами. На мой взгляд, инновационный лаг – это период между стартом инвестиционно-инновационного проекта создания новшества и его вывода на рынок как продукта и точкой возврата инвестиций. Лаг – параметр результативности нововведения. Чем он короче, тем больше времени и компании будет на получение сверхприбылей, и, выражаясь терминологией Чана Кима, тем дольше “век” стратегии голубого океана, возможность реализации которой получает бизнес.
Немаловажен и другой блок вех, привязанных к процессу коммерциализации новшества, среди которых выделяются:
· старт продаж, которые могут начаться до этапа промышленного производства (вспомните предварительный заказ, да и тот же краудфандинг);
· точка перелома от вялых продаж до «взрывного роста»;
· точка первичного насыщения продаж и перехода к ее стабилизации;
· точка начала отрицательного прироста продаж;
· точка закрытия проекта