1. Созидательный этап экономических преобразований Казахстана и их результаты.
2. Новые возможности Казахстана. Государственная программа индустриально-инновационного развития и её реализация.
3. Влияние на развитие Казахстана новой экономической политики «Нурлы Жол - путь в будущее» и программы «Пять институциональных реформ: 100 шагов».
4. Значение для Казахстана проведение «ЭКСПО-2017».
Развитие Казахстана за период суверенитета характеризуется масштабными и коренными преобразованиями социально-экономической системы страны. Так за 10-13 лет в области экономической реформы были достигнуты следующие результаты:
1. в основном преодолены негативные последствия распада СССР и административной системы хозяйствования;
2. в основном завершено формирование нормативно-правовой базы;
3. в процессе разгосударствления и приватизации сформировалась экономика смешанного типа и создан достаточно развитый частный сектор, ныне в частном секторе производится более 70% ВВП страны;
4. в основном достигнута устойчивая стабилизация в финансовой сфере государства в области государственных финансов, курса национальной валюты, устойчивости и ликвидности банковской системы и т.д.
Вместе с тем, реформы в экономической сфере протекали неоднозначные и ощутимых конечных результатов не принесли. Казахстану пришлось пережить ряд кризисов. Кризис экономического роста и инфляционный кризис, платежный кризис, инвестиционный кризис.
За этот период экономическая реформа Республики Казахстан прощла несколько этапов.
Первый этап охватывает период 1992-1993 гг. т.е. от начала коренного реформирования экономики до введения собственной национальной валюты. На этом этапе происходило трансформация собственности путем проведения разгосударствления и приватизации, углубление финансовой дестабилизации т.е. невиданный рост инфляции, имело место гиперинфляция, которая обесценила накопления населения, произошел спад производства во всех отраслях народного хозяйства. В этот период макроэкономическая политика определялась Россией, т.е. экономика республики полностью зависела от России.
|
Второй этап рыночных преобразований охватывает 1993-1997 гг., когда республика ввела национальную валюту и начала формировать собственную макроэкономическую политику. Этот этап характеризуется созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогооблажения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, развития рынков и рыночной инфраструктуры.
Главным результатом второго этапа реформы стала принципиально новая экономическая политика в результате которой, процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер. Основными элементами новой экономической политики является:
1. Либерализация экономики на основе государственной регламентации хозяйственной деятельности, либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия страны для иностранного капитала. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования и т.д.
2. Формирование основ многоукладной экономики с преобладанием частного сектора. Завершился процесс приватизации и разгосударствления, происходило развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение необходимых условий для здоровой рыночной конкуренции.
|
3. Развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры. Была создана основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов.
4. Создание относительно равновесного потребительского рынка. В процессе реформы достигнута в относительно короткие сроки сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке. По большинству товаров потребительского назначения предложение стало превышать платежеспособный спрос. Однако, этот процесс был обусловлен в этот период не столько ростом внутреннего производства, сколько инициативностью импорта и снижением платежеспособности большей части населения из-за обесценения сбережений, остановки производства и нового повышения потребительских цен.
5. финансовая стабилизация. Произошло снижение темпов инфляции, последовательное наращивание золотовалютных резервов го- Н 1^тоя Пооявились положительные тенденции в отношении сальдо сударства. внешнеторгового оборота, наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.
Если эти пять элементов экономической политики можно отнести к достижениям, то на втором этапе реформы экономики возникли и проблемы, это:
1. существенный спад производства повлекло за собой обострение проблем в социальной сфере. Так реальные денежные доходы населения за 1991-1996 гг. снизились в 5 раз;
|
2. произошло значительное расслоение населения по уровню доходов, разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченных слоев населения колебался (в зависимости от подходов к оценке) в интервале 11-30 раз, что превышало пороговый (10 кратный) показатель, принятый в мировой практике;
3. обострились проблемы занятости. Численность безработных, состоящих на учете в 25 раз превышала потребность в работниках, заявленную в службы занятости страны;
4. платежный кризис, обусловленный комплексом взаимодействующих факторов, в том числе, и прежде всего, плохим финансовым состоянием предприятий, исчерпавших свои оборотные средства и не имевших возможности получить необходимые им кредитные ресурсы;
5. углублялись проблемы в инвестиционный сфере.
Все же казахстанские экономисты считают, что несмотря на наличие существенных проблем второй этап реформирования экономики заложил основу для стабилизации и формирования положительных макроэкономических тенденций на третьем этапе.
Третий этап реформирования экономики начинается с 1997-2000 гг. На этом этапе происходит рост ВВП, промышленного производства, объемов инвестиции и других важнейших показателей. Однако положительная динамика развития экономики была существенно замедлена произошедшим в эти же годы мировым финансовым кризисом. Так кризис начавшийся в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, к 1998 г. дошел до сии и негативно повлиял на экономику Казахстана.
За множество шагов, осуществленных на 3-ем этапе можно выделить дующие меры макроэкономического уровня:
1. проведение пенсионной реформы;
2. совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;
3. принятие комплексных мер по поддержке отечественных товаропроизводителей;
4. углубление реформ в финансовой сфере;
5. принято решение о формировании Национального фонда РК позволяющего снизить зависимость страны от неблагопрятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков.
Со второй половины 1999 г. казахстанское общество находится на стадии экономического роста, что сказывается на макроэкономической стабилизации, стабильном росте инвестиции в экономику, создании национального фонда Казахстана и банка развития Казахстана, на государственной поддержке развития отраслей обрабатывающей промышленности.
Четвертый этап начинается с 2003г. и характеризуется началом успешного функционирования институтов рыночной экономики. Образован и набирает силы частный сектор экономики, налоговое, торговое и инвестиционное законодательство. Все это обеспечивает свободное продвижение товаров и капитала. В 2003 г. ВВП возрос по сравнению с 2000 г. на 13%. Улучшались социально-экономические показатели так в 2003 г. по сравнению с 2000 г. объем промышленной продукции возрос на 13,5%, валовая продукция сельского хозяйства на 14,7%, розничный товарооборот на 13,3%. Уровень инфляции в 2003 г. был самым низким за все годы независимости Казахстана - 6,4%. Начиная с 2002 г. общее развитие мировой экономики осложнилось, так как конъюнктура мировых товарных рынков оказалась неблагоприятной. В современном мире, когда идет процесс интеграции и глобализации, регрессивные тенденции в мире оказывают заметное влияние на ситуацию в республике.
Республика обладает большим природным и экономическим потенциалом, что позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Однако наряду с развитием сырьевых отраслей необходимо наращивать производство конкурентоспособных конечных продуктов, ускорить развитие обрабатывающих отраслей. К числу приоритетных отраслей выдвигаются транспортно-коммуникационный, финансовый секторы, геолого разведка и машиностроение.
Ведется большая работа по вступлению Казахстана в ВТО, усиливается интеграция с Евроазиатским экономическим и Центрально-Азиатским Союзами
Мировой опыт свидетельствует, что в переходный период необходимо эффективное участие государства в решении социально-экономических задач. В стратегическом плане развития РК до 2010 г. отмечено, что на нынешнем этапе развития страны только государство может явиться "локомотивом" модернизации экономики.
Основными целями Стратегического плана развития РК в сфере экономики является:
1. преврашение государства в "локомотив" экономического роста;
2. создание и выведение крупных компаний с участием государства на региональный и по возможности, мировой уровень;
3. экономическая экспансия в регионах СНГ.
В связи с этим государство должно широко использовать следующие сферы регулирования социально-экономического развития страны:
1. четкое распределение функций центральных и местных органов власти;
2. предоставление самостоятельности местным органом государственного управления в пределах компетенций, установленных законодательством;
3. контроль государства за основными социальными сферами через совершенствование бюджетной сферы.
В ближайшие три года в соответствии со Стратегическим планом развития РК, главными задачами Правительства является:
v обеспечение качественного роста уровня жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития;
v повышения уровня сбалансированности экономики;
v активизация движения капитала и накоплений;
v укрепление экономической безопасности и снижения системных рисков;
v преодоление колебаний мировой конъюнктуры.
2.
Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была утверждена Указом Президента Республики Казахстана №874 от 1 августа 2014 года.
Цель программы – стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.
Ключевыми задачами программы являются:
- опережающее развитие обрабатывающей промышленности;
- повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;
- расширение рынков для реализации несырьевых товаров;
- увеличение продуктивной занятости;
- придание нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров;
- стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности
В результате реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития к 2019 году Казахстан должен достичь следующих экономических показателей:
- прирост объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% в реальном выражении;
- рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении;
- рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;
- рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза;
- снижение энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;
- рост занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.
«100 конкретных шагов» - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
«100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой ЗАПАС ПРОЧНОСТИ, который позволит уверенно ПРОЙТИ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ, НЕ СБИТЬСЯ С ПУТИ реализации Стратегии-2050 и УКРЕПИТЬ КАЗАХСТАНСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.
План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых - «ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ», А НЕ СГЛАЖИВАНИЕ ИХ «ВНЕШНИХ СИМПТОМОВ».
5 ПРЕЗИДЕНТСКИХ РЕФОРМ:
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
НАЦИЯ ЕДИНОГО БУДУЩЕГО
ТРАНСПАРЕНТНОЕ ПОДОТЧЕТНОЕ ГОСУДАРСТВО
МЕХАНИЗМЫРЕАЛИЗАЦИИ
Оперативно СОЗДАНА НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ по модернизации при Президенте страны, в составе которой ПЯТЬ РАБОЧИХ ГРУПП, состоящих из отечественных и зарубежных экспертов. Национальная комиссия должна осуществлять СОГЛАСОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЭТАПНОЙ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПЯТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ. Она обеспечит эффективное взаимодействие государственных органов, бизнес-сектора и гражданского общества. Национальная комиссия должна ПРИНИМАТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЯТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПЛАНЫДЕЙСТВИЙ. Ее предложения будут утверждаться Президентом страны. Во исполнение утвержденных решений будут оперативно ПРИНИМАТЬСЯ ЗАКОНЫПАРЛАМЕНТОМ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. Эффективность реализации ключевых инициатив министрами и акимами будет строго ОТСЛЕЖИВАТЬСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ. При Нацкомиссии необходимо сформировать МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ИЗ ЧИСЛА АВТОРИТЕТНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Данный совет будет вырабатывать рекомендации и осуществлять НЕЗАВИСИМЫЙ СИСТЕМНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ реализации реформ. Рабочим органом Национальной комиссии необходимо определить КАНЦЕЛЯРИЮ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Напомним, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года.