Проведение ревизии материальных запасов в ПАО «Новатек»




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Инвентаризация была одним из первых и долгое время основным учетным приемом. Еще в Египте в 3400-2980 гг. до н. э. каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества. Лишь во втором тысячелетии прерывная (дискретная) инвентаризация заменена текущим (перманентным) учетом, целью которого была проверка достоверности получений и выдачи серебра, хлеба и т. д.

В Китае к VII-XIII веках н.э. сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. Поэтому только высшая администрация имела представление о реальном положении дел.

Инвентаризация – важный процесс, который позволяет контролировать остатки ТМЦ, основных средств, финансов на предприятии. Мы расскажем, какие виды инвентаризации бывают максимально подробно.

Инвентаризация – один из методов оценки имеющегося имущества в бухучете, который представляет собой проверку ТМЦ, ОС, финансов на предприятии, их состояние. Процесс проведения представляет собой сравнение фактического наличия имущества с тем, что указано в документах. Другими словами, эта проверка является одним из самых действенных способов для контроля сохранности имеющегося в компании имущества.

Объект исследования – бухгалтерский учет на предприятии.

Предмет исследования – инвентаризация материальных запасов в системе бухгалтерского учета.

Цель работы – изучить особенности ревизии материальных запасов на примере ПАО «Новатек».

Задачи работы:

- изучить исторические аспекты проведения инвентаризации;

- рассмотреть современное состояние инвентаризации на предприятии;

- рассмотреть особенности проведения инвентаризации;

- изучить виды инвентаризации;

- рассмотреть особенности бухгалтерского учета результатов проведения инвентаризации.

Источниковой базой исследования стали: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Нормативная документация по ведению бухгалтерского учета на предприятии, а так же труды таких авторов как Алексеева, Г.И., Астаховский, В.П., Бабаев, Ю.А., Протасов В.Ф. и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

1. Теоретические аспекты, экономическая сущность и классификация инвентаризации материальных запасов

1.1 Понятие инвентаризации и историческое развитие ревизионной деятельности

В основе бухгалтерии древнего мира лежал учет фактов, основанный на инвентаризации и прямой регистрации имущества. С появлением косвенной регистрации объектов учета с применением первичных документов учетные сведения и фактическое положение дел перестали быть адекватными. Бухгалтерия становится только вероятной, а инвентаризации только указывают на репрезентативность информации.[14, c.55]

В середине XIX века бухгалтерский учет стал восприниматься как наука. Зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них, основанная на документах.[15, c.98]

Итальянский ученый д’Альвизе сформулировал восемь общих принципов бухучета. Первый из них — достоверность: регистрация фактов хозяйственной жизни должна быть адекватной самим фактам; отсутствие достоверности порождает хаос. Контроль достоверности обеспечивается инвентаризацией, бухгалтерской процедурой, осуществляемой в целях управления предприятием.

Первый идеолог и теоретик аудита Л. Р. Дикси, определяя аудит как работу, связанную с подтверждением правильности и объективности бухгалтерского баланса, полагал, что решается эта задача путем проверки документов и инвентаризации ценностей. Р.Годдард утверждал, что 9/10 всех хищений происходит по вине бухгалтеров. Средствами фальсификаций выступали операционные счета (расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п.), документы, которые подделывались, исправлялись, подчищались, а также «двойные книги», одни — для себя, другие — для внешнего употребления (одни черновые, но верные, другие беловые, но обманные). Одним из средств борьбы с фальсификацией рекомендовалась сплошная инвентаризация имущества, дебиторской и кредиторской задолженности.

В России в XV-XVII веках основным принципом учета, в значительной мере сохранившимся по сей день, был приоритет интересов государства как главного собственника всего имущества. В те времена за каждый имущественный объект отвечало определенное лицо или группа лиц. Наказания за недостачи были весьма суровы — от порки до смертной казни. Иван Пересветов, известный публицист ХVI в., советовал в помещении складов прибивать к стенам «кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу».

Позднее нравы смягчились, но в ХVII веке в России учет прихода и расхода были отделены, и контроль за ценностями обеспечивался инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а наоборот, учетные — с натуральными. Уже при Петре I были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций.

Л. И. Гомберг, член-корреспондент Академического общества бухгалтеров в Париже и действительный член Международной ассоциации бухгалтеров считал целью инвентаризации установление «хозяйственной силы предприятия», но сама эта работа, по его мнению, должна относиться к администрации, а не к бухгалтерам. Впрочем, время показало, что нет такой работы. которую не пришлось бы выполнять бухгалтеру.

Менялись времена, системы и способы бухучета, но инвентаризация как один из важнейших учетных приемов не потерял свою актуальность и в настоящее время.[2, c.87]

О том, как проводится инвентаризация, говорится в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина 13 июня 1995 г. под № 49. Обязательность проведения инвентаризационных действий предусмотрена ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, датированным 06.12.2011 г.

Руководству предприятия законодательством предоставляется право самостоятельно определять частоту инвентаризационных проверок. Их периодичность отражает план-график проведения инвентаризации и отдельный пункт учетной политики. Исключением являются случаи обязательного внепланового пересчета ценностей:

- во время реорганизационных мероприятий;

- при начавшейся ликвидации организации;

- при оценке последствий чрезвычайных ситуаций;

- проведение инвентаризации необходимо для подтверждения факта кражи или порчи имущества;

- формирование годовой отчетности;

- порядок инвентаризации должен быть соблюден и в случае изменений в составе материально ответственных лиц;

- проверка объектов имущества накануне их передачи третьим лицам за плату или на безвозмездной основе.[20, c.33]

При большом объеме инвентаризируемых объектов целесообразно составлять план проведения инвентаризации, образец которого поможет оптимизировать работу членов инвентаризационной комиссии. В график проведения инвентаризации включаются обязательные сведения о:

1. Перечне объектов, подлежащих проверке и пересчету,

2. Пофамильном составе инвентаризационной комиссии.

3. Сроках ревизионных действий с указанием их периодичности.

График инвентаризации образец, утвержденный законодательно, не имеет. Его бланк разрабатывается главным бухгалтером. На документе обязательно должна присутствовать подпись руководителя учреждения, утверждающая план ревизионных мероприятий.

В п. 2 Методических указаний Приказа Минфина № 49 раскрываются правила проведения инвентаризации. Они распространяются на:

- обязанность руководства предприятий по определению частоты проверок;

- аспекты формирования комиссии;

- регламент инвентаризации;

- документальное оформление результатов ревизии.

Порядок проведения инвентаризации предполагает издание приказа о формировании комиссии. В ее состав должны входить представители:

- административного отдела;

- работники бухгалтерии;

- сотрудники, привлекаемые из других подразделений.[6, c.95]

Правила инвентаризации запрещают осуществлять проверку при отсутствии даже одного из членов комиссии. Обязательным является и предварительное ознакомление всех задействованных лиц с данными отчетов о движении материальных ценностей и денежных ресурсов, приходно-расходной документации.

1.2 Особенности проведения ревизии материальных запасов

Инвентаризация – важный процесс, который позволяет контролировать остатки ТМЦ, основных средств, финансов на предприятии. Мы расскажем, какие виды инвентаризации бывают максимально подробно.

Инвентаризация – один из методов оценки имеющегося имущества в бухучете, который представляет собой проверку ТМЦ, ОС, финансов на предприятии, их состояние. Процесс проведения представляет собой сравнение фактического наличия имущества с тем, что указано в документах. Другими словами, эта проверка является одним из самых действенных способов для контроля сохранности имеющегося в компании имущества.

При проведении инвентаризации очень важно помнить, что именно будут проверять. Так, при проверке будет проводиться учет:

- Финансовых активов.

- Готовой продукции.

- Производственных запасов.

- Нематериальных активов.

- Основных средств.

- Запасов денежных средств.

- Товаров и т.д.

Также нужно помнить про наличие резервов, кредитов, иных кредиторских задолженностей, которые относятся к финобязательствам и также требуют контроля и проверки.

Проведение инвентаризации регламентируется приказом минфина РФ № 49 от 1995 года, который утвердил сроки и правила проведения процедуры.[4, c.62]

Поскольку инвентаризация это проверка, она преследует такие цели, как:

- Сначала описывается все имеющееся в компании имущество, затем переписывается имущество, записанное в документах, что позволит выявить недостачу, если она есть.

- Проводится подсчет количества ресурсов организации по факту, использующиеся в производственной деятельности.

- Для выявления недостачи или излишком обязательно сверяется наличие всего имущества по факту с тем, сколько записано в учете.

- Проводится контроль, что очень важно, полноты отражение имущества в учете.

- Проверяющие контролируют правила хранения имущества, их эксплуатации, выполнения обязательств, взятых на себя руководством компании.

- Также инвентаризация позволяет проверить эксплуатацию мат. активов, хранение ТМЦ, ценных бумаг, финансов и иного имущества организации.

Но главная цель – сравнение фактического имущества с тем, что описано в документах и правила эксплуатации.

Классификация инвентаризация весьма обширна, потому в нашей работе мы рассмотри все ее виды в отдельности. Для начала следует изучить разделение проверки по методу проведения:

- Натуральная.

- Документальная.

Первая проверка – зрительное наблюдение и запись имеющегося имущества, его количество и состояние. На данном этапе проверяющие подсчитывают товар, взвешивают его и т.д. Документальная проверка подразумевает изучение имущественных прав, записанных в бухучете, соблюдение финансовых обязательств компании перед кредиторами и бюджетом, и т.д. также на данном этапе изучаются и сверяются имеющиеся в компании документы, которые подтверждают право владения ТМЦ, ОС и т.д.

Кроме того, выделяют такие виды, как:

- Полная, проводится по объему.

- Выборочная, сплошная. По методу проведения.

- Плановая, контрольная. По назначению.

Давайте более подробно рассмотрим все нюансы проверок в таблице 1.

 

Таблица 1

Виды инвентаризации

Вид инвентаризации Особенности проведения Сроки проведения
Полная Изучаются все ТМЦ, денежные средства, финансовые обязательства. Также учитывается не только принадлежащее компании имущество, но и арендованное. Проводится перед созданием годового отчета или перед проверкой государственной комиссии
Частичная Обычно проверяется какая-то часть имущества. К примеру, отдельно только ТМЦ или товары, хранящиеся на складе, средства в кассе. Может проводиться в любое время по желанию руководства
Выборочная Обследуются на выбор определенные ТМЦ, ценности, ОС. В случае обнаружения расхождений руководство обычно выдает приказ провести полную проверку. Может проводиться в любое время по желанию руководства
Сплошная Проводится одновременно проверка всех ТМЦ, ОС и т.д. в компании. При этом одновременно могут работать несколько инвентаризационных комиссий. Может проводиться в любое время по желанию руководства
Плановая Список исследуемого имущества определяет руководитель компании Обычно проводится после стихийных бедствий, фактов кражи для проверки имущества

 

Порядок и сроки проведения инвентаризации принимаются руководителем компании вместе с принятием учетной политики или отображается в отдельном приказе. Кроме сроков проведения полной инвентаризации в документ нужно отразить количество проведения проверок в году, перечень инвентаризируемого имущества и обязательств.(рис. 1)

Рис. 1 – Классификация видов инвентаризации[5, c.99]

 

Кроме того, в организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, в состав которой входить руководитель или его заместитель, главбух или экономист, начальник проверяемого одела, представители общественности при необходимости. Если предстоит проверить большой объем работы, нужно создать несколько рабочих инвентаризационных комиссий, при этом в их состав должны быть включены опытные специалисты, которые хорошо знают правила проведения проверок, первичный учет, порядки формирования цен на товары и т.д.[17, c.27]

Члены комиссии утверждаются руководителем – в случае отсутствия хотя бы одного человека, результаты проверки могут признать недействительными.

Кроме состава комиссии, в приказе о проведении инвентаризации нужно указать следующее:

- Причины проведения проверки.

- Перечень имущества и обязательств, которые следует проверить.

- Место проведения.

- Сроки сдачи документ в бухгалтерию.

- Сроки проведения инвентаризации.

Участники инвентаризационной комиссии:

- Проводят проверку ТМЦ и денежных средств.

- Вместе с представителями бухгалтерии разрабатывают предложения по зачету излишком и недостач, по списанию недостачи.

- Могут выносить вопросы, касающиеся хранения ТМЦ, улучшения их учета, контроля за хранением.[17, c.33]

При этом созданные на предприятиях комиссии несут ответственность за:

- Своевременность проведения проверок в соответствии с приказами руководства.

- Полноту внесения записей, их точность при проведении инвентаризации.

- Правильность указания всей информации при проведении проверки, включая тип товара, сорт, марку оборудования и т.д.

При внесении заведомо ложных данных для сокрытия недостачи или наличия излишков, члены комиссии могут быть привлечены к ответственности.[14, c.85]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что инвентаризация – один из методов оценки имеющегося имущества в бухучете, который представляет собой проверку ТМЦ, ОС, финансов на предприятии, их состояние. Процесс проведения представляет собой сравнение фактического наличия имущества с тем, что указано в документах. Другими словами, эта проверка является одним из самых действенных способов для контроля сохранности имеющегося в компании имущества.


 

Проведение ревизии материальных запасов в ПАО «Новатек»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: