Тема: Система коррекционно-педагогической работы в специальном образовании




Практическое занятие № 5

1. Формы организации обучения в специальном образовании.

Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:

1. методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля.

Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.

В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.

Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений. Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:

1. информационные методы;

2. практически-действенные методы;

3. побудительно-оценочные методы.

Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.

Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.

К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.

 

2. Принципы отбора средств обучения в специальном образовании.

Методы обучения находятся в существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей школьников. Например, выбор методов обучения в начальных классах, особенно в 1, определяется возможностями развития абстрактных форм мышления на основе связи с чувственным опытом ученика. Методы обучения зависят от анатомо-физиологических особенностей организма учащихся, учитывают их работоспособность, утомляемость, особенность нервной, сосудистой, костно-мышечной, половой систем организма. В современных условиях образования предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов:

1. Направленность метода обучения на выполнение задач гуманистического воспитания.

2. Научность метода.

 

3. Возможности искусства как средства коррекции и развития (сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапия и т.д.) (на выбор)

Воздействие произведений искусства на людей интересовало ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми используются как инструмент исследования бессознательных процессов. Современный период характеризуется широким применением различных видов искусства как арттерапевтического инструментария: в медицине для лечения нервно-психических, заболеваний, в психологии для коррекции аффективной сферы. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так (например, нормализация работы сердечно - сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке).

Существует два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. Психолог стимулирует клиентов доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью других.

2. На первом месте терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт-терапия служит дополнением к другим терапевтическим методам. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию. Психологом поощряются свободные ассоциации клиентов и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.

Арт-терапия дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Чаще всего арт-терапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями; оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

4. Коррекционно-педагогическая работа в системе интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения в массовых общеобразовательных школах.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

Системность решения коррекционно-образовательных з адач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия педагога с учащимися с различными познавательными возможностями.

Не менее актуальным является деятельностный характер обучения и воспитания. Теоретической основой выступает положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления эффективной интеграции является успешность активной деятельности учащихся.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития. Вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень). Учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в интеллектуальной деятельности, являются в определенной мере катализаторами развития ребенка.

Весьма важным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у детей позитивных переживаний, положительных эмоций в связи с учебной деятельностью, с учетом того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта, эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, что, в свою очередь, определяется большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей с ОВЗ, имеющих первичные или вторичные отклонения в интеллектуальном развитии.

Следует указать также на актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития, оказать индивидуальную помощь по тому или другому учебному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития.

Важным с позиции образовательной интеграции является и принцип рефлексивности, в основе которого – самооценка, самоанализ, самоконтроль, т.е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка своих достижений и недостатков.

 

5. Психолого-медико-педагогический консилиум в системе интегрированного обучения.

В комплекс мероприятий, проводимых под патронажем психолого-медико-педагогического консилиума входит: разработка индивидуальных образовательных программ; отслеживание динамики развития обучающегося; оценка успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении учебных программ и, в случае необходимости, внесение необходимых коррективов в учебно-образовательный процесс.

Важное значение имеет также помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; консультирование родителей.

Кроме того сотрудники ПМПк участвуют в составлении индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучения и воспитания ребенка, в проведении индивидуальных и групповых коррекционно‐развивающих занятий.

При оценке эффективности, экспертизе технологий образовательной интеграции особую значимость приобретает оценка степени социализации учащихся, приобретения ими жизненной компетенции. Технологии образовательной интеграции предполагают включение обучаемых в социальное взаимодействие, в основе которого лежит взаимоуважение, равноправие, помощь и поддержка в развитии и реализации возможностей в настоящей жизни.

К основным критериям эффективности интегрированного обучения относятся:

1. успешность овладения детьми с ОВЗ образовательной программой;

2. отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;

3. положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболевае- мости детей;

4. наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей воспитательной группы или одноклассников;

5. участие детей и подростков в коллективных видах деятельности; активное участие детей в системе дополнительного образования;

6. участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ; и др.

Таким образом, интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможнос­тей участвовать во всех видах социаль­ной жизни общества, наравне и вместе с остальными членами общества, в социальных усло­виях, компенсирующих ему отстава­ние в развитии и ограничение возмож­ностей жизнедеятельности. Интегрированное обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между общим (регулярным) и специальным образованием, преодолевая существующие социальные барьеры и делая границы между ними достаточно прозрачными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: