Февраля - День составления географических карт несуществующих земель




Как древний картограф, ты в руки возьмешь карандаш,

Ты будешь подобран, суров и подтянут, и сдержан,

Ты выберешь время, бумагу возьмешь, без труда

На ней набросаешь моря, континенты. И стержень

Возьмешь, скажем красный, подпишешь скорей города,

Придумав названия странные (Клока и Смежень?),

А после - почтовую марку, подпишешь конверт,

И он унесется в окно во мгновение ока,

В те земли, в которые люди не просто не верят,

А даже не знают о них. Посмотри в потолок, а

Те, кто придет из еще не придуманных мест,

Останутся, если бродяжничать им надоест..

В Древней Греции вымышленные страны — утопические локусы, как правило, острова: пасторальная Гиперборея Гекатея Абдерского, Панхайя Евгемера.

Карта Ранульфа Хигдена 1350 г.

Во времена средневековья на картах пестрели аллегорические рисунки неведомых стран, были очерчены границы легендарных Счастливых островов, отмечены места, где обитают сказочные сирены и чудесные рыбы, крылатые псы и хищные грифы. Создатели этих карт руководствовались не наблюдениями путешественников, а черпали сведения у античных авторов, следуя их «географическим руководствам» в описании мира.

Но вот средневековые вымышленные чудеса постепенно рассеялись, и на картах вместо загадочных стран, и сказочных животных стали размещать рисунки предметного, а иногда и сюжетного характера, относящиеся к данной местности. Это изображения растений, животных, предметов материальной культуры, способов передвижения и т. д. Такие рисунки как бы оживляли карту, делая ее более наглядной.

Иллюстрированные карты широко распространены и в настоящее время. Почти на всех туристских картах можно встретить картинное изображение населенных пунктов, лесов, памятников и других объектов. Карты с иллюстрациями дают читателю много добавочных географических знаний, выходящих за пределы сведений о характере только самой земной поверхности. Дополнение карт иллюстрациями делает их интереснее, содержательнее, помогает их изучению.

Хорошо нарисованные и размещенные на карте рисунки полезны не только с познавательной стороны: они делают ее декоративной, привлекают к ней внимание, не мешая, а скорее, помогая ее чтению.

Карта как иллюстрация нашла свое место в приключенческих романах и рассказах. На таких картах изображено не только место действия произведения, по и многое другое, относящееся к нему: растения, животные, люди и даже сцены. Описываемая местность изображается на карте по всем правилам картографии и в полном соответствии с фактическим материалом произведения.

Так, иллюстрированная карта к роману Майк Рида «Оцеола, вождь Семинолов» сделана на основе подлинной карты Флориды, где развивается действие романа и к которой приурочены как действительные, так и вымышленные события. На карте наглядно показаны главные места, описанные в романе (плантации, форты, места сражений), передвижения героев и отрядов и некоторые события. Характер местности также обозначен очень наглядно штриховкой и рисунками деревьев. Карта не только помогает читателю представить более конкретно содержание романа, но и делает его как бы документальным, увеличивая в глазах читателей «достоверность» всего описываемого.

 

Карта к роману Майк Рида «Оцеола, вождь Семинолов»

Карты могут быть сделаны и не на подлинной географической основе, а на вымышленной. Это ничего не меняет в их значении. Главное - карта должна во всех деталях хорошо согласовываться с содержанием произведения и, конечно, быть художественно оформленной. Чем реальнее и подробнее сделано изображение вымышленной местности, тем конкретнее и понятнее становится само повествование.

Карта с иллюстрациями может быть составлена не только по сюжету рассказа, но и породить само произведение. Так было, например, с известным произведением Р. Стивенсона «Остров сокровищ».

 

 

Карта «Остров сокровищ»

 

 

В конце лета 1881 г. писатель поселился вместе с семьей в Бремепе. Однажды он, взяв в руки перо, начертил карту острова и старательно раскрасил ее акварельными красками. Изгибы берегов придуманного им острова моментально увлекли воображение, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане.

Оказавшись во власти вымысла, очарованный извивами береговой линии с причудливыми бухтами, Стивенсон нанес на карту названия: холм Подзорная Труба, возвышенность Бизань-мачты, Белая скала.

- А как будет называться этот остров? - спросил стоявший рядом пасынок писателя Ллойд. - Остров сокровищ, - не раздумывая, ответил автор карты и тут же написал эти слова в ее правом нижнем углу.

Стивенсон дал волю воображению при виде карты нарисованного им острова. При взгляде на его очертания, напоминающие по контурам вставшего на дыбы дракона, ему показалось, будто в зарослях придуманного леса ожили герои его будущей книги. У них были загорелые лица, их оружие сверкало на солнце, они появлялись внезапно, сражались и искали сокровища на нескольких квадратных дюймах плотной бумаги. Писатель говорил, что не успел он опомниться, как перед ним очутился чистый лист, и он составил перечень глав.

Таким образом, карта породила содержание будущего повествования. В художественной литературе есть примеры, когда карта органически входит в содержание произведения.

Например, Л. Н. Толстой в «Войне и мире», описывая Бородинскую битву, включил составленную им карту предполагаемого и происшедшего сражения. Карта весьма наглядно иллюстрирует ход повествования. Иллюстрации нашли широкое применение при составлении туристских карт. Обычно рядом с маршрутом изображают памятные места, которые встречаются на пути туриста. Это различные памятники, выдающиеся по своей архитектуре строения, парки, водопады и т. п. Да и сами маршруты нередко показывают не условными знаками дорог, а планово-перспективными рисунками, и это как бы оживляет карту, делает ее интересной и хорошо читаемой.

Великие художники эпохи возрождения Леонардо да Винчи, Дюрер и другие были причастны к картографии. Замечательные карты, созданные Леонардо, рельефны и слегка тронуты краской. Они представляют собой как бы зарисовки местности при взгляде сверху, с высоты птичьего полета. Трудно сказать, чем они в большей мере являются - произведением искусства или практическим пособием.

Точность их по тем временам была достаточно высокой. Художник свободно охватывает пристальным взглядом горы, реки, озера и зарисовывает их с поразительной конкретностью. Картография - это своего рода искусство, и картограф не может быть безразличен к художественному мастерству. Он должен ясно представлять себе возможности изобразительных средств, владеть ими, чтобы любая карта, созданная им, была красива, привлекала к себе внимание и лучше читалась. Многие картографы известны как большие мастера графики.

В средние века достижения античной картографической науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении мира. Она строго преследовала учение о шарообразной форме Земли. Средневековые карты содержали живописное изображение местности.

Картографы того времени, скрывая свое географическое неведение, заполняли карту разнообразными художественными рисунками: пустыни и леса «заселялись» дикими зверями, обжитые места заполнялись фигурами людей, моря украшались рисунками кораблей и морских животных. Прошло много времени, прежде чем человеческая мысль освободилась от церковных догм.

Лишь в XV в. вновь возрождается учение о шарообразной форме Земли. В это время переиздается карта Птолемея. Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв.

Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.

 

 

"Карта Колумба", предположительно эта карта составлена Христофором Колумбом и его братом Бартоломео в Лиссабоне приблизительно в 1490 г перед открытием Нового Мира.

 

Выдающимся картографом XVI в. был фламандский ученый Г. Меркатор. Он не только составил наиболее точные для того времени карты мира, но и разработал несколько картографических проекций (способов построения градусной сетки для карт). Из них наиболее известна проекция, носящая его имя и применяемая в наши дни. Особенность проекции такова, что околополюсные пространства на ней не могут быть изображены.

Поэтому район, прилегающий к Северному полюсу, дан отдельной врезкой в юго-западном углу карты. На нем показаны четыре больших острова с проливами между ними, разделенными у южных входов небольшими островами на узкие протоки. В легенде (пояснении) приводятся источники, послужившие основой такого изображения.

Карта мира Меркатора

Меркатор ссылается на отчет путешествия некоего Якова Кноена. Возможно, такое путешествие было, но не к географическому, а к магнитному полюсу. Заблуждение легко объяснимо: в то время еще не знали о магнитном склонении и полагали, что стрелка компаса направлена на истинный север, а магнитный полюс как раз и находится в островной группе канадского архипелага.

 

 

Гиперборея на карте Герарда Меркатора 1595 года

В историю географических открытий вошел английский мореплаватель Д. Кук (1728—1779 гг.). Он открыл много островов в Тихом океане и исследовал восточный берег Австралии. Успех всех экспедиций знаменитого мореплавателя Кука во многом определил туземец острова Таити - молодой полинезийский жрец Тупиа.

У полинезийцев не было ни письменности, ни карт. От природы сообразительный, Тупиа отлично знал Полинезию. С его слов была составлена карта района, находящегося между 130 и 170° з.д., 7 и 27° ю. ш. Она охватывала территорию до 9 млн. км2, и на ней было отмечено около 80 островов. Благодаря этой карте Кук сделал крупнейшие географические открытия.

Экспедицией Кука был открыт Южный океан, но открыть Антарктиду ему не посчастливилось. В своем дневнике он писал: «Если кто-либо... проникнет дальше меня,...миру его открытия не принесут славы». Мрачный прогноз Кука не оправдался.

Первая русская антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым, впервые приблизилась к берегам Антарктиды и нанесла их на карту. Труден был путь создания карты мира. Каждая линия на ней, каждый штрих и точка — результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.

Но иногда составители в погоне за славой становились на неверный путь и показывали на карте то, чего не было и не могло быть в действительности. Дорого обходились исследователям такие карты!

Великий русский мореплаватель командор В. Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочно составленной карте. Член его экспедиции Л. Делиль показал составленную его братом Гильомом карту, на которой к югу от Камчатки была изображена несуществующая Земля Гамы. И, несмотря на то, что Сенат совершенно точно указал курс экспедиции Беринга от Камчатки к Америке, командор изменил его в поисках фантастической земли.

Карта В. Беринга

Конечно, никакой Земли Гамы в том месте он не нашел, только напрасно потратил три недели драгоценного времени. Вот этих-то недель и не хватило В. Берингу для успешного завершения экспедиции. На обратном пути начались осенние штормы, продовольствие было на исходе, и люди совершенно обессилели. Почти неуправляемый корабль был выброшен на один из Командорских островов. Здесь во время вынужденной зимовки скончался великий командор. «Кровь закипает во мне всякий раз, - рассказывает один из помощников В. Беринга С. Ваксель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: