ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛНУ имени Тараса Шевченко)
Институт / факультет - Институт культуры и искусств.
Кафедра культурологии и кино-, телеискусства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научно-педагогическойработе
________________ Н.М. Хрусталева
«____»________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплинеИстория отечественной культуры
По специальности (направлению подготовки) 51.03.01 Культурология
Форма освоения ООП - заочная
Курс 3
Луганск
2016 год
Рабочая программа дисциплины «История отечественной культуры» для бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология». «01» сентября 2016 года. –17 с.
СОСТАВИТЕЛЬ:
к.п.н., доцент кафедры культурологии и кино-, телеискусства ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» - Афонин Ю.В.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры
«__31_» _августа________2016 г., протокол № _1_____
Заведующий кафедрой ______________ _________ Афонин Ю.В
Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии института / факультета
«__5_»__сентября__________2016 г., протокол № ___1____.
Председатель учебно-методической
комиссии института/факультета __________ __________ А.Ф. Петченко
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебно-методического отдела ____________ С. Н. Кобзова
«___»____________2016 г.
© Афонин Ю. В, 2016 год
© ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный
университет имени Тараса Шевченко», 2016 год
Структура и содержание дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель изучения дисциплины – освоения дисциплины – ознакомление студентов с основами мировоззрения и вехами исторического развития отечественной культуры, важнейшими аспектами и элементами социокультурной жизни в православном мире, со спецификой содержания, проблематики и способа мышления в русской философской мысли, с миром искусства и обыденной жизни народа.
Задачи:
1) уяснение студентами понятия отечественной культуры и ознакомление с ее историческими формами и важнейшими этапами ее развития;
2) освоение студентами основных идей и понятий русского цивилизационного самосознания;
3) конкретизация общей характеристики православного мировоззрения применительно к образу жизни русского православного человека, места и специфики в культуре семьи, воспитания, хозяйства, власти, права, искусства, философии и науки;
4) ознакомление студентов с местом и ролью русской культуры в контексте мировой культуры.
Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
2.1. Учебная дисциплина ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ относится к циклу ПЦ (Б.3)
2.2. Входные компетенции в разной степени усвоения (для студентов 1 курса ДФО и ЗФО): при освоении данной дисциплины обучающийся должен иметь знания истории, обществознания, мировой художественной культуры, приобретаемые в школе.
2.3. Для изучения данной учебной дисциплины студентам 3 курсов обучения необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- философия
Знания: основных философских категорий, основ философии, истории философии, места человека в историческом процессе и в организации общества.
Умения: применять социально-гуманитарную и философскую терминологию, анализировать научную литературу, оценивать и прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности.
Навыки: обработки, анализа и синтеза информации
- история мировой культуры
Знания: основных понятий исторической культурологии, главных теории культуры, основных теорий исторического развития культуры, принципы и варианты исторической типологии культуры.
Умения: логично представлять усвоенные знания, связывать логическую и историческую составляющие культурно-исторического процесса, использовать культурологические методы освоения историко-культурного материала, понимать культурологическое значение изучаемых произведений мировой культуры.
Навыки: публичного изложения и обсуждения изучаемых проблем.
2.4. Последующие учебные дисциплины, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: социология культуры (для культурологов), история религий, этика, эстетика (для других специальностей).
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Студенты, завершившие изучение дисциплины История отечественной культуры, должны:
Знать: структуру и состав основной части дисциплины История отечественной культуры, основные понятия, категории, парадигмы теории культуры; специфику «философского» в культурологическом, типологию концепций и теорий культуры, основные достижения в области материальной и духовной культуры выдающихся отечественных представителей, место и роль отечественной культуры в мировом социокультурном пространстве.
Уметь: логично представлять освоенное знание; демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической социокультурной деятельности.
Владеть: соответствующимпонятийным аппаратом; познавательными подходами и методами изучения культурологических концепций, истории отечественной культуры; искусством интерпретации различных типов текстов, артефактов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций (в соответствии с образовательными стандартами ВО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) по данному направлению подготовки:
Общекультурных:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
способностью к самоорганизации и самообразованию.
Профессиональных:
готовность к использованию современного знания о культуре и социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе.
готовность к педагогической и воспитательной деятельности в образовательных организациях среднего общего, среднего профессионального образования.
готовность к использованию современных методик и форм учебной работы и умение применять их в преподавании предметов, связанных с культурологией, в образовательных организациях среднего общего, среднего профессионального образования.
готовность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия.
способность к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере.
готовность к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности.
Общепрофессиональных:
способностью владеть теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик.
способностью применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике.
способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии.
способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины