Преподаватель Локтионова Н.В.
Тема: «Терморегуляция»
Мотивация.
Теплокровие является важнейшим условием для нормального протекания метаболических процессов. Изучаемый материал дает представление об особенностях механизмов терморегуляции в условиях действия на организм высоких и низких температур окружающей среды (природной, производственной или бытовой), позволяет разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по закаливанию и использованию тепловых процедур в лечебно-профилактических целях. Определение температуры тела является важным, широко используемым диагностическим методом оценки состояния здоровья человека.
Цели занятия.
Учебные.
Знать:
- Сущность химической и физической терморегуляции.
- Основные физиологические процессы, обеспечивающие поддержание постоянства температуры тела.
- Нервно-гуморальные и поведенческие механизмы поддержания постоянства температуры тела.
- Возрастные особенности терморегуляции.
Воспитательные:
· обратить внимание студентов на влияние экологических факторов на здоровье человека;
· содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;
· формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.
Развивающие:
· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;
· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;
· развивать логическое и клиническое мышление
|
· развивать умение анализировать и сравнивать;
· развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.
Формируемые компетенции:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,, оценивать их исполнение и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1.
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2.
Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные)
Дисциплина | Знать |
Обеспечивающие: | |
Латинский язык | Латинские термины по теме. |
Биология Физика | - зависимость скорости ферментативных реакций от температуры - законы сохранения энергии |
Обеспечиваемые: | |
- фармакология; - основы патологии; - Сестринский уход при заболеваниях в терапии; - Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии - Основы реабилитации | - Сущность химической и физической терморегуляции. - Основные физиологические процессы, обеспечивающие поддержание постоянства температуры тела. - Нервно-гуморальные и поведенческие механизмы поддержания постоянства температуры тела. - Возрастные особенности терморегуляции. |
Внутридисциплинарные: | |
Тема: «Ткани» Тема: «Основы гемодинамики» Тема: «Эндокринные железы» Тема: «Обмен веществ» | - строение клетки, тканей; - физиология кровообращения; - физиология эндокринной системы; - виды обмена веществ. |
Список литературы.
|
Основные источники:
1.Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «ка. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
2.Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. каде.уч. заведений. – 2-е ка. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009
3.Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: кадем для вузов /М.Р. Сапин, Г.А.Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.
Дополнительные источники:
1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: кадем /В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.
Интернет- ресурсы:
«Консультант студента» https://www.studentlibrary.ru/
window.еdu.ru
www. аnatomus.ru
www. е – аnatomу.ru
Мое тело. Анатомия и физиология. Интерактивная энциклопедия.
ПЛАН.
|
1. Понятие о теплообмене.
2. Температура тела человека.
3. Механизмы терморегуляции.
4. Центры регуляции теплообмена.
Понятие о теплообмене.
Обмен тепловой энергии между организмом и окружающей средой называется теплообменом. Один из показателей теплообмена - температура тела, которая зависит от двух факторов: образования тепла, то есть от интенсивности обменных процессов в организме, и отдачи тепла в окружающую среду.
Животные, температура тела которых изменяется в зависимости от температуры внешней среды, называются пойкилотермными, или холоднокровными. Животные с постоянной температурой тела называются гомойотермными (теплокровными). Постоянство температуры тела называется изотермией. Она обеспечивает независимость обменных процессов в тканях и органах от колебаний температурыокружающей среды.
Температура тела человека.
Температура отдельных участков тела человека различна. Наиболее низкая температура кожи отмечается на кистях и стопах, наиболее высокая — в подмышечной впадине, где ее обычно и определяют. У здорового человека температура в этойобластиравна 36—37° С. В течение суток наблюдаются небольшие подъемы и спады температуры тела человека в соответствии с суточным биоритмом: минимальная температура отмечается в 2—4 ч ночи, максимальная — в 16—19 ч.
Температура мышечной ткани в состоянии покоя и работы может колебаться в пределах 7° С. Температура внутренних органов зависит от интенсивности обменныхпроцессов. Наиболее интенсивно обменные процессы протекают в печени, которая является самым «горячим» органом тела: температура в тканях печени равна 38—38,5° С. Температура в прямой кишке составляет 37—37,5° С. Однако она может колебаться в пределах 4—5° С в зависимости от наличия в ней каловых масс, кровенаполнения ее слизистой и других причин. У бегунов на большие (марафонские) дистанции в конце состязаний температура в прямой кишке может повышаться до 39—40° С.