Теория сильной личности и ее опровержение»




Тема: «Роман «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе»

Цель:

познакомить с историей создания и системой образов романа «Преступление и наказание»; выявить основные черты характера главного героя; выяснить почему герой решился на поступок (убийство).

1. Читаем и анализируем 1-2 часть романа. Ссылка на художественный фильм по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» https://www.youtube.com/watch?v=EuaVUjPPljA- 1 серия, https://www.youtube.com/watch?v=Ei4ydLhPxRA- 2 серия.

Вопросы:

1. Каким мы видим Петербург у Достоевского?

2. Что означает фамилия главного героя – Раскольников?

3. О чём узнал Раскольников из письма матери?

4. Какими чувствами навеян сон Раскольникова?

5. Почему Раскольников совершил убийство?

6. Можно ли оправдать его поступок?

7. Какой путь избрали бы вы в данной ситуации?

Домашнее задание:

1. В рабочих тетрадях ответить на вопросы;

2. Читать 3,4 часть.

 

Тема: «Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Теория сильной личности и ее опровержение»

Цель: сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта;

1. Читаем и анализируем 3-4 часть романа.

 

2.Нравственно-философическая проблематика романа «Преступление и Наказание»

В свой роман «Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам «униженным и оскорбленным», не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души.

Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего это это борьба с самим собою. Борьба в душе Раскольникова начинается даже еще до преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет поднять ее. Начинаются его лихорадочные метания, хождения души по мытарствам. Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову поразительно удается техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем большее значение приобретает сторона нравственная. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность “переступить”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина - преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: “не переступил, на этой стороне остался”, оказался человеком обыкновенным, “тварью дрожащею”. “Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг”, окончательный итог, подведенный на каторге. Но, главное, не вынес испытания еще и потому Раскольников, что в глубине души был убежден: человек, какой бы он ни был, пусть отвратительная старуха, пусть самый ничтожный из ничтожных, не вошь. И если бы не было у него этого убеждения, то просто пошел бы и убил, и не стал бы рассуждать, себя оправдывать перед всеми Соней, Дуней, Разумихиным, Порфирием. И еще одной преграды не смог преодолеть Раскольников. Порвать с людьми, окончательно, бесповоротно, хотя он ненависть испытывал даже к сестре с матерью. “Оставьте меня, оставьте одного!” с исступленной жестокостью бросает он матери. Убийство положило между ним и людьми черту непроходимую. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его”. Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга мир Раскольникова и другой высший мир: “все-то кругом точно не здесь делается”.

 

Задание:

1. Прочитать и законспектировать текст.

Домашнее задание:

Ответить на следующие вопросы:

- композиция романа;

-философские идеи романа «Преступление и наказание»;

-социальные идеи произведения;

-психологические идеи произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: