По статистике автомобиль является самым опасным видом транспорта. Ежегодно в дорожно-транспортных катастрофах в мире погибли около 300 тыс. человек, число пострадавших достигает около 8 миллионов. В среднем только за 3 дня на автодорогах погибает столько, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте вместе взятых.
В России в период с 1985 по 1994 год при дорожно-транспортных происшествиях погибло более 300 000 человек, получили ранение около 1,7 миллионов человек, только за 2003 год на дорогах погибло 32,5 тыс. человек, то есть в 2,5 раза больше, чем за всю Афганскую войну. При этом летальность на дорогах России в 5 раз выше, чем в развитых странах.
Причины ДТП
1. нарушение пешеходами правил дорожного движения
2. нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения
3. употребление спиртных напитков и наркотиков за рулем
4. нарушение правил технического обслуживания транспорта
5. техническая неисправность транспортных средств
6. нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов
7. взаимодействие нескольких причин.
Структура потерь по характеру поражений при автомобильных катастрофах:
Механические травмы:
обширные травмы мягких тканей;
черепно-мозговые травмы с сотрясением головного мозга;
открытые и закрытые переломы конечностей;
синдром длительного сдавления;
множественные и сочетанные травмы.
Термические поражения:
комбинированные поражения (ожоги, травмы);
ожоговый шок;
отморожения;
общее переохлаждение.
Комбинированные поражения при крушении транспортных средств, перевозящих химические, радиационные, инфекционные грузы.
Среднее соотношение погибших и раненных при автомобильных катастрофах составляет 1:5.
|
· высокая тяжесть повреждений
· 63,5% - сочетанные повреждения
· 20,8%- множественные
· 65% - погибают на догоспитальном этапе
· 66,7- 90,7% - нуждаются в стационарном лечении.
Б) Железнодорожные катастрофы
Катастрофы на железной дороге также достаточно частые явления. Ежегодно в различных регионах мира происходит несколько десятков крупных железнодорожных катастроф. Самая крупная железнодорожная катастрофа произошла в июне 1981 года в штате Бихар (Индия), в результате которой погибло 800 человек.
По виду подвижного состава катастрофы подразделяются на катастрофы с пассажирскими поездами, с грузовыми поездами, с грузовыми и пассажирскими поездами одновременно.
По техническим последствиям различают крушение, аварии, случаи брака на работе.
По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, сходы, пожары и комбинированные происшествия (столкновения + сход + пожар и др.)
Наиболее частыми причинами крушений являются ошибочные действия железнодорожников (50 % локомотивных бригад, 13 % диспетчерского состава), среди других причин преобладают технические недостатки транспорта и дорог.
Структура потерь по характеру происшествий примерно такая же, как при автомобильных катастрофах.
Соотношение погибших и раненных в среднем составляет 1:10.
В) Авиакатастрофы
Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, при анализе характеризуются довольно скромными, в сравнении с другими, средними показателями числа потерь. Здесь важен такой горестный результат, как почти 100 % гибель экипажа и пассажиров, исключения редки.
|
Потому как задача оказания помощи массовому числу пострадавших авиационная катастрофа представляется очень редкой.
По характеру авиакатастрофы можно разделить на происходящие:
при разгоне самолета | -18 %; |
при взлете | - 11 % |
при наборе высоты | - 7 % |
при горизонтальном полете | - 5 % |
при последующем снижении | - 3 % |
при заходе на посадку | - 12 % |
при землетрясении | - 25 % |
Почти 50 % пассажиров, погибших в катастрофах реактивных лайнеров за период 1981 - 90 г. г., лишились жизни в самолете, который врезался в землю. Бывают и поразительные случаи (например с самолетом Турецкой компании “Дуглас-10“), когда из-за плохо закрытого люка потоком воздуха, вследствие перепада давления из авиалайнера вытянуло 20 человек. Даже если разгерметизация происходит на небольшой высоте, это создает значительные проблемы, а на высоте 10 тыс. метров взрывная декомпрессия приводит к тому, что лопаются барабанные перепонки, людей вырывает вместе с креслами.
Основными причинами гибели гражданских самолетов являются технические неполадки, ошибки пилотов и авиадиспетчеров, международные терроризм, роковые случайности (столкновения с птицами, попадание молнии).
Мировой рекорд по числу жертв в авиакатастрофах установлен 27 марта 1977 года при столкновении двух лайнеров «Боинг 747» компании “Пан Америки”, унесший 583 человеческие жизни.
11 октября 1984 года в аэропорту г. Омска после посадки самолет ТУ - 154 столкнулся с бензозаправщиком, при этом погибло 170 чел.
Структура потерь при авиационных катастрофах:
Механические травмы: черепно-мозговая травма, закрытые и открытые переломы, разрывы внутренних органов, синдром длительного сдавления, травматический шок, перелом костей позвоночника, таза, ушибы и ранения легких тканей.
Термические поражения: ожог + травма, обмораживание, общее переохлаждение.