Образование – одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества.
Как и всякая социальная подсистема, образование имеет свою структуру. Так, в Российской Федерации установлены следующие уровни образования: дошкольное (ясли, детский сад); общее (начальное (1–4 класс), основное (5–9 класс), среднее, или полное (10–11 класс)); профессиональное (среднее, высшее); дополнительное образование.
Давайте подробнее рассмотрим профессиональное образование.
Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
В Российской Федерации профессиональное образование является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования.
Профессиональное образование также имеет свою структуру. Оно подразделяется на такие уровни, как: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Получение среднего профессионального образования осуществляется на базе основного общего или среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования (колледж, техникум, лицей, незаконченное высшее).
Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ: первый тип (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих); второй тип (программы подготовки специалистов среднего звена).
После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).
Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.
Следующим уровнем профессионального образования является система высшего образования.
Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах).
Высшее образование направлено на: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Система высшего образования в России представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также подготовки кадров высшей квалификации.
К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объём профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня).
Вместе с тем наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры.
Государственная итоговая аттестация на степень бакалавра включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдаётся диплом бакалавра.
Длительность обучения в бакалавриате – 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Бакалавриат даёт широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым знаниям, необходимым для начала карьеры.
Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всём мире.
После получения степени бакалавра студент может продолжить на бюджетной основе обучение в магистратуре или получить второе высшее образование по программам бакалавриата или специалитета.
Специалитет – это традиционная ступень для российского высшего образования, которая продолжает существовать, несмотря на подписание Россией Болонской декларации. Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра.
Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. К освоению программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
Срок обучения составляет 5 лет при очной форме обучения и 6 лет – при заочной.
Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования.
Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру.
Государственная итоговая аттестация на степень специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдаётся диплом специалиста.
Дипломированный специалист получает возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Второй частью второго уровня высшего профессионального образования является магистратура.
Магистратура – это ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению, а в некоторых случаях – сменить её.
В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причём совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию, а за степенью магистра – поступать в другую.
Магистратура представляет собой 2-летний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность, по сравнению с программами специалитета. Исследовательская деятельность в данном случае составляет до 50 % учебной нагрузки студента.
Но, прежде всего, магистратура – это углублённое обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы.
Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдаётся диплом магистра. Степень магистра даёт право на дальнейшее обучение в аспирантуре.
Давайте рассмотрим различия в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определённой квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Например, врач, педагог, юрист, инженер. Многие профессии подразделяются на специальности.
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии. Другими словами, специальность – более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, учитель географии, специалист по финансовому праву, инженер-конструктор.
Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определённого человека и безусловных для выполнения.
Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.
От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий.
Помните, что правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.
Домашнее задание
Подготовить информацию о предприятиях нашего города.