Винновка - Вислый Камень

Начнем с того, что Южные Жигули для меня всегда были белым пятном на карте Самарской луки. Я хорошо знаю восточное плато Жигулей, нередко бывал в западной части, а вот южные Жигули как-то были малоисследованны и манили своей неизвестностью. Нет, нельзя сказать, что я там совсем не был. Вовсе нет. Как раз летом я побывал на знаменитом Вислом камне, в Винновке и Осиновке. Я даже хотел дойти берегом с Вислого камня до Винновки, но убедился, что это невозможно – крутой склон, уходящий прямо в воду, отсутствие береговой полосы, многочисленные завалы из бревен, бурелом, делает этот участок пути труднопроходимым.

И вот в конце сентября я узнаю, что Иван Николаевич Плотников с группой студентов собирается пройти с Винновки до Шелехмети через Вислый камень. Когда меня пригласили присоединиться, я не заставил просить дважды. Я, правда, не задумывался, каким образом они собираются там пройти. Но, раз идут, думаю, значит дорогу знают.

В общем 28 сентября с утра пораньше мы отплыли от речного вокзала на теплоходе «Москва 95». Я уже не помню поименно всех участников похода (да простят они мне мой склероз), но нас было немало. На борту мы познакомились еще с двумя путешественницами. Это были женщины не первой молодости, но еще бодрые и активные. Они ехал прогуляться в окрестностях Винновки, но когда узнали, куда идем мы, очень заинтересовались и попросились присоединиться. Иван Николаевич немного подумал и дал добро. Я думаю, женщины потом не раз пожалели о своем опрометчивом решении.

Примерно в 10.20 мы сошли на берег в Винновке и перед нами сразу же предстал Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Сам монастырь – новострой. Его строительство началось в 2006г, а вот храм иконы Казанской Божьей матери, находящийся на территории монастыря, появился в 40-х годах 19в. Инициатором строительства была владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова Чесменская, женщина очень набожная. Кстати, почему село назвали Винновкой? По преданию, здесь когда-то существовал винокуренный завод. По другой версии, название произошло не от слова «вино», а от слова «вина». Здесь, якобы, находилась церковь Винная-на-ключе, куда разбойники приходили замаливать свои грехи.

Конечно, мы не смогли обойти свои вниманием такую достопримечательность и долго осматривали строения монастыря. Студенты даже где то раздобыли виноград, да еще какой! Крупный, сладкий! Вот уж не думал, что такой может вызреть у нас в области. Так, ощипывая на ходу виноградные грозди, мы вышли из села и начали подъем в гору. Подъем оказался совсем не утомительным, и вскоре мы имели возможность обозреть окрестности с высоты Лысой горы. Вид и правда открывался великолепный – и село Винновка, и монастырь, противоположный берег, и далекое село Ермаково – все как на ладони. Неслучайно, позже гора получит первое место в конкурсе «Самая красивая вершина Южных Жигулей». А вот название Лысая мне не понравилось. Слишком избитое. Ведь есть же Лысая в Сокольих горах, есть в Жигулях, около Морквашей, зачем повторяться. Тут Иван Николаевич меня просветил, что, оказывается, на этом список Лысых гор в Самарской области не заканчивается. Их, на самом деле, еще больше. Популярное название, что и говорить. А еще мне кажется странной мода устанавливать кресты на вершинах. Зачем? Царев курган, Монастырская гора, Лысая в Сокольих, а теперь еще и здесь!

Сделав несколько групповых снимков, мы продолжили путь. Небольшой подъем, и мы оказались на Давыдовой горе, самой высокой точке Южных Жигулей. Но гора понравилась мне куда меньше, чем Лысая – виду с нее никакого! Почти вся вершина покрыта лесом!

Вскоре дорога нас привела к заброшенной турбазе «Горная поляна». Ржавую вывеску и лестницу, спускающуюся на берег я заприметил еще с борта теплохода. Перед нами предстали руины когда-то очень неплохой базы отдыха. Домики разной степени сохранности. От некоторых остались только фундаменты, а некоторые почти целые. Студенты тут же кинулись исследовать заброшенные дома. Впрочем, я от них не отставал. И только наши случайные спутницы с неодобрением отнеслись к этой затее. Но пора и двигаться дальше. По плану мы должны спуститься к берегу Волги, а потом подняться по Гранному оврагу к карьеру Маштакова. Карьер назван в честь самарского предпринимателя и владельца кирпичных заводов. Здесь он добывал сырье для своих кирпичей. Многие дома в старом городе построены из кирпичей с клеймом Маштакова, но при этом сам он жил в деревянном доме! От карьера начинается дорога, которая выведет нас на просеку, ведущую в восточном направлении. По ней мы дойдем до Вислого камня, а оттуда и до Шелехмети. В Шелехмети вызовем такси, и оно привезет нас в Рождествено. Вот такие грандиозные планы на сегодняшний день! Так что надо торопиться.

Как бы только спуститься к Волге? Берег крутой, густо заросший лесом, и, как поется в песне «ни тропиночки пологой, ни ложбиночки убогой…». Ах да, здесь же где то была лестница. Надо бы ее найти. Ага, вот и она… Лестница сильно пострадала от времени, ступеньки все сгнили, идти по ним опасно. Но вот лежали они на металлическом каркасе, на него то и надо наступать. С большими предосторожностями мы спустились на берег. Народ уже оголодал и спрашивает, когда будем есть. Иван Николаевич обещает устроить перекус в ближайшее время и ведет нас по берегу вверх по течению. Я думал, что мы сразу увидим овраг, от которого начинается подъем к карьеру, но ничего подобного! Мы идем уже довольно долго, а его все нет. Наконец решено устроить перекус. Слегка утолив чувство голода, я решаю пойти на разведку. Поднявшись немного вверх, я наткнулся на устье оврага. С берега его совсем не видно – скрывает густая растительность. Как удачно мы устроили привал! Пойду, обрадую всех.

Собравшись, мы начинаем подъем вверх по оврагу. Валежник и бурелом сильно затрудняют наше продвижение. Чтобы проще было идти, поднимаемся на правый склон, где по моему расчету должен быть карьер, или хотя бы дорога. Но нет ничего похожего, хотя мы уже почти на самом верху! Ясно, это не тот овраг. Тот мы скорее всего прошли не заметив. Ведь на карте он обозначен совсем рядом с турбазой, а мы шли довольно долго. Значит, просто не заметили. Но не надо отчаиваться! Иван тут же принимает решение выйти на просеку ведущую строго на север (судя по карте, она где то рядом), а по ней выйти на просеку, ведущую к Вислому камню. Сказано – сделано. Теперь мы ломимся через лес и ищем эту чертову просеку. Как то постепенно я оказался впереди и повел команду за собой, постоянно вверяясь с картой и компасом. Вот только впереди овраг, а спускаться и подниматься неохота, лучше бы обойти. И я забираю к западу. Однако проклятый овраг никак не закончится, приходится брать еще западнее. В какой-то момент я понимаю, что если так пойдет, то мы скоро выйдем на дорогу, ведущую из карьера. А почему бы нет? Неплохая идея. План действий снова меняется. Теперь мы ищем дорогу. А времени между тем уже немало. Надо бы поторопиться. Да и лес густеет, идти становится труднее. И вот, когда я уже совсем отчаялся, мы вышли на дорогу. Ура! Спасены! Все испытывают невероятное облегчение. Первое время мы ловим кайф от ходьбы по дороге. Насколько легче, быстрее и приятнее стало передвигаться! Но потом смутные сомнения снова терзают мою душу. Судя по карте, мы уже должны идти по полю, а меж тем конца и края лесу не видно. Мало того, дорога должна идти в направлении севера, она идет на восток и даже забирает все сильнее на юго-восток! Я поделился своими опасениями с Иваном. Мы объявили привал, а сами раскрыли карту и стали думать, где же мы находимся. Наконец, нашли похожее место. Ну что ж, если мы действительно здесь, то все не так плохо. Где-то через час дойдем до Вислого камня. Идем дальше. Дорога все больше забирает к югу и к тому же начался довольно сильный спуск. Вот впереди мы увидели какие-то строения. У меня появилось нехорошее подозрение, а когда вдалеке засинела Волга, подозрения переросли в уверенность. На всем протяжении от Винновки до Вислого камня только в одном месте на берегу Волги вы найдете строения. Это турбаза Утес! Ее прекрасно видно с проплывающего теплохода, обращает на себя внимание беседка на вершине горы и аквапарк на пляже. Ни одна турбаза Самарской области может похвастаться такой роскошью! То есть мы, сделав немалый крюк через лес, набрав высоту, а потом сбросив ее, снова оказались на берегу, не очень далеко от того места, где зашли в лес. Сколько времени потеряно зря! Что же теперь делать?

Мы с Иваном Николаевичем занервничали не на шутку. Через 2 часа начнет темнеть, а мы не знаем куда идти! Перспектива ночевать в лесу холодной осенней ночью без палатки и спальников прямо скажем, не радует. Надо думать, что делать дальше. Опять изучаем карту. Ага! От турбазы на север ведет овраг. От его восточного склона начинается просека. По ней можно выйти к Вислому камню. Оставив студентов отдыхать у ворот базы, выходим на разведку. Долго бродили по оврагу, излазали весь склон, но просеку так и не нашли. Постепенно приходит понимание, что если просека указана на карте, то совсем не значит, что она есть на самом деле. И наоборот. К слову сказать, дорога, которая привела нас на турбазу, не обозначена ни на одной карте. Выход один – идти до Вислого камня берегом. Да, да, конечно. Я знаю. Там совсем нет береговой полосы, склон уходит в воду, а еще завалы и бурелом. Да, я летом пытался там пройти, но потерпел фиаско. Да, я все это знаю, но у нас просто нет другого выхода. Мы просто обязаны там пройти, потому что через два, нет уже через полтора часа, начнет темнеть, и мы останемся здесь навсегда.

Иван со мной согласен, но есть еще одно НО! Надо пройти через территорию турбазы. Она наверняка охраняется и возможно даже собаками. Нужно найти сторожа и дипломатично все объяснить. Мы с Иваном осторожно двигаемся вдоль пустых домиков, осторожно оглядываясь пол сторонам. Но никого нигде не видно. Тишина. Даже собаки не лают. А ведь они нас давно бы учуяли. Так мы дошли до пляжа. Понятно, никого здесь нет. Ну что же, так даже лучше. Пойдем, обрадуем нашу команду, а то они уже заждались нас поди. И тут в кустах мы увидели какого-то мужика. Сторож. Я обрадовался и обрисовал ему нашу ситуацию. А вот он, кажется, совсем не рад и пройти по территории базы отдыха позволить не может. Якобы здесь кругом камеры наблюдения, и если руководство увидит, что здесь шляются посторонние, его по головке не погладят. Еще раз объясняю ему наше положение. Пытаюсь давить на жалость, «Москва» из Винновки уже ушла, и теперь единственный способ попасть домой – это скорее выйти к Вислому камню, в противном случае придется ночевать в лесу. Кажется, подействовало. «Сколько вас человек?» - хмуро спрашивает он и связывается по рации с охранниками, чтобы нас пропустили. Целый отряд охранников подозрительно оглядели нас, проводили до берега и убедились, что мы точно покинули территорию базы. Один из них поинтересовался, как мы собираемся дойти до Вислого, как будем добираться дальше, и на прощание пожелал счастливого пути.

Что я могу сказать? Нам просто повезло, что осенью уровень воды упал. Идти стало проще. Сначала шлось легко. Но потом, все чаще приходилось ломиться через заросли, пролазить под или над бревнами, передвигаться по скользкому склону, рискуя упасть в воду. Уже смеркалось, когда мы оказались под Вислым камнем. К сожалению, из-за позднего времени подниматься наверх не стали, а устроив небольшой перекур, двинулись дальше. Идти стало проще и вскоре мы вышли на наезженную лесную дорогу. По пути нам встретилась еще одна достопримечательность – пещера Опкан. Вот тут уж наши любознательные студенты не смогли пройти мимо, и полезли ее исследовать. К счастью, много времени не потребовалось, так как пещера небольшая. А между тем на улице стало темно, почти как под землей. Но к счастью, вскоре мы вышли в поле, и впереди заблестели огни Шелехмети. Примерно через полчаса мы стояли на окраине села и вызывали такси. Оставшаяся часть поездки прошла очень быстро, и вскоре мы выгрузились на пристани в Рождествено. Так наш поход выходного дня закончился весьма удачно.

Кстати, из поездки я привез домой трофей. Это рога косули, которые я нашел, пока мы ломились через лес. И пока я писал эти строчки, они лежали передо мной и напоминали об этом небольшом осеннем приключении.