Виды реабилитации
Медицинская – уменьшение патологического действия болезни
Физическая – реабилитация утраченных способностей тела
Психологическая – стабилизация душевного состояния
Социальная – адаптация в обществе
Профессиональная – получение навыков для трудоустройства
Комплексная программа ИПРА содержит все направления.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) — это документ, в котором перечислены все медицинские, профессиональные и иные мероприятия, на которые человек с инвалидностью вправе рассчитывать, а также услуги и технические средства, которые он вправе получить.
ИПРА составляется по результатам медико-социальной экспертизы индивидуально для каждого человека с инвалидностью и учитывает его потребности. Например, в ней может быть указано, что человеку нужно инвалидное кресло.
ИПРА обязательна к исполнению органами государственной власти и местного самоуправления. Указанные в ней мероприятия, услуги и технические средства можно получить бесплатно, если они включены в федеральные или региональные перечни.
В ИПРА могут быть указаны мероприятия, услуги и технические средства, которые не входят в государственные перечни. Их инвалид оплачивает самостоятельно или за счёт других лиц и организаций, например за счёт средств, собранных благотворительным фондом.
Как получить ИПРА
Пройти медико-социальную экспертизу
Если комиссия подтвердила инвалидность, вступает в действие программа реабилитации.
Получить ИПРА
ИПРА действует весь срок, на который установлена группа инвалидности (категория «ребенок-инвалид»). Но при необходимости она может быть скорректирована или изменена. Для этого нужно заново пройти медико-социальную экспертизу
Приложение N 2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
См. форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденную приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения и
социального развития РФ
от 4 августа 2008 г. N 379н
Форма
_________________________________________________________________________ (наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы)
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида,* выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
Карта N____ к акту освидетельствования N_____от "____"__________20____ г.
1. Фамилия, имя, отчество: ______________________________________________2. Дата рождения: _______________________________________________________3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается местопребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации(указываемое подчеркнуть):_________________________________________________________________________4. Контактные телефоны: _________________________________________________5. Категория "ребенок-инвалид" установлена до:___________________________6. Фамилия, имя, отчество и место жительства (проживания, пребывания)законного представителя ребенка-инвалида:_________________________________________________________________________________________________________7. Показания к проведению реабилитационных мероприятий:
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности | Степень ограничения (1, 2, 3) |
способности к самообслуживанию: | |
способности к передвижению: | |
способности к ориентации: | |
способности к общению: | |
способности к обучению: | |
способности к трудовой деятельности | |
способности к контролю за своим поведением |
8. ИПР ребенка-инвалида разработана впервые, повторно (нужноеподчеркнуть) на срок до:_________________________________________________________________________ (после предлога "до" указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись "додостижения возраста 18 лет" и указывается дата наступления возраста 18 лет)9. Дата выдачи ИПР ребенка-инвалида:_____________________________________
Мероприятия медицинской реабилитации
Перечень мероприятий медицинской реабилитации | Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитации | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
Реконструктивная хирургия | |||
Восстановительная терапия | |||
Санаторно-курортное лечение | |||
Протезирование и ортезирование | |||
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью,частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью,частично) (нужное подчеркнуть).
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации | Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
Получение дошкольного воспитания и обучения Тип дошкольного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид):______________ | |||
Получение общего образования Тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)__________ | |||
коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _____________________________ Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть): в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат Резким занятий: учебная нагрузка в день (указывается в часах):___________; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы): ________ | |||
Получение профессионального образования Рекомендуемая профессия, специальность: _____________________ Тип образовательного учреждения профессионального образования (нужное подчеркнуть): общего назначения, специальное для инвалидов Форма получения профессионального образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат | |||
Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда | |||
Проведение психолого-педагогической коррекции Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких) _______________________ |
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения,контроля за своим поведением; достижение психологической коррекциимотиваций к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализациявозможности получения полного общего образования, профессиональногообразования; получение профессии (специальности); достижениепрофессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида нарабочем месте (нужное подчеркнуть).
Мероприятия социальной реабилитации
Перечень мероприятий социальной реабилитации | Срок проведения мероприятий социальной реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий социальной реабилитации | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
Социально-средовая реабилитации | |||
Социально-педагогическая реабилитация | |||
Социально-психологическая реабилитация | |||
Социокультурная реабилитация | |||
Социально-бытовая адаптация | |||
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт |
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию(полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное,частичное); восстановление социально-средового статуса (полное,частичное) (нужное подчеркнуть).
Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)
Перечень TCP | Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением TCP | Исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением TCP | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
Примечание. Во всех таблицах в графах, где указывается срокпроведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициямуказываются даты начала и окончания проведения реабилитационногомероприятия либо делается запись "до достижения возраста 18 лет"; вграфах, где указывается исполнитель проведения реабилитационныхмероприятий, по соответствующим позициям указывается исполнительпроведения реабилитационного мероприятия (исполнительный орган Фондасоциального страхования Российской Федерации; территориальный органсоциальной защиты населения; государственные учреждения службы занятостинаселения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальныеорганы управления здравоохранением, образованием; медицинские,образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид); вграфах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационныхмероприятий, по соответствующим позициям делается запись "выполнено" или"не выполнено" указанной в качестве исполнителя организацией, котораязаверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.
С содержанием ИПР ребенка-инвалида согласен ______________________________ _____________________ (подпись ребенка-инвалида или (расшифровка подписи) его законного представителя (нужное подчеркнуть)
Руководитель федеральногогосударственного учреждениямедико-социальной экспертизы __________________ ______________________ (подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида
Оценка результатов медицинской реабилитации:
достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная);восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительныерезультаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др._________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации:
восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своимповедением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, ктруду (снята рентная установка); реализована (реализуется) возможностьполучения полного общего образования, профессионального образования;получена профессия (специальность); достигнутыпрофессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида нарабочем месте (нужное подчеркнуть) идр.______________________________________________________________________
Оценка результатов социальной реабилитации:
достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная);восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично);восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично);положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) идр.______________________________________________________________________
Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности:
достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограниченийжизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужноеподчеркнуть) и др. _______________________________________________________________________________________________________________________________
Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида:
_________________________________________________________________________(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленныхреабилитационных мероприятий, в том числе, заключение о достижениивозможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельногообраза жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих встационарных учреждениях социального обслуживания)_________________________________________________________________________
Дата вынесения заключения "______"_____________20_____ г.
Руководитель федерального государственного учреждения медико-социальнойэкспертизы _____________________ _______________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
_____________________________
* Далее - ИПР ребенка-инвалида.