Реформы власти, быта и культуры




РЕФОРМЫПЕТРА 1. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Реформы власти, быта и культуры

2. Образование Российской империи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая, ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот. Развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине. Следует отметить, что у Петра не было систематического плана поведения реформ и их последовательность, прежде всего, диктовалось военными нуждами и необходимостью иметь деньги на военные расходы.

Целью настоящей работы является попытка рассмотреть влияние петровских реформ на русское общество при жизни Петра 1 и его ближайших приемников, взаимоотношения сословий и государства, власти и церкви в контексте развития абсолютистского государства.

 

 


Реформы власти, быта и культуры

Старые обветшалые органы управления были уже непригодны для дальнейшего употребления и необходимость в преобразовании системы управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.

Административные преобразования Петр I начал проводить в конце ХVII в., но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми органами администрации существовали старые сильно устаревшие их формы - такое сочетание столь различных и несоответствующих друг другу органов привело к тому, что они не только мешали, но и вредили друг другу. Новые сподвижники Петра одетые и снаряженные на европейский лад стояли рядом с окольничими, кравчими, постельничими; старые приказы красовались рядом с учреждениями Нового образования. Главной же проблемой являлось то, что новые учреждения заимствовали у западных только форму, а остался прежним. Другими словами, старое содержание перелили в новую форму, но от этого же оно не изменилось. Это противоречие привело к тому, что принцип действия новых органов остался старым. ”В 1708г. была проведена административно-территориальная реформа, следствием которой было создание 8 крупных губернаторств. Это решение было вызвано войной, т.к. сколько новых единиц, столько ядер новых военных организаций. Результатом этой реформы уже в 1709г. проявился в ходе битвы под Полтавой.1 Созданные губернаторства представляли собой военные и финансовые округа. Решение о создании губернаторств было тесно связано с делами казначейства: ранее существовавшая система поступления доходов предполагала то, что это поступление должно быть централизованным, а в роли центра выступала Ратуша. Но у Петра были свои планы, сосредоточение доходов в Ратуше привело бы к тому, что средства были бы неминуемо распределены между различными учреждениями, имевшими своих представителей в городской управе; а царь намеривался большую часть доходов использовать на военные цели. Разъединенные, без непосредственной связи с государством, кроме как воли царя, губернаторства должны были ему в этом помогать. Это и являлось основной причиной их создания. У новоучрежденных администраций не было четко определенных функций и полномочий, но главной возлагаемой на них задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь думал об увеличении поступлений в казну от созданных администраций, а те считали себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному приему: указом от 6 июня 1712 г. деньги были просто отобраны и переданы Адмиралтейству. Это средство оказалось настолько удачным, что его стали применять довольно часто, следствием этого было быстрое истощение финансовых ресурсов. ”Никто не согласовывался с росписью доходов и расходов. Царил полнейший беспорядок.“ 1

Система управления являлась очень сложным и запутанным механизмом. Созданная система подчинения губернаторств клонилась к тому, чтобы сделать из губернаторств повсеместных арендаторов, снабженных почти безграничными полномочиями для добывания средств, из которых они могли бы уплачивать военные налоги.

Плохо просчитанная система управления начала принимать все более стройный вид лишь к концу царствования Петра I.

Реформа 1708-1710гг. ничего не предприняла для того, чтобы согласовать новый вид провинциальной организации со старой администрацией, сосредоточенной в Москве. Не было четкого механизма взаимодействия провинции с центром.

В начале царствования Петра старая система администрации. Но начали возникать, наряду со старыми, новые органы. Новые приказы распространяли свою деятельность на всю территорию России. В этом они были схожи с будущими коллегиями. Одновременно с этими событиями личная канцелярия царя постепенно оттесняла Боярскую Думу на второй план. Происходит постепенная ломка старых государственных учреждений.

Учреждение Сената в 1711г. является важным шагом на пути уничтожения устаревших административных органов. Сенат, учрежденный указом царя 2 марта 1711г., стал высшим правительственным органом. Он заменил Боярскую Думу, просуществовавшую более 200 лет. Главной задачей деятельности нового органа было слежение за распоряжением финансами, другие же функции Сената вначале существования были неясны. Они выяснялись постепенно: они росли и пополнялись из года в год, из месяца в месяц. До момента введения коллегий Сенат охватывал все сферы правительственной деятельности: правосудие, администрирование, полицию, финансы, армию, торговлю и внешнюю политику. Сенат взял на себя ответственность о воинах, находящихся в походе, о продаже товаров за счет государства, о проведении каналов и т.д..Члены Сената назначались самим царем. Петр определил в Сенат 9 человек. Сенат создавался в спешке без четкого представления о его правах и обязанностях. Поэтому многие историки спорят, каким же органом являлся Сенат: постоянным или временным, созданным лишь из-за необходимости контроля и увеличения доходов. Одновременно с учреждением Сената был введен институт фискалов. С самого начала Петр видел необходимость дополнить Сенат органом контроля. Вначале, на заседаниях нового собрания, сменяясь ежемесячно, должен был присутствовать штабс-офицер от гвардии.” Офицер должен был присутствовать, дабы Сенат должность свою исправлял по данной им инструкции.“2 А позже были учреждены фискалы. Понятие это не являлось новым для европейских государств (оно было заимствовано от шведских контролеров), но довольно своеобразное отношение к Сенату сделало их шпионами. В регламенте, составленном для фискалов отмечалось следующее: ”Выбрать обер-фискала - человека умного и доброго, из какого чина он бы не был. Дела же его суть си: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать неправый суд, также в надсматривать и в сбор казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискала позвать его перед Сенат и там его уличить, а буде уличать кого, то половина штрафа в казну, другая ему, фискалу, буде же кого не уличать, то отнюдь в вину фискалу того не ставить, ниже досадовать под жестким наказанием и разорением всего имения. Также подлежит иметь несколько под собой провинциал-фискалов, и у каждого дела по одному, которые имеют во всем такую же силу, как и обер-фискал, кроме того, что высшего судью или генерального штаба под суд без обер-фискала позвать не могут.“1 Таким образом, главный контролер был приставлен к Сенату, а в 1722г. эта должность была заменена должностью прокурора госконтроля. Введение этой должности содействовало согласованию отдельных проявлений власти, долго действующих без всякой связи между собой внутри механизма. Прокурор госконтроля взаимодействовал с различными исполнительными органами через прокуроров, стоявших под его начальством, а сам прокурор госконтроля являлся посредником между царем и Сенатом. В итоге этих преобразований в 1722 г. был образован институт прокуратуры. На должность генерал-прокурора был назначен П.И. Ягужинский, В его подчинении находилась канцелярия Сената и прокуратуры центральных учреждений. В его задачу входило раскрытие преступлений, их предупреждение; он имел право принимать участие в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, требовать пересмотра вопроса и даже приостановить решение Сената.

Перестройка органов власти на местах была начата еще в 1708-1709 гг.,когда Россия была разделена на губернаторства, а в 1719г. они в свою очередь делились на уезды. Сложная система органов власти и управления на местах давала: во-первых, то, что местное дворянство могло более активно влиять на управленческий аппарат; во вторых то, что дворянство высказывало неудовольствие увеличением объема своей службы.

В 1720 г. был создан главный магистрат, который имел своей целью направить деятельность городовых магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городовые Магистраты избирались населением города в соответствии с определенным имущественным цензом, для ведения городских дел. В 1721 г. был введен Устав Магистрата, который содержал в себе следующие положения: “ Во всех городах порядочных магистрат учредить, оный добрыми уставами снабдить, того смотреть, чтобы было правосудие, добрую полицию учинить, купечество и мануфактуры размножать.“2 По этому Уставу городское население делилось на три гильдии: регулярные люди первой гильдии - они представлялись знатным купечеством, мастерами по золоту, серебряниками, иконописцами, живописцами и т.д.; регулярные люди второй гильдии - это в основном мелкие торговцы, мастера - ремесленники; в третью гильдию входила та масса населения, которая была лишена права участвовать в городском самоуправлении- это люди, работающие на черновых работах и т.д..

Также были образованы и конторы, и департаменты, ведавшие вопросами по управлению и хозяйству города. Таким образом, мы можем видеть, как общая модель управления государством была перенесена на местный уровень; с тем главным отличием, что органы городского управления были выборными. Возможно если бы этот момент получил развитие - то смог бы дорасти до уровня общегосударственного; тем самым Петр передал в руки городских элит экономическую инициативу, т.к. эта реформа проводилась, на ряду с другими, для наполнения городской казны и развития промышленности.

В начале ХVII в. Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил:”. Его Величество, есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословлению управлять.“1 Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: ”Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает.“2 Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. ” Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“3 Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 ассесоров.“1 В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

“По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.”2

Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, Церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом:” От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...“1

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на, которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: