Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита обучения




Понятие, виды обучения персонала

Аудиторы могут оказывать организации различные виды услуг, не обязательно связанные с составлением официального ауди­торского заключения. В теории их часто объединяют в системы в зависимости от цели, поставленной клиентом, и называют видами аудита. По отношению к пользователям информации выделяют внешний и внутренний аудит. Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита показаны в табл1.

Таблица 1

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита обучения

Элемент Внутренний аудит обучения Внешний аудит обучения
Объект Определяется руководством Определяется договором
Квалификация персонала Определяется администра­цией. Независимость огра­ничена Предъявляются жесткие требования со стороны про­фессиональных организа­ций. Большая независимость
Методы Имеется большое сходство в используемых методах. Раз­личия существуют в степени детализации проверок и в не­обходимой точности получаемых данных
Цели Определяются руководст­вом либо явным образом, либо вытекают из планов Проистекают из законопо­ложений документов судеб­ных инстанций, а также из внешних потребностей
Отчетность Перед руководством Перед третьими лицами

 

Цель внешнего аудита — предоставление гарантии достоверности отчетности (чаще всего — бухгалтерской).

Наиболее яркий пример внешнего аудита — финансовый аудит — нацелен на определение степени достоверности финансовой отчетно­сти для ее внешних пользователей и имеет следующее определение: «Лудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информа­ционного риска для пользователей финансовых отчетов [1].

Внутренний аудит (аудит первой стороной) — важный инстру­мент оценки эффективности системы менеджмента, существующей в организации — представляет собой проверку соо тветствия функци­онирования системы ее описанию в документации. Он проводится сотрудниками предприятия или от его имени. При этом аудит осуще­ствляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответствен­ности за работу проверяемых подразделений.

Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы, чтобы установить, что система менеджмента:

• соответствует запланированным мероприятиям международ­ных стандартов ИСО-9000 и требованиям к системе менеджмента ка­чества, разработанным организацией;

• внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Программа аудитов должна планироваться с учетом статуса

и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также ре­зультатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, час­тота и методы аудитов должны быть определены.

Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и бесприс­трастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.

Руководство, ответственное за проверяемые области деятельнос­ти, должно обеспечить, чтобы действия предпринимались без излиш­ней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вы­звавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации.

Вопросы внутреннего аудита в России определены Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (одобренном Комиссией по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол № 3). В нем дается следующее определение: «Внутренний аудитэто организованная на экономическом субъекте в интересах его соб­ственников и регламентированная его внутренними документами си­стема контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы вну­треннего контроля».

Основные объекты внутреннего аудита решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка инфор­мационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита раз­личаются в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельноести звеньев структуры экономического субъекта — может быть и неза­висимым, т. е. подчиняться не исполнительному органу предприя­тия, а внешним учредителям.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и собст­венников экономического субъекта информационное и консультаци­онное значение, поскольку иризваио содействовать оптимизации де­ятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях, поскольку высшее руководство не занимает­ся повседневным контролем деятельности организации и низших уп­равленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руковод­ство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Объективность внут­реннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта.

Внутренние аудиторы — это сотрудники в штате предприятия и подчиненные его руководству. Квалифицированный внутренний аудитор должен:

• иметь углубленные знания о своей организации и бизнесе;

• знать содержание нормативных документов, действующих в данный период, а также области и порядок их применения;

• уметь обращаться с программными средствами, используемыми для обработки документов;

• уметь определять эффективность организации и функциониро­вания бухгалтерии;

• быть компетентным в методологических вопросах аудиторской деятельности;

• знать основные требования российских правил (стандартов) ауди­торской деятельности и в соответствующих ситуациях руководство­ваться ими;

• владеть терминологией аудита для осуществления деловых кон­тактов с внешними аудиторами и техникой составления основных отчетных форм;

• уметь осуществлять выбор критериев для оценки эффективнос­ти исследуемых систем управления и контроля;

• формировать информационно-нормативное обеспечение своей работы.

 

Принимая на себя обязательства внутреннего аудитора, подтверждаю

готовность соблюдать следующие этические правила и нормы поведения:

Действовать заслуживающим доверие и непредубежденным обра­зом по отношению к аудитируемому персоналу.

• Ставить в известность руководителя службы внутреннего аудита качества о характере своих отношений с аудитируемым подразделением перед тем как проводить аудит этого подразделения.

• Не действовать в ущерб репутации аудитируемого подразделения.

• Не раскрывать выявленную в ходе аудита информацию, которая мо­жет нанести моральный ущерб персоналу аудитируемого подразделения.

• Проявлять уважение к персоналу аудитируемого подразделения, создавать атмосферу сотрудничества и доброжелательности.

• Избегать резкого тона замечаний и оценок. Замечания высказывать только по отношению к предмету аудита, но ни в косм случае не в адрес сотрудников аудитируемого подразделения.

 

• Постоянно сохранять позитивную психологическую установку на проведение аудита.

• В конфликтных ситуациях сохранять спокойствие и деловой тон, не поддаваясь эмоциям и избегать агрессивности со своей стороны.

• Способствовать поддержанию авторитета аудиторской службы.

Факторы завоевания и поддержания авторитета аудитора:

• сдержанность и уравновешенность суждений;

• непредвзятая оценка фактических свидетельств;

• уважительное отношение к персоналу аудитируемого подразделе­ния (вне зависимости от состояния работ по предмету аудита, лично­го настроения аудитора и отношения к нему со стороны персонала);

• аккуратность обращения с документами аудитируемого подраз­деления;

• приветливость и доброжелательность;

• корректность обращения с сотрудниками (единственной фор­мой обращения должно быть «Вы»).

Часто внешние аудиторы выражают мнение, что внутренние услу­ги нельзя отнести к аудиту вообще, из-за отсутствия независимости и объективности, т. е. внутренний аудит — функция центрального ап­парата управления организацией. Кроме того, у внутренних специа­листов нет столь богатого опыта работы в различных ситуациях, как у внешних. Однако потерю независимости и объективности можно рассматривать как следствие неправильной практики управления внутренними услугами: не определены роли и взаимные обязанности клиента и специалиста в пределах организации; у службы аудита нет достаточного статуса в организации, доступа к ее руководству. Во многом сохранение независимости и объективности является характеристикой п рофессионализма.

«Внутренний аудит — это независимая деятельность по проверке и оценке работы организации в ее интересах. Цель внутреннею ауди­та — помочь членам организации эффективно выполнять свои функ­ции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок »*.

Ход внутреннего аудита показан в приложении 3.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит дополняют друг друга, между ними существуют области частичного совпадения. Многие функции внутренних аудиторов могут выпол­няться приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Услуги внутренних специалистов не смогут заменить внешний аудит, которому всегда будет отдаваться предпочтение по причине большей беспристрастности (независимости) и профессионализма, обеспечиваемого богатейшим опытом разнообразных управленчес­ких ситуаций и характеризуемого конфиденциальностью работы консультанта как профессионала.

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предпри­ятию организациями — заказчиком продукции или, например, орга­ном сертификации[2].

Обязательный и инициативный аудит обучения

С позиции нормативного регулирования предпринимательской деятельности, аудит подразделяется на обязательный и инициатив­ный. Обязательные аудиторские проверки проводятся в определен­ных нормативным регулированием случаях[3], а также по поручению органов государственного управления, например, н финансовой сфе­ре при расследовании налоговых преступлений. Объем и порядок осуществления обязательного аудита регламентируется законода­тельно.

Инициативный (добровольный) аудит, проводимый но решению экономического субъекта и служащий реализации его внутренних целей, обычно имеет место:

- когда происходит покупка предприятия и новый собственник хочет проверить стоимость приобретаемого;

- когда собственники не доверяют своим управляющим и хотят прокон тролировать их работу.

Характер и масштабы аудиторской проверки при сохранении за аудитором его независимости определяет клиент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: