Понятие, виды обучения персонала
Аудиторы могут оказывать организации различные виды услуг, не обязательно связанные с составлением официального аудиторского заключения. В теории их часто объединяют в системы в зависимости от цели, поставленной клиентом, и называют видами аудита. По отношению к пользователям информации выделяют внешний и внутренний аудит. Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита показаны в табл1.
Таблица 1
Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита обучения
Элемент | Внутренний аудит обучения | Внешний аудит обучения |
Объект | Определяется руководством | Определяется договором |
Квалификация персонала | Определяется администрацией. Независимость ограничена | Предъявляются жесткие требования со стороны профессиональных организаций. Большая независимость |
Методы | Имеется большое сходство в используемых методах. Различия существуют в степени детализации проверок и в необходимой точности получаемых данных | |
Цели | Определяются руководством либо явным образом, либо вытекают из планов | Проистекают из законоположений документов судебных инстанций, а также из внешних потребностей |
Отчетность | Перед руководством | Перед третьими лицами |
Цель внешнего аудита — предоставление гарантии достоверности отчетности (чаще всего — бухгалтерской).
Наиболее яркий пример внешнего аудита — финансовый аудит — нацелен на определение степени достоверности финансовой отчетности для ее внешних пользователей и имеет следующее определение: «Лудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов [1].
|
Внутренний аудит (аудит первой стороной) — важный инструмент оценки эффективности системы менеджмента, существующей в организации — представляет собой проверку соо тветствия функционирования системы ее описанию в документации. Он проводится сотрудниками предприятия или от его имени. При этом аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений.
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы, чтобы установить, что система менеджмента:
• соответствует запланированным мероприятиям международных стандартов ИСО-9000 и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
• внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа аудитов должна планироваться с учетом статуса
и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены.
Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить, чтобы действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации.
Вопросы внутреннего аудита в России определены Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол № 3). В нем дается следующее определение: «Внутренний аудит — это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля».
|
Основные объекты внутреннего аудита решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита различаются в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельноести звеньев структуры экономического субъекта — может быть и независимым, т. е. подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку иризваио содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях, поскольку высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта.
|
Внутренние аудиторы — это сотрудники в штате предприятия и подчиненные его руководству. Квалифицированный внутренний аудитор должен:
• иметь углубленные знания о своей организации и бизнесе;
• знать содержание нормативных документов, действующих в данный период, а также области и порядок их применения;
• уметь обращаться с программными средствами, используемыми для обработки документов;
• уметь определять эффективность организации и функционирования бухгалтерии;
• быть компетентным в методологических вопросах аудиторской деятельности;
• знать основные требования российских правил (стандартов) аудиторской деятельности и в соответствующих ситуациях руководствоваться ими;
• владеть терминологией аудита для осуществления деловых контактов с внешними аудиторами и техникой составления основных отчетных форм;
• уметь осуществлять выбор критериев для оценки эффективности исследуемых систем управления и контроля;
• формировать информационно-нормативное обеспечение своей работы.
Принимая на себя обязательства внутреннего аудитора, подтверждаю
готовность соблюдать следующие этические правила и нормы поведения:
Действовать заслуживающим доверие и непредубежденным образом по отношению к аудитируемому персоналу.
• Ставить в известность руководителя службы внутреннего аудита качества о характере своих отношений с аудитируемым подразделением перед тем как проводить аудит этого подразделения.
• Не действовать в ущерб репутации аудитируемого подразделения.
• Не раскрывать выявленную в ходе аудита информацию, которая может нанести моральный ущерб персоналу аудитируемого подразделения.
• Проявлять уважение к персоналу аудитируемого подразделения, создавать атмосферу сотрудничества и доброжелательности.
• Избегать резкого тона замечаний и оценок. Замечания высказывать только по отношению к предмету аудита, но ни в косм случае не в адрес сотрудников аудитируемого подразделения.
• Постоянно сохранять позитивную психологическую установку на проведение аудита.
• В конфликтных ситуациях сохранять спокойствие и деловой тон, не поддаваясь эмоциям и избегать агрессивности со своей стороны.
• Способствовать поддержанию авторитета аудиторской службы.
Факторы завоевания и поддержания авторитета аудитора:
• сдержанность и уравновешенность суждений;
• непредвзятая оценка фактических свидетельств;
• уважительное отношение к персоналу аудитируемого подразделения (вне зависимости от состояния работ по предмету аудита, личного настроения аудитора и отношения к нему со стороны персонала);
• аккуратность обращения с документами аудитируемого подразделения;
• приветливость и доброжелательность;
• корректность обращения с сотрудниками (единственной формой обращения должно быть «Вы»).
Часто внешние аудиторы выражают мнение, что внутренние услуги нельзя отнести к аудиту вообще, из-за отсутствия независимости и объективности, т. е. внутренний аудит — функция центрального аппарата управления организацией. Кроме того, у внутренних специалистов нет столь богатого опыта работы в различных ситуациях, как у внешних. Однако потерю независимости и объективности можно рассматривать как следствие неправильной практики управления внутренними услугами: не определены роли и взаимные обязанности клиента и специалиста в пределах организации; у службы аудита нет достаточного статуса в организации, доступа к ее руководству. Во многом сохранение независимости и объективности является характеристикой п рофессионализма.
«Внутренний аудит — это независимая деятельность по проверке и оценке работы организации в ее интересах. Цель внутреннею аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок »*.
Ход внутреннего аудита показан в приложении 3.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит дополняют друг друга, между ними существуют области частичного совпадения. Многие функции внутренних аудиторов могут выполняться приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
Услуги внутренних специалистов не смогут заменить внешний аудит, которому всегда будет отдаваться предпочтение по причине большей беспристрастности (независимости) и профессионализма, обеспечиваемого богатейшим опытом разнообразных управленческих ситуаций и характеризуемого конфиденциальностью работы консультанта как профессионала.
Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями — заказчиком продукции или, например, органом сертификации[2].
Обязательный и инициативный аудит обучения
С позиции нормативного регулирования предпринимательской деятельности, аудит подразделяется на обязательный и инициативный. Обязательные аудиторские проверки проводятся в определенных нормативным регулированием случаях[3], а также по поручению органов государственного управления, например, н финансовой сфере при расследовании налоговых преступлений. Объем и порядок осуществления обязательного аудита регламентируется законодательно.
Инициативный (добровольный) аудит, проводимый но решению экономического субъекта и служащий реализации его внутренних целей, обычно имеет место:
- когда происходит покупка предприятия и новый собственник хочет проверить стоимость приобретаемого;
- когда собственники не доверяют своим управляющим и хотят прокон тролировать их работу.
Характер и масштабы аудиторской проверки при сохранении за аудитором его независимости определяет клиент.