Персонал — главный ресурс в системе качества, поскольку факторы, создающие условия для обеспечения и улучшения качества, в первую очередь не технические и даже не экономические, а социальные, во многом связанные с персоналом.
Внедрение стандартов ИСО разрушает командное администрирование не только в отношениях между вышестоящим органом управления и предприятием, но и в управленческой структуре самого предприятия. Оно способствует:
• усилению горизонтальных связей в противовес вертикальным;
• демократизации административного управления (это иллюстрирует деятельность групп качества);
• переходу от разобщенности к сотрудничеству;
• доверительному характеру слова (примером является отношение к заявлению/декларации руководства о поли тике предприятия в области качества);
• созданию па предприятии атмосферы доброжелательности, исключающей страх;
• повышению ответственности каждого работника за результаты своего труда.
Реализация стандартов ИСО предполагает, что в процесс обеспечения качества должен быть вовлечен весь персонал предприятия. При этом каждый работник должен нести ответственность за результаты своей деятельности в области качества.
Концепцией TQM сформулированы ключевые положения, касающиеся роли персонала:
• он является в организации «ценностью № 1»; в вопросах качества следует ориентироваться па ожидания и требована потреби теля; комплекс функциональных (производственных и управленческих) процессов рассматривается как единая система партнерских отношений «поставщик — потребитель», связывающих па всех этапах жизненного цикла продукта персонал (коллективный «внутренний потребитель») и организацию («поставщик»);
|
• каждый внутренний потребитель функционального процесса формирует комплекс своих ожиданий (требований) к «выходу» процесса, определяющих его социально-техническую ценность (эффективность, точность, безопасность и комфорт пользования средствами деятельности);
• при определении вектора ожиданий вну треннего потребителя их адресом является — система организации. Эффективность «процессных» отношений исходя из теории мотивации зависит от полноты удовлетворения поставщиком (организацией) ожиданий потребителя (персонала).
К числу основных ожиданий, адресуемых персоналом к организации, относятся следующие (не ранжируемые по значимости):
• создание безопасных и комфортных условий функциональной деятельности с использованием надежных, безопасных, удобных и эстетически совершенных средств деятельности;
• определение порядка материального стимулирования (основная заработная плата, надбавки, премии, бонусы);
• создание методов развития и совершенствования персонала и отдельных работников (обучение перспективным приемам труда, формирование и поддержание организационных коммуникаций, навыков и мастерства);
• удовлетворенность содержанием работы (делегирование полномочий, уровень доверия руководств и коллег, карьерный рост, ощущение партнерских отношений с организацией);
• предоставление социально-страховых гарантий (формат найма и содержание кон тракта, страхование от несчастных случаев, оплата больничных листов, пенсионное обеспечение).
|
Ожидания (требования) пользователей к средствам и продукту деятельности формализуются «развертыванием функции качества» путем их описания в терминах технических требований и включения их в проектную и нормативную документацию. Кроме требований в параметрическом виде, допускается и их вербальный (описательно- качественный) вариант, например, описание дизайнерских характеристик средств деятельности и продукта.
В качестве «поставщика» система организации обеспечивает реализацию требований и ожиданий персонала следующими средствами;
• формирование адекватных форм и методов мотивации функциональной деятельности персонала, зависящих от результатов деятельности и рентабельности организации;
• разработка и реализация фирменных нормативов по безопасности и эргономичности среды деятельности персонала; разработка (или приобретение) средств деятельности, отвечающих требованиям надежности, безопасности, эргономичности и дизайна;
• создание системы обучения и тренировки специалистов предприятия, оценки и аттестации персонажа, ротации и карьерного движения в рамках управления человеческими ресурсами организации;
• организация системы планирования и постоянного повышения качества, проведение политики эффективного распределения и делегирования полномочий, организация аппарата наставничества и работы кружков качества;
• формирование и целевая реализация социально-страхового пакета.
Стандарт ИСО 9001:2000 требует (и. 6.2.1), чтобы персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, был компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. Для этого организация должна (п. 6.2.2):
|
• определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет па качество продукции;
• обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
• оценивать результативность предпринятых мер;
• обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
• поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (п. 4.2.4), т. е. осуществлять кадровое делопроизводство.
Это означает, что весь персонал организации должен обладать достаточными способностями для успешного выполнения возложенных на работников обязанностей, чтобы эффективно решать задачи, стоящие перед ними, перед той группой представителей подразделения, в которую они входят, и перед организацией в целом, и обеспечивать предоставление потребителям услуг, соответствующих установленным требован иям.
Отбор и прием на работу сотрудников для выполнения обязанностей, непосредственно влияющих на качество услуг, должен осуществляться так, чтобы обеспечить надлежащий уровень компетентности нанимаемых кадров.
Необходимо регулярно проверять соответствие опытности, квалификации, знаний и навыков персонала потребностям организации. Подобный анализ должен проводиться совместно с проверками наличия необходимых ресурсов и финансирования и с учетом ожидаемых в будущем потребностей организации и се клиентов. Анализ должен способствоват ь установлению целевых программ подготовки персонала и внедрению эффективных процессов отбора и найма сотрудников.
Следует выбрать соответствующую методологию подобного анализа, чтобы можно было выявлять потребности в индивидуальном и групповом повышении квалификации персонала. К числу подобных методов анализа можно отнести оценку эффективности работы сотрудников, аудит их квалификации, анализ информации, поступающей по каналам обратной связи с потребителями, собеседования с вновь нанимаемыми сотрудниками и т. д. В процессе проверки квафикации и эффективности работы необходимо убедиться в том, что каждому сотруднику известно:
• о целях и задачах организации в области качества;
• о значении его деятельности в занимаемой должности для достижения целей в области качества, стоящих перед организацией в целом и перед тем подразделением, в ко тором он работает;
• о значении его работы или должности для потребителей.
В результате проведенного анализа может потребоваться осуществление программы обучения или переподготовки кадров, нацеленной на повышение (усиление):
• уровня профессионального мастерства;
• навыков в части коммуникаций;
• знаний и квалификации в области менеджмента;
• знаний и квалификации по отдельным отраслям знаний;
• знаний и навыков в области менеджмента качества.
Эффективность обучения и повышения квалификации сот рудников должна оцениваться так, чтобы на основе получаемых оценок можно было:
• проверить достаточность компетентности работников для выполнения новых или развивающихся в сторону усложнения должностных обязанностей;
• подтвердить окупаемость расходов на развитие кадров;
• совершенствовать будущие методы оценки квалификации персонала, программы и методы его обучения и переподготовки.
Сотрудникам должны быть предоставлены время и средства для самосовершенствования посредством:
• участия в конференциях, семинарах и т. п. мероприятиях;
• проведения научных исследований;
• получения образования.
Данный стандарт также требует, чтобы организация в любой момент могла выявить текущее состояние дел, уровень образования, компетентности и эффективности работы всех сотрудников. Этому может способствовать система информации о кадрах, в которой должны составляться и храниться соответствующие обобщенные отчеты. Альтернативой подобным отчетам могут быть индивидуальные отчеты сотрудников или от четы о повышении квалификации кадров. Перечисленные отчет ные материалы должны подтверждать:
• достигнутые каждым сотрудником уровни квалификации, опытности и эффективности работы;
• реализацию согласованных мероприятий по развитию персонала и его подготовке;
• эффективност ь обучения и переподготовки сотрудников, а также обеспечиват ь выявление слабых мест организации в части квалификации персонала с целью внедрения изменений в технологию работы, производственные процессы или в структуру организации.
С вводом в действие новой версии стандартов ИСО серии 9000 определился круг задач, которые организация должна решить по реализации принципа TQM «Вовлечение персонала»