Государственные внебюджетные фонды
[1] с. 82-91 [2] с. 145-156
https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_внебюджетный_фонд
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
[1] с. 82-83 [2] с. 145-147
Пенсионный фонд РФ
[1] с. 84-85 [2] с. 147-150
Фонд социального страхования
[1] с. 85-86 [2] с. 154-156
Фонд обязательного медицинского страхования
[1] с. 86-89 [2] с. 150-154
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;
2) формирование фондов с собственными источниками доходов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
· специальные налоги и сборы;
· бюджетные средства. Эти средства переводятся во внебюджетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов;
· заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.
Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кредитными учреждениями.
По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды.
Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Каждая организация уплачивает ежемесячно страховые взносы во внебюджетные фонды. Расчет ведется с фонда оплаты труда (ФОТ).
Страховые взносы в 2021 году
Предельная база для взносов на ОПС и ВНиМ в 2021 году утверждена Постановлением Правительства от 26.11.2020 № 1935. После её превышения, взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства можно не начислять, а пенсионные взносы уплачиваются по ставке 10 % или не уплачиваются вовсе.
Основные тарифы страховых взносов в 2021 году не изменились, однако появились новые льготы — пониженные ставки взносов для субъектов МСП и IT-компаний. Фиксированные страховые взносы ИП за себя в 2021 году проиндексированы не были, поэтому их сумма не изменилась с прошлого года.
Ставки по страховым взносам Общий тариф (код 01 в РСВ) ПФР — 22 % (10 % после превышения лимита) ФСС— 2,9 % (0 % после превышения лимита) ОМС — 5,1%
Предельная база, облагаемая страховыми взносами | |
Пенсионные | 1 465 000 рублей (снижение ставки после превышения лимита) |
ФСС | 966 000 рублей |
Ставки по страховым взносам | |
Общий тариф (код 01 в РСВ) | ПФР — 22 % (10 % после превышения лимита) ВНиМ — 2,9 % (0 % после превышения лимита) ОМС — 5,1 % |
Льготный тариф для МСП по выплатам сверх МРОТ (код 20 в РСВ) | ПФР — 10 % (10 % после превышения лимита) ВНиМ — 0 % ОМС — 5 % |
Льготный тариф для IT-компаний (код 22 в РСВ) | ПФР — 6 % ВНиМ — 1,5 % ОМС — 0,1 % |
Взносы ИП за себя | |
Пенсионные | 32 448 рублей |
Медицинские | 8 426 рублей |
Максимальные взносы в ПФР | 259 584 рублей |
Ставки по страховым взносам Общий тариф (код 01 в РСВ) ПФР — 22 % (10 % после превышения лимита) ФСС— 2,9 % (0 % после превышения лимита) ОМС — 5,1%
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения, в РФ.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Средства ПФР формируются за счет:
· страховых взносов работодателей;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
· страховых взносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
· добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются на:
· выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально-техническое, обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Различают два основных типа пенсионных систем — распределительную и накопительную.
Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплаты пенсионерам производятся за счет текущих доходов работающих. Финансовая база этой пенсионной системы основана на принципе солидарности поколений. Солидарность поколений заключается в том, что выплата пенсий производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых поколений.
При распределительной системе размер пенсии зависит прежде всего от трудового стажа и среднего заработка. В СССР размер трудовой пенсии в сумме 132 руб. в месяц был достаточно высоким.
Накопительная пенсионная система предусматривает, что работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
Можно назвать следующие преимущества накопительной системы:
· не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
· обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
· позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;
· сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.
В настоящее время в рамках пенсионной реформы введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет.