Агрессивный ребенок: понять и помочь
Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1977).
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
И агрессия и агрессивность оказывают отрицательное действие на жизнь ребенка и становление его личности. К чему же приводит агрессивное поведение?
Ребенок часто конфликтует с взрослыми и сверстниками, он часто злится, расстраивается. Физические и вербальные проявления агрессивности - это только видимая часть деструктивного влияния агрессии. Самое колоссальное влияние оказывает формирующаяся установка, что только агрессивным поведением можно решать проблемы и задачи жизни и все вокруг враги. Не зная других вариантов поведения, ребенок попадает в замкнутый круг, в котором его агрессия порождает ответную агрессию окружающих, включается механизм саморазрушения.
Проявление детской агрессии: основные причины.
Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества.
ü Беспричинные всплески ярости;
ü Желание поломать, разорвать;
ü Ущипнуть и даже укусить - заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.
|
Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне.
Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.
Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:
ü Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
ü Неполное или неправильное воспитание.
ü Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
ü Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
ü Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.
ü Если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.
ü Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.
ü Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.
|
Виды агрессии у детей:
Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная, к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.
Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:
· Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно);
· Косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей);
· Символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
· Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
· Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
· Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.
Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.
|
Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии начиная с младенческого возраста.
Р одители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда. Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства.
Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда. Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы. Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.
Агрессивный ребенок: помогая преодолеть гнев родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни.
Значит придется исключить при ребенке «разборы полетов»:
ü не использовать в разговоре сарказм, крики;
ü исключить семейные скандалы;
ü телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком.
Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить. Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании. Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз. Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее.
Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение. Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной. Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.
Ошибки родителей: главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата. От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним. Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию.