Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.
Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.
№12
«ПРАВА МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»
Каждый человек обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.
Основной документ по правам ребенка – Конвенция «О правах ребенка».
Резюме прав:
1. Дети имеют право на воспитание в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
4. Дети имеют право на медицинский уход.
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
6. Дети имеют право на отдых.
7. Дети имеют право на бесплатное образование.
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию.
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Также есть законодательные акты РФ, в которых находят отражения основные идеи Конвенции это: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Об образовании» и др.
|
А ВЫЗНАЕТЕ, ЧТО…
С рождения:
v Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, имеет право на имя, отечество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
v На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
v Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
3 года:
v Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.
6 лет:
Шестилетний гражданин:
v Вправе посещать школу;
v Вправе самостоятельно заключать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
8 лет:
v Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.
10 лет:
v Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.
v Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановления родительских прав своих родителей.
v Выражает свое мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать после их развода.
v Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного заседания.
№13
«Наказывать или не наказывать ребенка?
В жизни каждых родителей наступает момент, когда ребёнок перестаёт слушаться. И многие родители ставят перед собой вопрос: «Как правильно поступить?», «Стоит, или не стоит наказывать ребёнка?»
|
Оставление проступков без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма. Вот тут-то снова и выплывает вопрос, наказывать ребенка или нет? Ответ очевиден: после первого разъяснительного разговора да, наказывать. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия в виде наказания.
А вот как наказывать ребенка?
Первое, что необходимо сделать – это встать на место ребенка и понять, что именно побудило его совершить этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ребенку, что так делать нельзя, и он просто не видит в своём поступке ничего плохого? Прежде, чем наказывать ребенка необходимо обязательно получить ответы на эти вопросы. Вполне возможно, что ребенок не видит в своём поступке ничего дурного и не понимает последствий. В этом случае всё наказание ребенка должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя.
Виды наказания
Физические наказания – всего лет сто назад считалось, что серьёзные физические наказания детей – это единственный вид наказаний ребенка, который обеспечит его правильное воспитание. Однако, сегодня уже все специалисты твердят, что наказывать ребенка физически просто нельзя. Наказывать ребенка телесно необходимо только в крайних случаях, и это должно быть последним средством. Нельзя наказывать ребенка так, чтобы ему было больно, шлепок по попе вполне ощутим для ребенка, но не несёт в себе никаких физических и психологических последствий для его здоровья. А вот для того, чтобы не переборщить, Вы обязательно должны соблюдать самое главноеправило: перед тем, как наказывать ребенка, Вы должны полностью успокоиться. Только так. Гнев - плохой советчик и Вы сами не заметите, как шлепок за провинность может превратиться едва ли не в избиение ребенка. Тогда после наказания ребёнок будет стараться ударить младшего брата или сестру или животное. Таким образом, он будет мстить окружающему миру за перенесенную боль и унижения. Второе правило: наказание должно быть адекватно возрасту ребенка.
|
Угрозы и запугивания – ни в коем случае в виде наказания ребенка нельзя запугивать или угрожать ему, так как это может привести к серьёзным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания детей может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.
Словесное унижение – нельзя унижать человеческое достоинство ребёнка. Любое оскорбление – это психологическая травма для ребёнка. Фразы, произнесённые даже сгоряча, могут серьёзно ранить ребёнка. У ребёнка будет развиваться неуверенность в своих силах и способностях. Ребёнок замкнётся в себе. Или словесные унижения ребёнок будет усваивать как норму поведения, и расти жестоким. Изолирование ребёнка - это даже не способ наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод очень простой – просто отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своём поведении: «Иди к себе в комнату или угол, когда успокоишься, выйдешь». Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае если ребенок очень мал, то можно самим выйти из комнаты. Такой способ наказывать ребенка отлично подойдёт в случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, привлечь их внимание. Однако помните, что наказывать ребенка, таким образом, надолго не стоит, так как маленький ребенок через некоторое время просто забудет, за что его наказали, а более взрослый задумается о наказании и отношении родителей к нему. Время изоляции должно соответствовать возрасту ребёнка: 3 года – 3 минуты, 4 года – 4 минуты, 5 лет – 5 минут, 6 лет – 6 минут, 7 лет – 7 минут. После изоляции не спрашивайте ребёнка, понял ли он свой поступок, не вспоминайте, не напоминайте ему, за что он был наказан.
Лишение удовольствия. Такой метод наказания вполне приемлем. Например, лишить ребёнка просмотра мультиков, стоит уже при более серьёзном проступке. В первую очередь, как и в любом способе наказывать ребенка, необходимо объяснить ему, что это наказание вот за это. Ребенок должен понять, что за плохое поведение его лишат чего-то действительно важного для него. Однако и здесь надо быть очень внимательным и осторожным. Нельзя наказывать малыша слишком длительным лишением чего-либо. Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня Вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Недопустимо также запоздалое наказание. Например, сегодня Вы запретили ребёнку гулять, потому что вчера он не убрал игрушки. В таком случае ребенок может почувствовать себя несчастным, а этого допускать нельзя.
Наказание трудом. Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать?
Лишение ребёнка его физиологических потребностей. Например лишить ребёнка еды, сна. Такой метод наказании ни в коем случае применять нельзя, так как наносит серьёзный вред физическому и психическому здоровью ребёнка.
Игнорирование поведения ребёнка. Смысл этой методики заключается в поддержании желаемого поведения — похвалой и игнорирование нежелательного поведения. Ни в коем случае не игнорируйте самого ребёнка. Например, скажите ему: «Мне не нравится сегодня твоё поведение». Нельзя говорить «Ты мне сегодня не нравишься». Ребёнок будет думать, что Вы его не любите. Таким образом, малыш, особенно, если он общительный и коммуникабельный, стремиться к той модели поведения, которую поддерживают его родители и участвующие в воспитательном процессе люди. К сожалению, не каждый родитель обладает железными нервами, чтобы игнорировать все шалости малыша.
Итак, выделим виды наказания, которые нельзя применять и которые можно применять:
Как нельзя наказывать ребёнка:
1. Физически (применение силы).
2. Трудом домашним.
3. Словесным унижением.
4. Угрозами и запугиваниями.
5. Лишением физиологических потребностей ребёнка.
6. Лишать ребенка праздника.
Как можно наказывать ребёнка:
1 Игнорировать поведение ребёнка, но ни в коем случае не игнорировать самого ребёнка как личность.
2 Изолировать ребёнка в свою комнату.
3 Лишать ребёнка удовольствий.
Для того, чтобы ребенок чётко понимал связь между своими поступками и наказанием, если Вам что-то не нравится, предупреждайте ребенка о том, что он может быть наказан. Пример: «Если не уберёшь игрушки, то я тебя накажу».
Помните! Когда ребёнок болеет, наказывать его нельзя.
Уважаемые родители, запомните, что наказывать ребенка необходимо не для того чтобы показать свою власть над ним, не для того чтобы сделать ему больно и не для того чтобы унизить его.