Цивилизация и социальное развитие.




Социальная дифференциация—это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом, возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и уважаемый вождь и его приближённые, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось всё более очевидным.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоёв населения. Деление общества на управляющих, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Таким образом, уточняя понятия социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определённое неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объёма и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Устранимо ли это неравенство? на этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости.

Согласно другой точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведёт общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним полюсам.

В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие социальный класс появилось давно. Первоначально выделяли два класса - бедных и богатых, т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетённых и угнетателей. Появление классов связанно с политическим насилием. В XVIII веке появилась распределительная теория, согласно которой выделялись три основных класса:

1) собственники земли (феодалы), получающие ренту

2)владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль

3)рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности.

В современной западной социологии понятие класс также используется.

Но более универсальным является понятие страты. В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование и др.

Социальная структура общества сквозь призму классов и Стратов выглядит различно. Например. Два основных класса— рабочие и крестьянство и социальная группа— интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиции марксистского классового похода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х. годов. Правящий класс 0,7% в составе занятого населения; управляющие специалисты 3,5%; интеллигенция 1,8%; специалисты квалифицированного умственного труда 18,8%; служащие не специалисты около 5%; промышленный рабочий класс 22,3%; рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы 19%; обслуживающий персонал около 13%; сельскохозяйственные рабочие и крестьяне и другие группы 15%.

Очевидно, что учёт многих признаков при выделении социальных групп позволяет создать более многомерную картину социальной действительности, а значит, и точнее выяснить тенденции её изменения.

Итак, каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответ на эти вопросы даёт теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, на том же уровне, что и прежняя. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени социальной иерархии на другую. При этом человек может совершать как социальный подъём, так и социальный спуск.

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежащему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоёв общества; почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила своё социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов профессионалов. С другой стороны, в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоёв населения. Похожую картину даёт революция во Франция 1789 г., английская революция в XVII в.

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов: в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнём с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывает церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоёв: ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Ещё одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Важнейшим элементом социальной структуры— социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Семья очень древний социальный институт, приобретавший на разных ступенях развития различные формы. В обществе не утихают споры о том, какая из существующих форм наиболее жизнеспособна, в большей мере отвечает традициям и национальным особенностям той или иной страны. Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежит главе семейства— отцу. Все остальные члены семьи должны беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

Противники такой позиции были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты.

Современная западная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдаётся предпочтение перед взаимной ответственностью и сплочённостью семьи, что создаёт для неё немалые опасности. В большинстве стран Западной Европы уменьшается число лиц, вступающих в брак, растёт число «свободных союзов» и рождённых в них детей, ослабевает прочность браков.

Возрастает трудовая занятость женщин вне дома. для нашей страны это уже типичное явление. Но и на Западе доля работающих женщин превышает 50-60%. Профессиональные интересы становятся серьёзным конкурентом семейным интересам не только мужчин, но и женщин.

Вместе с тем семья остаётся высшей ценностью, и, чтобы укрепить её позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребёнка выплачиваются единовременные денежные пособия, размеры которых возрастают с каждым последующим ребёнком. Здесь отражается стремление общества и государства к определенной демографической политике, ведущей к росту рождаемости.

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно- общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Так укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.

Значительные сдвиги происходят в развитых странах запада. Одной из тенденций является рост нового среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев низшего и среднего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоёв, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже чем у средней и мелкой буржуазии. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян. Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастёт количество высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой остаётся безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы не была нам дорога историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живём и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливается взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицание их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Исторически сложившиеся общности людей— род, племя, народность. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создаёт единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, Сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось понятие «этнос». Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающие эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация— наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате объединения, «перемешивания» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племён и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

Начнём с языка, как важнейшего элемента культуры, основной формы проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей.

Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает развитие диалектов). Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводят некоторых учёных к мнению, что язык— несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка— немецкий, французский, итальянский и ретороманский, однако швейцарцы являются единой нацией. Ещё пример: англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык несомненно является одним из факторов влияющих на национальные отношения.

Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы— каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определённой территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями— ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния.

История невозможна без памяти. Историческая память—великий источник национальной общности и национальной ответственности.

Помнить об уроках прошлого, чтить память предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями— это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов исторической памяти— национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это творчество писателей, в том числе современных, где находят своё отражение национальный колорит, национальные легенды.

Однако было бы неверно представлять себе процесс развития народов, как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество— это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают…И у каждого народа своя судьба.

Многие когда-то известные народы ушли в небытие или растворились в других народах (финикийцы, скифы, сарматы и др.), а некоторые современные народы появились в глубокой древности (армяне, грузины и др.). Английская нация сложилась в XVI в., русская—в XVII-XVIII вв. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности— сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием, природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле всё больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Учёные считают, что сегодня существует два основных направления, или тенденции, в развитии наций и межнациональных отношениях: Дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию ещё называют национальной.

Вторая тенденция (её принято называть интернациональной) ведёт к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углубления экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.

Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая— путём взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счёте обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.

Обращаясь к истории, можно заметить, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат недавние события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.

Особенно тяжёлые последствия вызывает национальное насилие— подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.

Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсусе), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: