Современные цивилизации.




План.

Введение

Основная часть

A. Современные цивилизации

I. Экономическое развитие современной цивилизации

Ii. Цивилизация и социальное развитие

Iii. Современная цивилизация и политическая жизнь

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Современное человечество—это более 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и духовной жизни.

Одна из причин такого разнообразия— различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношение между людьми, и на складывающиеся формы собственности

В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Среди ряда других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт: горы, долины, леса, множество небольших рек— затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твёрдые почвы требовали тяжёлого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Всё это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы.

Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г.Плеханов «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что каждого общества существует в свою очередь известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемым каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же самое время другим обществам. Поэтому всякое общество живёт в своей особой исторической среде, которая может быть—и действительно часто бывает—очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия… в процесс общественного развития».

 

Основная часть.

Современные цивилизации.

Сейчас, как и много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далёкое прошлое.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип «у – вей» у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процессов.

Этот тип общества, получивший название традиционного,сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу, в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных ресурсов, но и застой в развитии техники. Данные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.

Большую роль в общественной жизни этих стран играет религия. В странах, где господствующей религией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучением

Западную цивилизацию исследователи называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Западное общество во многом противоположно традиционному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющие интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом, «созерцательности» традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.

В традиционном обществе первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития. Западная же цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую автономную личность, что послужило основой для выработки идей о правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объёмов, скоростей, мощностей.

К середине столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.

«Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определёнными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация—пришельцы с марса обнаружили бы повсюду одно и то же». О. Тоффлер—американский учёный.

Однако к середине 70-х гг. сложившаяся на этих принципах система производства и общественной жизни стала давать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейший рост потребления всё более дорожавшей нефти грозил подорвать национальные экономики тех стран, которые жили за счёт ввоза. Но кроме нефти всё более скудели запасы и других ресурсов планеты, необходимых для развития производства и общества, в том числе природные ископаемые.

Сказались и экологические ограничения. Массовое производство было дешёвым не только в силу своих масштабов, но и потому что производители не тратились на охрану окружающей среды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т. п.. Однако такое отношение к природе, с одной стороны, как неисчерпаемой кладовой ресурсов, а с другой—как к удобному месту для сброса отходов привело к реальной угрозе экологической катастрофы, и его пришлось изменить. Массовое производство из прибыльного грозило стать весьма убыточным.

Следует ли из сказанного, что так бурно стартовавшая индустриальная цивилизация изжила себя, приблизясь к неизбежному краху? Такие мрачные прогнозы высказывались, и неоднократно. Однако западное общество сумело решить ряд трудных проблем—ответы на многие вопросы дала научно-техническая революция. Благодаря её достижениям удалось создать ресурсосберегающую технологию, что заметно сократило применение природного сырья. На базе электронно-вычислительной техники началась революция в управлении производством. Будущее, как считают многие учёные, за информационным обществом.

В настоящее время наряду с массовым производством всё более прочные позиции занимает мелкосерийное. Расширяются коммуникативные возможности: многоканальное и спутниковое телевидение, различные печатные издания, рассчитанные на самые разные группы читателей, личные компьютеры. Этнические, культурные различия не рассматриваются теперь как помеха на пути развития общества.

Итак, человечество «снова в пути». Значит ли это, что все проблемы, по крайней мере для тех, кто вступает в стадию постиндустриального развития, решены? Нет. Возникают новые трудности и тупики. Но самыми опасными становятся те из них, которые затрагивают всё человечество: экологический кризис, рост вооружений и их совершенствование, демографический взрыв.

Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Всё более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические и культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в людях чувство принадлежности к единой человеческой семье. Французский мыслитель первой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовывались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек ежедневно требует свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий. Теперь уже не просто поле… а целая Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас… Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми».

Но это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне—идёт диалог культур цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культу и цивилизаций достоянием всего человечества.

«… Мы вступаем в период, когда культура будет иметь большее значение, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаём заново каждый день. «Третья волна» (постиндустриальное общество) будет содержать в себе много культуры, и это базис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопонимания людей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми». О. Тоффлер—американский учёный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: